Загородный Замок-Парк. Париж-15
Загородный - совсем не тот Париж, который хотим увидеть, когда о нем мечтаем.
Загородный Париж - это место для богатых, успешных, желающих уединиться и выскочить из городской парижской суеты.
Нам, наверное, повезло. Учиться будем в небольшом городке Со,(Sceaux), что всего в получасе езды от Парижа на электричке. Городок старинный, его, кажется, упоминает Бальзак в одной из книг, не помню уже какой.
Здесь в 1670 г., желая быть поближе к Версалю, купил поместье один из самых богатых финансистов и первый министр Людовика четырнадцатого Жан-Батист Кольбер. Он его полностью переделал и дополнительно построил специальное здание для коллекции картин - Аврора.
Во время Французской революции большой замок был разрушен, но до настоящего времени все-таки сохранились некоторые строения того периода: Оранжерея, павильон Аврора, Малый замок. И, как узнаю, все это вместе с парком - тоже музей.
Парк был разбит Андре Ленотром. Парк очень похож на Версальский, и замечателен он тем, что по главной оси парка тоже идет большой канал длиной в километр с очень красивым каскадом высотой с двадцать три метра. Канал и каскады служили для водных праздников, которые любил устраивать хозяин. В замке часто гостил Вольтер и однажды побывал Петр I.
Парк во время революции постигла участь замка: он был национализирован и здесь открылась сельскохозяйственная школа. Естественно, все парковые палисадники были уничтожены. Но даже в том виде, в каком виде парк сохранился и сейчас уже восстановлен, он производит неизгладимое впечатление. И мы в нем жили четыре месяца, наслаждаясь его красотой и просторами.
Каскад с центральным каналом (внизу)
В середине 19 века в парке начали строить новое здание для нового хозяина. Здание в три раза меньше прежнего и другой архитектуры: с мансардной крышей, фасадом из камня и красного кирпича. Таким я его и увидела.
Сегодня городок – зажиточный, элитный, жителей в нем мало, но городок расстраивается, хотя новые районы сильно отличаются от старых. Старые дома ухоженные, с зеленью и детскими площадками. Магазины в городке дорогие - со столичными ценами бутиков.
Зажиточные и обеспеченные французы не особенно жалуют Париж, потому что Париж, как они говорят, место для работы и экскурсий, а не для жизни. Поэтому они ездят в Париж только по необходимости, например, с гостями на экскурсии или в музеи.
По сегодняшним меркам городок провинциальный. Так мы его и воспринимали, но это, оказывается, не просто городок, это замок-парк (chateau du Parc de Sceaux), с озером, каналом, уточками, каскадами фонтанов, ухоженными дорожками, лесом, зеленью, средневековыми постройками, фруктовыми деревьями, огромными полянами и лужайками.
Видно, что это место имеет свою богатую историю и явно не простую, хотя нам тогда ничего о замке и парке тогда не рассказывали. Только сейчас я узнаю, что мы учились почти в Версале.
Изысканные строения, сохранившиеся от разрушения, напоминают о балах, танцах, роскоши и былой светской жизни городка. Парковая и замковая культура складывалась во Франции веками и покоряет сердце и глаза сразу.
Но сегодня у городка другая жизнь и другие приметы времени. Учимся в институте, который ничем не отличается от наших, разве что посовременнее и поскромнее. Городок начинается со здания железнодорожной станции.
Парк с видом на малый замок
Очень компактное, простое место, пройдя через которое попадаешь в этот райский загородный уголок. Минимализм, никакого мрамора и прочих изысков, которые особенно в последнее время в России вошли в моду.
Хотя здание насчитывает 150 лет, но оно так отреставрировано, что никогда не подумаешь о его солидном возрасте. Все очень уютно, чисто и комфортно.
Утро начинается с метро. Попадая в него, начинаешь чувствовать ритм города и настоящую жизнь: люди бегут, спешат, опаздывают, покупают газеты, читают их на ходу, слушают музыку, едут на работу или учебу. Музыка - везде: в метро, в вагонах, , в переходах.
Я любила Парижское метро, потому что здесь начинала чувствовать себя человеком, а не жителем музея городских достопримечательностей. Метро Парижа - только транспорт, не более. У нас метро - и агитация, и произведение искусства, и бомбоубежище.
Метро небогатое, в отличие от нашего московского, но очень функциональное: длинные переходы, в которых можно запутаться; merci и pardon у каждой двери, которую обязательно впереди идущий придерживает; киоски со свежими газетами и прочей мелочью.
Электричка, вхожу. Удивляешься тому, что никто ни на кого не смотрит, каждый – в себе, никто никому не уступает место, потому что просто не видят другого. Только иногда пассажиров развлекают бродячие музыканты. Я их люблю, хотя и не понимаю, о чем поют, но с утра музыка задает тон и настроение на весь день.
Остановка. Выхожу на платформу через станцию и иду по совсем пустому городку. Иду сразу в парк. По дороге встречаю школу мамы, по-нашему детский сад; обычную школу, около которой много учеников. С любопытством рассматриваю их: такие же дети, как и наши, разве что французы.
И заканчивается мой утренний маршрут в парке. Попадаются бегущие за здоровьем, или выгуливающие собак, но их немного и они теряются в огромном парковом пространстве.
