Феномен Турецкого Кино
Феномен турецкого кино Асия Турашкызы, писатель.
Турция и Казахстан… Что связывает эти два разных государства в Азии? Многое. Во-первых, происхождение. Казахи и турки происходят от тюрков, выходцев с Алтая /ХУ1 в./. Затем предки обоих народов перемещаются в Центральную Азию. Будущие казахи остаются в Азии, а предки турок уходят в Анатолию, где в Х111 веке создают Османское государство. Казахское ханство создается в ХУ веке / основатели Джанибек и Касым/.У обоих народов основа языка тюркская, относящаяся к алтайской группе языков. Многие турецкие слова понятны казахам и без перевода. Объединяет народы и мусульманская религия. В Турции она установлена в Х веке и позднее становится фактически государственным средством регулирования всех сторон жизни султанской монархии. В ХП века ислам пришел в государство Караханидов и позже в Казахское ханство. Но такой всепоглощающей роли религии в жизни казахов не было, о чем писал выдающийся ученый Ч.Валиханов. Сближает народы и то, что и те, и эти были кочевниками-скотоводами, жили в юртах, кочевали по степям и пустыням. И не от этого ли вольного образа жизни и характер обоих народов – свободолюбивый, воинственный и жизнелюбивый? В эпосе двух народов тоже существует определенное сходство. «Книга деда Коркута» у казахов и «Китаби деде Коркут» у турок, «Сказание о Героглы» у казахов и «Сказание о Кер-оглы» у турок. Дастаны о героях исполнялись под звучание струнных инструментов – домбры и саза. Народные остроумцы, Ходжа Насреддин и Алдар Косе, схожи в своих проделках и остроумном высмеивании богачей.
В 1923 году в Турции произошла революция, которой предшествовала борьба за независимость страны от иностранных захватчиков.В этой освободительной борьбе, казалось, народ стал единым – без классов, без бедных и богатых. Создано демократическое государство по западному типу с парламентом, президентом и конституцией. Теперь общество освободилось от власти во всех сферах жизни одного человека – султана. В 1917 году в Росси также пала монархия, единовластие царя. Все народы России, и казахи, в том числе, стали действительно свободными, равными друг другу во всех ипостасях человеческого существования – в национальной, гражданской, имущественной.
Мировоззрение человека, сформированного при социализме и человека, жившего в обществе, в котором основным регулятором отношений является рыночная экономика во многом отличаются.И киноискусство социалистического общества иначе отражает мир, иначе формирует отношение к нему человека. Но тем не менее какие-то общие линии пересечения неизменно присутствуют в них. Это то общечеловеческое, философское содержание, которое свойственном всем культурам и обществам.
В турецких многосерийных фильмах с большой художественной силой раскрыты извечные антиномии /противоречия/ человеческого бытия: борьба в человеке чувства и долга, аффективность человеческой природы / неуправляемость, вспыльчивость/ и противопоставление ему разума, незащищенность высокого нравственного сознания в собственническом мире, борьба альтруизма и эгоизма в человеческой натуре, борьба природного, биологического / инстинктов/ в человеке с разумным, нравственным подходом к жизни, извечное соперничество, как близких людей, так и партнеров по бизнесу и сопутствующие ему зависть и ревность и множество других проблем существования человека на земле.
