Кто Боится Смерти?
КТО БОИТСЯ СМЕРТИ?
В современном обществе тема смерти не популярна, особенно у людей, не достигших преклонного возраста. Жизнь сверкает и переливается разноцветными красками, изобилие товаров и индустрия развлечений делают пребывание в этом мире более комфортным и веселым, а борьба с повседневным бытом все дальше уходит от нас в прошлое. При таком раскладе - думать о смерти, для большинства людей кажется чем-то противоестественным.
Когда кто-то умирает, об этом порой не знают даже соседи, поскольку маршрут покойного обычно таков: морг - ритуальный зал (иногда церковь) – кладбище. Все в режиме максимальной закрытости. Общество как бы говорит: «Мы не хотим об этом знать, нам неприятно это видеть, пожалуйста, сделайте так, чтобы это было не на наших глазах». Может быть, это звучит кощунственно, но современный подход к похоронному делу у меня почему-то ассоциируется с утилизацией отжившей биомассы. И дорогие гробы, и роскошные мраморные изваяния, картины не меняют: дело не в стоимости ритуальных изделий, а в отношении окружающих к смерти.
Если о ней не думать, то ее как бы и не существует. Сводки новостей об убийствах и катастрофах – всего лишь статистика, которая никак не касается конкретного обывателя.
Momento mori – это латинское выражение буквально означает « помни о смерти». В Древнем Риме во время триумфального шествия римских полководцев, которые возвращались с победой, эту фразу произносил раб за спиной военачальника, чтобы тот помнил, что ни власть, ни слава не дает безсмертия.
Затем как-то это забылось, а зря. Вся история человечества – это история бед, страданий, утрат. Но каждый раз, приобретая земные блага, человек в гордом безумии своем думает, что это навсегда, хотя ему всего лишь дали их подержать, и то на какое-то время, а потом обязательно отнимут.
Ах, как славно умирали крестьяне на Руси. У себя дома, после исповеди и причастия, сделав последние распоряжения по хозяйству и раздав свое имущество (кому праздничную рубаху, кому зипун), попрощавшись с домочадцами и благословив их. И все это без страха и причитаний о несправедливости жизни: «Значит пора, значит на то воля Божья». По усопшим читали Псалтырь, и провожали в последний путь всем деревенским миром. В Русской литературе XIX в. об этом замечательно написано.
Как важно помнить, что все мы на земле только гости, что наши богатства, властные полномочия, влиятельные друзья -ничто, призрак, дым.
Мало кто задумывается в суете современной жизни над вечными вопросами. Сутолока мира сего не оставляет на это ни времени ни желания. И вот время на исходе. И у многих на пороге смерти – шок: «Как, я? Уже? Зачем, я не хочу, это какая-то ошибка!!! Жить, жить любой ценой!». И начинают бегать по всяким мошенникам-целителям, за баснословные деньги покупают новомодные таблетки-пустышки, якобы моментально излечивающие от рака. Впустую растрачивают оставшееся драгоценное время, вместо того, чтобы достойно подготовится к переходу в Вечность.
Чем больше человек погружен в этот мир, с его соблазнами, тем тяжелее ему осознать, что рано или поздно для него все кончится, поэтому, когда «звенит звонок», он цепляется из последних сил.
Страх перед смертью – это плата за то, что смыслом жизни была забота только о своем тленном теле: во что его одеть, чем напитать и чем потешить. Именно этому служат достижения науки, технический прогресс. На него, любимого работают промышленные предприятия, расходуются природные ресурсы.
Прожить отпущенное тебе время в каждодневной заботе о телесах и в то же время ни разу не задуматься о безсмертной душе – что может быть неразумнее, а ведь так живет современное общество.
Остановится и немного отдохнуть от бешенного ритма, подумать: «Кто я, почему именно меня Господь позвал в этом мир. Для накопления материальных богатств? Достижения карьерных высот? Или для чего-то еще ?».
Не помню, кто, метко сказал, что свежий огурец, попадая в банку с рассолом быстро становиться соленым, независимо от его желания. Мы все находимся в «рассоле» современной жизни, которая оставляет мало шансов остаться таким, какими нас задумал Господь. И все же, как важно сделать усилие над собой и найти время для подобных размышлений, постепенно приучая себя к тому, чтобы мысли эти со временем сделались постоянными. Тогда на «финишной прямой» не возникнет истерик и дурацких вопросов, а оставшееся время будет потрачено разумно и с пользой для своей безсмертной души.
Кураев Олег Александрович
Метки:
мало кто задумывается в суете современной жизни над вечными вопросами сутолока мира сего не оставляет на это ни времени ни
,я уже зачем
,я не хочу
Нарядных витрин и низко опущенные плечи бедняка Бедняки — это не только пенсионеры. Это и веснушчатый мальчишка, который,
Благовещение – один из самых больших и почитаемых праздников. Особенно красиво, поэтично и богословски ясно праздник предстает в Богослужении. Оно построено на диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии, постепенно разворачиваясь от смущения архангела тем, что он узнал тайну Боговоплощения и что должен ее донести Богородице, до смиренного согласия Отроковицы послужить делу спасения рода человеческого.