Вагнер и Чайковский сменяют друг другу в моем плеере, и я отключаюсь от мира.
Вид на парк от Малого замка.
Солнце, тишина, покой, умиротворение. Иду по огромному периметру парка с огромным газоном, который открывает вид на замок. Здесь идут реставрационные работы, но они не мешают. Читаю любимую Цветаеву и наслаждаюсь жизнью. Скоро идти на занятия, но эти утренние полчаса – мои.
После первого официозного и образцово-показательного месячного модуля, сейчас дни загружены лишь наполовину. Появился новый переводчик, - из Москвы. Он сменил VIP-переводчика для VIP-персон.
Есть особый сорт дорогих переводчиков: из русских, но давно уехавших из России. Вышколенный, одетый с иголочки, с хорошо поставленным голосом, почти басом, закрытый, но с успехом использующий русскую отзывчивость и доброту.
Ребята отремонтировали недавно купленный им дом, а я редактировала для русских туристов путеводитель по Парижу. Наверное, там быстро приобретаешь такую практичность, которая в Россию придет только через 15 лет, когда в рынке будем по самую макушку.
Платить пять месяцев такому переводчику фирме было не по карману. Поэтому Дима из Москвы - дешевая рабочая сила - помог существенно сэкономить бюджет. И так во всём, на всём и со всем. Рыночная экономика в действии. Нас ведь и вывезли сюда для того, чтобы пожили в этой нарождающейся в России новой реальности и поняли ее отличие от нашей системы. Пока все это никак не принимается и симпатии не вызывает.
«Аналитический учет». Наши постоянно спорят с преподавателями о правильности или неправильности преподаваемого бухучета. Нас, для которых бухгалтерский учет терра инкогнито, старая система сбивает с толку, а у них в голове советская только укрепляется. Уверены, что в России ничего не изменится и учиться другому - пустая трата времени.
Так и будем - одни самоутверждаться, другие мучиться. Хорошо, что есть лекции на русском языке. Можно разбираться...Но это все - мелочи жизни по сравнению с тем чудом, в котором еще жить целых четыре месяца.
Потому что в перерыве - опять парк, и после занятий - тоже. Всю поляну перед замком заполняют студенты. И я ложусь здесь же, закрываю глаза и погружаюсь в мир музыки, поэзии и блаженства...
Апрель 1993 г.
Обсудить статью
О Париже известно, кажется все. Однако за его глянцевым фасадом, повсеместно узнаваемым по туристическим путеводителям, скрывается "второй Париж", мало знакомый приезжим и даже многим парижанам. Именно об этом городе, до сих пор сохраняющим привлекательность романтической таинственности, написан мой очерк.
Компания "Конкорд" – это не только организация самых изысканных банкетов, незабываемых свадеб, коктейлей, фуршетов, торжеств, аренда дворцов и музеев, но и элитные рестораны Санкт-Петербурга и Москвы.
Причин посетить иудейское государство несколько. Во-первых, очень интересные предлагает Израиль экскурсии, цены на которые достаточно демократичны, причем есть огромный выбор маршрутов. С того самого момента, как въезд в Израиль для российских граждан стал безвизовым, эта страна стала объектом внимания наших туристов.
Кисловодск с давних времен известен на весь мир бальнеолечебными свойствами и минеральным источником "Нарзан". Санатории Кисловодска – здравницы, основанные на уникальных курортных факторах, созданных самой природой.
Что посетить в Торревьехе,Испания.Короткий обзор наиболее интересных и красивых мест города Торревьехи которые по нашему мнения стоит посетить.
Лучшее место на земле! Всегда можно путешествовать по горам Альпам, когда есть деньги, главное что бы были дентги и длоска!
Израиль – страна с субтропическим климатом. Соответственно, лето там продолжается долго, захватывая и осенние месяцы в том числе. Осень не начнется в Израиле и с наступлением октября, исключение может составить лишь конец месяца. Воздух в это время прогревается до 23-26 (по ночам температура снижается до 18 градусов).
Дорога к храму у каждого имеет свое начало. Мне повезло. Свой путь к православию у меня начался с собора Александра Невского в Париже. Сейчас можно прочитать много интересного про собор, его историю, художников, регентов и архитекторов храма. Его история началась более 150 лет назад. Но я ничего тогда не знала ни о соборе, ни о православии, ни о тех замечательных людях, чьи имена вписаны в его историю. Красота, великолепие, чистейшее песнопение, благоговейное богослужение покорили меня.
Есть некоторое количество отличных курортов, где можно отдохнуть, но не многие из них мы можем посетить. Зачем они вам, ведь имеется отличная возможность отправиться на отдых в Судак. 2013 год обеспечивает традиционные невысокие стоимость
Сад, с которым хочу познакомить, появился на моем горизонте случайно. Просто хотелось поехать далеко-далеко, помолчать, отвлечься. Ехала в Венсеннский замок – казарму и тюрьму, а приехала в великолепный сад, который по красоте, запахам, цветам и разнообразию трудно превзойти. Кто видел японские сады, тот поймет мой восторг, кто не видел их – прикоснетесь к нежной изысканной красоте и восхититесь, кто любит цветы, тот не останется равнодушным, кто в унынии, тому это поднимет настроение.
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.
Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.