Проблемы эти раскрыты в ярких, драматических, а порою и трагических формах киноискусства. Именно в драме а не мелодраме с ее прямолинейностью характеров, тождеством конфликта самому себе, его неизменностью, излишней слезливостью, схематичностью персонажей возможно раскрытие человеческой жизни. В любом турецком фильме заключена драма - драматическое столкновение человека с другими людьми, в которых герой либо погибает, либо гибнут его жизненные ценности. Почти в каждом фильме присутствует психологически точная обрисовка каждого характера, отличающегося природной самобытностью и неповторимой индивидуальностью. Великолепна игра актеров. Персонажи, сыгранные ими, будто вышли из самой жизни – так подробно выписано каждое движение души человека, мотивирован каждый поступок. Смотря эти фильмы вы не просто наблюдаете за их героями, а словно проживаете вместе с ними их жизнь. И когда по каким-либо причинам перестают показывать фильмы, вы невольно скучаете по их героям, словно это ваши родные или друзья. Такова сила воздействия режиссерского и актерского искусства, сотворившего эти произведения. В этом искусстве отсутствуют модернистские сложности, ему свойственен глубокий реализм - неторопливый, подробный рассказ о жизни героев с обыгрыванием всех нюансов переживаний героев. На вас обрушивается каскад чувств, мыслей современного человека, живущего в мире, раздираемом глубокими противоречиями. Люди, которых мы видим на экране, необычайно красивы внешне. Вы видите восточные лица с голубыми, зелеными глазами, с белой кожей /Серенау Сарикайя, Басак Кеклюкая, Халид Эргенч – это отголоски средневековой истории, когда в гаремах султанов жили женщины различных национальностей, давших будущим поколениям необычайную красоту и неповторимость внешнего облика/. Другие лица тоже по-своему красивы. Смоляные волосы, смуглые лица и сияющие, словно агатовая ночь, глаза /Явуз Бинголь/.
Внимание казахстанских зрителей поразил исторический фильм «Великолепный век режиссеров Дурала и Ягмура Тайланов.
На экране реальные события ХУ1 века, когда Османская империя, покорив многие народы Балкан, процветала и благоденствовала. Богатства ее были несметными, процветала художественная литература, утонченное декоративное искусство и величественная архитектура, воплощенная в мечетях и дворцах архитектора Мимара Синана. Сериал не только рассказывает об одной из самых известных женщин того времени /Роксолане/, но и знакомит зрителей с деспотическим укладом султанской Турции , пленяет пышностью костюмов и реалистичностью обстановки. В гареме царит обстановка зависти, соперничества, интриг, так же, как и в самом султанате. Сюда попадает украинская девушка Настя, похищенная татарами и проданная в гарем султана Сулеймана. У нее худенькая, мальчишеская фигура, слабые руки и ноги, но и красота и ум, покоряют султана Сулеймана. Он влюбляется в свою рабыню и делает ее своей супругой. В фильме обыграны все перипетии любовных чувств. Но за кадром все же осталось то, как эта девушка овладела турецкой и персидской культурой, как из пленницы, фактически стала главным советником султана. Внимание создателей фильма больше привлекли интриги, хитросплетения, борьба за власть и влияние, которые велись в империи. А ведь самым важным в искусстве, на наш взгляд, является показ преодоления человеком себя, своей слабости в борьбе с враждебным ему миром, показ торжества человеческой воли и духа над препятствиями, стоящими на его пути.
Современного зрителя, да еще воспитанного при социализме, шокируют кадры, где султан отдает приказание убить сына /Мехмета/. Но, если углубиться в исторические события, то для тех времен – это было неизбежным решением в борьбе за власть, за единство и мощь государства. Ведь в истории и России, и Казахстана, и других государств междуусобная война князей и ханов, ослабляла государства. /Перед показом фильма, видимо, нужно делать исторический комментарий для молодых зрителей, еще не окрепших умом, опытом и знаниями. В противном случае они могут это иначе воспринять/.