В первую очередь речь, конечно же, пойдет о преподобном Ниле. Нил Столобенский родился в конце XV века в древних Новгородских землях – в Деревской пятине, в Жабенском погосте Валдайского уезда. Кто были его родители, и как его звали в миру, неизвестно.
Удивительная духовная связь cложилаcь с озером Селигер – недаром все, кто хоть однажды посетил его, возвращаются сюда вновь и вновь. Великолепные пейзажи, превосходная рыбалка, познавательные экскурсии по великим святыням Селигерского края никого не оставляют равнодушными.
В Первом послании к Коринфянам 10:11 говорится: «Все это происходило с ними, как образы». Библия дает историю израильтян как пример для нас в целях нашего назидания. Существует внешнее различие между работой Бога в Ветхом Завете и Его работой в Новом Завете, но в принципе они одинаковы. Сегодня принцип работы Бога тот же, что и в прошлом.Бог избрал израильтян, чтобы они стали Его народом; Он же избрал и кого-то из язычников, чтобы они тоже стали Его народом (Деян. 15:14).
Каждый из нас, несомненно каждый обладает драгоценностью, которую носим в своем сердце. Кто-то отдает это сокровище без остатка, кто-то иногда делится крупицами, а кто-то вовсе забыл и даже не делает попыток вспомнить о том, чем обладает. Это сокровище – безусловная любовь.
Я изложил своё мнение о религии, религиозности и нравственности в книжке «Принципы Природной этики в трех эссе…». В ней изложил и свои ответы на ряд, интересовавших меня вопросов, в частности, такой: все ли религии имеют нравственную базу? Естественно, рассматривал лишь мировые религии – иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм. И только у христианства, к полному своему изумлению, нравственной базы не обнаружил...
Мы – православные христиане веруем в Единого Бога, во Св. Троице славимого: в Отца, Сына и Св. Духа, в Троицу Единосущную и Нераздельную. Бог-Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» за спасение мира (Иоанн. 3: 16); а Сын Божий – Господь Иисус Христос по той же божественной любви «Себя предал за Церковь» (Ефес. 5: 25), т.е. пострадал за всех верующих, «да будет Церковь свята и непорочна».
В любой нормальной стране должен быть приоритет национальных ценностей проживающего там государствообразующего народа. Разумеется, при этом не должны подавляться и запрещаться обычаи и культура других проживающих там народов (если они, конечно, не нарушают законов и обычаев страны пребывания). Партии и движения, поддерживающие и продвигающие такие идеи пользуются поддержкой коренного населения этих стран и считаются патриотическими.
Доверие народа к власти определяется реальными шагами, которые эта самая власть предпринимает в его интересах. И люди это очень остро чувствуют. Поэтому такими «яркими» поступками, как переименованием милиции в полицию, вовлечением губернаторов в блогосферу, или повышением штрафов за нарушение ПДД, доверие нашего народа никогда не завоюешь.
«Любовь к отеческим гробам» должна закладываться с детства. И на всевозможные программы, фильмы, передачи, книги, прославляющие наше великое прошлое, государство скупиться не должно, хотя бы в целях собственного самосохранения (ну, не скупиться же человек тратить деньги на собственное здоровье, поскольку экономия впоследствии наверняка выйдет боком). Поэтому, если сейчас этим активно не заниматься, когда грянет беда – встать на защиту Отечества будет просто некому.
Если навалиться всем миром, постепенно, в течение нескольких лет мы преодолеем этот кризис. Уверен, настанет время, когда наркоман для обычных людей станет такой же экзотикой, как и в уже далекие советские времена.
Думаю, что во имя будущего, государству стоит поступиться кое-какими амбициозными проектами и направить высвободившиеся средства на строительство просторного жилья для молодых семей, которые готовы за него «расплатиться» многочисленным потомством. Уверен, что такой «бартер» со временем принесет свои добрые плоды.
Наши предки почти 100 лет назад исполнили эту заповедь с точностью до наоборот. Ужасающие последствия такого кощунства не замедлили отразиться на них самих и последующих поколениях. Не изжиты они и сегодня.
Глубинную Россию, я бы назвал последним бастионом национального духа страны. Революции, индустриализации, войны, Хрущевские эксперименты, наконец, развал СССР – эти непосильные ноши в основном легли на плечи жителей «глубинки». Новых потрясений ей уже не выдюжить.
Нынешние боевики и мыльные сериалы с обязательной стрельбой не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Ведь по сути, это выстрелы в наше будущее. И мне кажется одна из важнейших задач нашего государства и Русской православной Церкви донести эту мысль до тех, от кого зависит изменение информационного поля нашей страны.