Но режиссеры, вероятно, чувствуя негативное отношение зрителей к убийству, показывают и душевное смятение, переживания Султана Сулеймана после совершенной казни. То что, султан пишет стихи и делает чудесные ювелирые украшения говорит о его выдающихся талантах и способностях. Его военные подвиги, решимость и смелость свидетельствуют о настоящем героическом характере. В фильме прекрасно построены мизансцены во дворце Топкапа, в гареме, но изображение боевых действий, конечно, желают оставлять лучшего. /Невольно на память приходят масштабные съемки войны 1812 года в фильме С.Бондарчука «Война и мир»/. Общаясь с героями и персонажами фильма наглядно убеждаешься в порочности управления государством одного человека, видишь, что жизнь любого человека- и воина, и пленного, и министра, и крестьянина, и солдата - зависит от воли одного человека. Приходит на ум поэтические строки А.Пушкина: «И от судеб защиты нет…»
Думается под впечатлением фильма украинский писатель, Павло Загрибельный, написал роман «Роксолана», в котором он поэтично пишет о любви Насти и Султана Сулеймана. В нем более полно и многозвучнее раскрывается жизнь героев, что свойственно художественной литературе в отличие от театра и кино. В то же время искусство кино более живо и явственно показывает нам жизнь. В фильме великолепна игра актера, Халида Эргенча- перед зрителями постоянно огромные голубые глаза, в которых проступает то гордая сила, то глубокая нежность, и Мерьем Узерли, обладающей неподражаемой мимикой лица, выражающих все оттенки чувств – от презрения до любви к человеку.
Извечные антимонии человеческой природы раскрываются в фильмах «Эзель» / режиссер Улуч Байрактар/, «Между небом и землей» / режиссеры Атил Инач, Улас Инан Инаш, сценарий Элен Канполат/, «Кюзей-Гюней» /режиссер Мехмет А.Озтекин, сценарий Мелек Геноглу, Ече Иоренч, Орхан Памук, лауреат Нобелевской премии/.
В фильме «Эзель» любовь и ее предательство раскрыты с необычайной психологической глубиной. В фильме реализован знаменитый литературный сюжет мести за предательство.Истоки этого сюжета в романе А.Дюма «Узник замка Иф». /Французская литература в силу близкого географического расположения к Турции наиболее плодотворно влияла на культуру Турции/.
Вечные сюжеты всегда привлекали кинематографистов всех стран. Известен также и российский фильм «Монте-Кристо», в котором на основе современных событий раскрывается эта драма.
На одной улице жили друзья Омер / позднее принявший имя «Эзель»/, Эйшан, Дженгиз, Али. Друзья подставляют Омера и отправляют его в тюрьму. Ценой неимоверных усилий, выживания в нечеловеческих условиях, герою удается вернуться в прежний мир и отомстить своим бывшим друзьям. /Ему помогает в этом старик – заключенный, бывший журналист/. Но когда погибает Эйшан, возлюбленная Омера-Эзеля, он не выдерживает и кончает жизнь самоубийством. Несмотря на трагический конец, как и свойственно трагедии, зритель, страдая вместе с героем, очищает свою душу, испытывает катарсис, верит, что в будущем человек не будет подло предавать друзей, постарается честно жить и беречь дружбу, как одну из непреходящих ценностей человеческой жизни. И вера эта подкрепляется показом сына Эзеля, молодого юноши с трепетным взглядом, отправляющегося на маяк, чтобы встретиться с духом отца. Режиссер фильма мастерски поработал с актерами. Кенан Имирзалиоглу, начавший карьеру с фотомодели, поражает изумительной актерской игрой, когда каждое движение души, отражаются во взгляде и жесте. Джансу Дере, доказавшая своей сценической карьерой, самостоятельность и независимость, самодостаточность женщины в искусстве /является лицом фирмы «Loreal»/, великолепна во всех сценах фильма. /Она участвовала в съемках фильмов «Сыла», «Великолепный век»/.
В фильме «Между небом и землей» раскрывается драма любви Хаввы и Юсуфа – несовместимость бескорыстной любви и прагматического корыстного расчета. В начальных эпизодах фильма Хавва, девушка из бедной семьи вызывает у зрителей отвращение. Желая выйти замуж, за состоятельного человека, бизнесмена Юсуфа, она подстраивает разные сцены, чтобы привлечь к себе внимание Юсуфа. В своих действиях она преступает все нравственные законы / по ее наговору попадают в тюрьму невинные люди/. Узнав об этом, Юсуф сжигает ее свадебное платье и отказывается жениться на ней. Хавва, охваченная бурей чувств, попадает в аварию и оказывается прикованной к постели. Но спустя некоторое время выздоравливает и возвращается в дом, чтобы отомстить Юсуфу и Бану, новой невесте Юсуфа. В всем фильме наиболее впечатляет сцена, где Юсуф и Хавва посреди пустых полей, в жалком шалаше, под проливным дождем, соединяются в любовном экстазе. Эта сцена снята так проникновенно, она говорит нам о том, что ничего дороже нет для человека в этом прекрасном и яростном мире, чем искренняя, настоящая любовь между мужчиной и женщиной.
В воспитании в Хавве страсти к интригам и хитростям принимает активное участие ее тетя. Она так и говорит вслух: «Пятьсот способов плетения интриг». Тетя мстит хозяйке дома за свое горькое прошлое, полное унижений и оскорблений. Она постоянно изощряется в подлости и хитрости. Бану, новая жена Юсуфа, в аффекте поджигает дом, в котором находятся гости. В результате различных перипетий гибнут почти все герои драмы. Тетя, получив, особняк, но потеряв при этом сына, невестку, мужа, сгорает в вожделенном ею доме. Бану, не выдержав угрызений совести / женское сердце не способно выдержать чувства вины/, сознается в своем преступлении и готова принять наказание. Смысл фильма очевиден для зрителя: нельзя быть счастливым, обрекая других людей на страдания. Смысл человеческой жизни в создании семьи, основанной на взаимной любви, доверии, терпении, умении прощать. Судьба Топрак, сестры Хаввы, полного антипода ей – доброй, чистой, порядочной девушки, прослеживается в фильме «Пора тюльпанов». Все актеры в фильме прекрасно справились с творческой задачей, поставленной перед ними. Надолго запомнится зрителям утонченная Бирче Акалай, красавица с европейским лицом, победительница конкурса красоты, телеведущая и актриса.
Соперничеству, конкуренции двух братьев и в любви, и предпринимательстве, и в семейных отношениях посвящен фильм «Кюзей-Гюней», показанный казахстанским зрителям лишь наполовину, но тем не менее захватившей зрителей и режиссерской работой, и превосходной игрой актеров. Два брата, Кюзей и Гюней находятся в центре событий, происходящих в фильме. Они соперничают с детства. Кюзей – непутевый, шальной парень, порой вспыльчиый и неуправляемый. Но в ответственные моменты жизни он способен на мужественные поступки. Гюней – рациональный, успешный предприниматель. Они влюбляются в одну девушку с их улицы. Кюзей предпринимает попытку заняться бизнесом, организовывает продажу пирожных, но вскоре его дело и его идею поглощает крупная фирма.Гюней, изменяя своей любимой, из корыстных расчетов женится на богатой девушке, оказавшейся впоследствии психически больной. В фильме намечена и частично уже показана драма чувств двух близких людей, обреченных на соперничество, конкуренцию в собственническом мире. Драма их любовных чувств так же захватывает зрителей. И даже в таком незавершенном виде история двух братьев впечатляет и покоряет благодаря искусной игре актеров, особенно Кыванча Татлытуга, молодого актера, ставшего подлинной звездой турецкого кино.
В чем истоки особенной художественной выразительности турецких сериалов? В ее связи с художественной литературой, которая служит основой для театра и кино. Художественная литература Турции богата выдающимися именами древности и современности. Джалаледдин Руми, Султан Велед, Юнус Эмре, Махмуд Бакы, Михри Хатун, Шейх Галиб, Ибрахим Шинаси, Ахмед Мидхат в прошлые века. В современной турецкой литературе их целая плеяда: Халид Зия Ушаклыгиль, Решат Нури Гюнтекин, Факир Байкурт, Орхан Кемаль, Назым Хикмет и другие. Они создали прекрасные реалистические романы, которые инсценированы в театре и кино.
Одним из выдающихся писателей Турции является Решат Нури Гюнтекин /1898-1956/. В турецкой литературе начала сороковых годов превалировала тема маленького человека – ремесленника, крестьянина, мелкого чиновника, мелкого торговца, учителя. Эта тема всегда присутствовала и в мировой художественной литературе. Романы «Листопад», «Королек- птичка певчая», Решата Нури глубоко раскрывают жизнь маленького человека. Зачастую этот человек оказывается пассивной жертвой меркантильного, аморального мира. Глубокий реализм, верность жизненной правде, отточенный психологизм образов, показ типичных характеров в типичных обстоятельствах, их национальная самобытность отличают произведения этого писателя.. По мотивам его романов поставлены одноименные фильмы.
В фильме «Листопад» /2006 г., сценарий Мелек Генчоглу, продюсер Керем Чатай/ благополучная семья из провинции переезжает в Стамбул. В процессе обживания в нем она теряет все свои моральные ценности. Суматошный город поглощает одного за другим членов этой когда-то сплоченной, дружной семьи. Глава семьи с грустью наблюдает за тем, как его дети, словно листья в пору дождливой осени покидают ветви его семейного дерева. Главный герой раньше служил мелким чиновником. Как-то вступился за сотрудника и его отправили на пенсию. Дети и супруга теперь стали иначе относиться к нему. Дочери, влюбленные в проходимца, одна за другой вступают на ложный, скользкий путь. Сын совершает подлог. Вскоре отец умирает. Зятя-афериста ловит полиция. Собственнический мир, где главной ценностью становятся деньги, уничтожает семейные ценности, последний оплот нравственности в современном мире.
В романе «Королек – птичка певчая» / по- турецки «Чалыкушу»/ рассказывается о судьбе учительницы. Фериде проходит через бюрократическую школьную систему, невежественную среду крестьян, где царят отсталость и косность.Жизнь ее проходит в трудных условиях. Но в конце концов она находит свое человеческое счастье, возвращается к своему возлюбленному, Кямрану, а доктор помогает ей открыть приют и посвятить свою жизнь призрению и воспитанию обездоленных детей. / Возможно, это событие навеяно тем, что выдающийся сатирик Турции, Азиз Несин, открыл в те годы приют для детей-сирот/.
Это трогательная история, немного напоминающая жизнь Джейн Эйр, воплощена в одноименном пятисерийном фильме, вышедшем на наши экраны в восьмидесятые годы. Последняя экранизация этой драматической истории осуществлена в 2013 году режиссером Джеланом Ирман. /Сценарий Севчи Йылдыз, продюсер Тимур Савджи/.
Извечная тема искусства – неистребимое стремление человека утвердить в обществе свое право на свободу – свободу выбора, свободу мыслей, свободу совести. Этим правом в истории человечества по большей части обладали мужчины. Женщина в силу своей физической слабости и обремененности семьей и бытом почти ими и не обладала. До кемалистской революции и спустя многие годы в дальних селах, расположенных в горах, в труднодоступных местах, практиковалось многоженство, амангерство /женитьба мужчины на жене брата после его смерти , что присутствовало и у казахов до революции 1917 года – описано в «Пути Абая» М.Ауэзова и других классиков казахской литературы/, убийство мужем обесчещенной кем-либо жены и другие бесчеловечные древние обычаи.
После кемалистской революции 1923 года, установления демократической республики с парламентом и конституцией, женщина в Турции, наконец, получила права. Ей предоставили возможность учиться, занимать государственные должности, проявлять самостоятельность в вопросах брака и семьи.
В основе многих турецких сериалов чаще всего лежит судьба женщины в современном обществе. С нею связана тесно и тема семьи. Многие фильмы посвящены этой злободневной и вечной теме. В фильме «Кыналы кар» /»Ягелевое дерево» ,2002/ раскрывается судьбы девушки Назар, полюбившей учителя Али и жестоко пострадавщей от притязаний на нее местного помещика./ Режиссер Танер Аквардар, сценарий Озгур Эврен, Гамзе Озер. В роли Назар – Азлем Конкер/. Режиссер глубоко и психологически точно «рисует» на экране жизнь турецкой деревни.
В фильме «Госпожа Гюлли» /режиссер Фарук Тебер/ по роману классика турецкой литературы, Орхана Кемаля, «Происшествие» /1955 г./ девушка Гюлли, рабочая фабрики, любит рабочего Кемаля. Но она становится жертвой властных интриг отца и брата и в конце романа отправляется к помещику, Музаффер-бею, чтобы стать его женой. Характер ее меняется не в лучшую сторону. Но в фильме идея романа развивается дальше. Гюлли сочувствует рабочим, пытается спасти фабрику, а алчной, жестокой и своекорыстной является сестра Музаффер-бея, Халиде. Фильм захватывает зрителей искренностью чувств, правдивой игрой актеров.
Свободолюбивый, гордый характер / отголосок древности, когда женщины воевали, возглавляли войско, как царица Томирис/ воплощен в образе Эзо в фильме «Невестка Эзо» / 2006 г.,режиссер Улуч Байрактар/ Она отвоевывает свое право на личную жизнь, свободу выбора любимого человека. Уехав из села, обманутая первым мужем, она неустанно трудится, помогает людям и в конце концов находит свое счастье. Ее малообразованность, незнание людей, непонимание того, что нельзя связываться с криминальным миром – она знакомит второго мужа с бандитом, Балы, для решения финансовых проблем, и этим поступком губит его. Фильм заканчивается драматически – рассыпанные по полу жемчужные бусы / точно найденная деталь/, испуганные глаза в зеркале пророчествуют о гибели любимого человека.
В центре фильма «Недопетая песня» /2010 г., режиссер Ясмин Туркменли, сценарий Дениз Тургут, актеры - Бергюзар Корель, Бюлент Иналь/ непростая судьба женщины, обесчещенной в пятнадцать лет, родившей ребенка и вскоре потерявшей его. Чтобы как-то выжить Ферайе устраивается певицей в ночной клуб. Встречает успешного сельского предпринимателя, влюбляется в него. Но его семья не принимает ее. Вновь перед нами бесконечные интриги и жестокость людей. Особенно поражает зрителя, желание Кевсер, приемной матери ребенка, убить героиню, чтобы оставить мальчика себе. Как человек может совмещать в себе любовь к ребенку и желание убить другого человека? – этим вопросом невольно задается зритель, воспитанный в социалистическом обществе, да и, пожалуй, в любом другом государственном устройстве. В результате драматических событий влюбленные все- таки соединяются. Фильм наполнен болью за судьбу женщины в современном мире. Великолепна игра Бергюзар Корель, красавицы и обладательницы удивительного актерского таланта.
Героиня фильма «Зерда» /2002 г., режиссер Кудрет Сабанджи, сценарий Гая Боралиоглу, Сержан Эргин, Несе Сен, актеры Эдже Услу, Явуз Бинголь, Халит Эргенч./ олицетворяет женщину Востока, которая борется за уважение к своему человеческому достоинству, за свои гражданские права.
Образ смелой, решительной и гордой женщины, борющейся с помещиком, построившим особняк прямо под окнами ее дома, создан в фильме «Месть змей» /2014 г., режиссер Джемаль Шан, сцнарий Арли Эсен/ по романам Факира Байкурта «Месть змей» и «Житие Иразджи».
Теме семье, основной ячейке человеческого общества, главному хранителю и созидателю нравственных ценностей, посвящена серия фильмов. В них показана, как вездесущая власть денег, соперничество и конкуренция в бизнесе и в других сферах жизни губят веками складывающиеся семейные устои.
Неожиданное происшествие в семье Зафера Демирая – исчезновение дочери в фильме «Где моя дочь?» - раскрывает перед нами истинное положение вещей в семье бизнесмена. / Возможно, на создателей фильма повлиял прием – неожиданное открытие новых обстоятельств семейной жизни, раскрывающих подлинные отношения людей – использованный английским писателем, Джоном Пристли в пьесе «Опасный поворот»/. Оказывается, он когда-то зверски ограбил своего партнера. И его сын, желая отомстить Заферу, похищает его дочь. Дочь тоже, оказывается, тоже не его дочерью, а племянницей. Он наказал сестру за то, что она посмела родить ребенка без мужа. Фильм снят в острой детективно-драматической манере и смотрится с неотрывным интересом. /Режиссеры Атил Инаш, Улас Инан, Инач Ерсой, сценарий Зехра Юлерей, Мурат Коса, актеры: Бурак Хаккы, Эдже Услу/.
В фильме «Запретная любовь» по роману, основоположника новой турецкой прозы, Халида Зии Ушаклыгиля /1866-1945/, /режиссер Хилаль Сарал, сценарий Мелек Геноглу, продюсер Керем Чатай, актеры Берен Саат, Кыванч Татлытуг/ раскрывается тема брака по расчету. В мировой классике эта проблема обыграна у Гюстава Флобера в романе «Госпожа Бовари». Юная Бехтер, желая поправить положение семьи, выходит замуж за Аднана, пожилого бизнесмена. Затем влюбляется в его племянника, Бехлюля. Искренняя, всепоглощающая любовь преображает ее, она готова бежать с возлюбленным на край земли. До ее сознания доходит, какую она совершила ошибку, соединив свою жизнь с нелюбимым человеком из корыстных целей. Но Бехлюль, типичный представитель «золотой молодеи» Стамбула, бездельник и гуляка, не способен на высокие чувства. У него только чувственная любовь к женщине. Стремление к карьере и страх потерять материальное положение останавливают его. Бехтер и ее мать – типичные хищницы, порождение меркантильного, аморального мира. В конце фильма Бехтер кончает жизнь самоубийством. В романе изображены события, происшедшие в Стамбуле в конце Х1Х века. А фильм снят как будто действие происходит в двухтысячных годах / одежда, интерьер жилища/. Ничего не изменилось с тех времен, Все так же деньги, материальные ценности властвуют над людьми, унитожают в человеке его истинную человеческую сущность – любовь, искренность, чистоту помыслов.
Теме семейных отношений посвящен и фильм «Опасная любовь» по мотивам романа классика турецкой литературы Керима Надира «Млечный путь» /2009, режиссер Андала Хазнедоглу, сценарий Мелек Генчоглу, Керим Надар. Продюсер Керем Чатай. Актеры Несрин Джавадзаде, Айче Бинголь, Озджан Дениз/. Перед нами проходит история романтической любви Неджата и Зюляль, якобы его двоюродной сестры, впоследствии оказавшейся приемной дочерью тети главного героя. В фильме появляется новый образ – женщины хищницы, Белькиш, в великолепном исполнении Хатидже Аслан - порождении мира потребления. Белькиш, вторая жена отца Неджата, виновна в гибели его матери. Теперь она стремится отправить на тот свет и мужа, чтобы завладеть его богатством. Фильм заканчивается торжеством добрых и светлых сил, соединием влюбленных.
Образы женщин-хищниц, рожденных собственническим миром, преобладания материальных потребностей над духовными, созданы и в незаконченном фильме «Пора тюльпанов». В нем показана история двух семей Ташкыран и Илгаз. /2010, режиссер Мечье Уирчин, актеры Толгахан Саяшмап, Хатитже Аслан, Гюль Онат, Серенау Сарикайя/. Две женщины-хищницы, мать и дочь, Зумрут Ташкыран и Азра, зхаморочили голову Чинару, а он любит чистую, порядочную Топрак, перешедшую сюда из фильма «Между небом и землей». Хищницы плетут коварные интриги против Топрак. Конца фильма мы пока не уидели, но правдиво, художественно рассказанная история никого не оставляет равнодушным, Особенно впечатляет игра молодой актрисы Серенау Сарикайя. Она создала образ красивой, нежной, обательной женщины, но отравленной жаждой приобретательства, жаждой богатства. Так неоднозначно, не прямолинейно, а во всей сложности, противоречивости и глубине выписан и создан на экране реальный жизненный прототип.
Порождением общества потребления, коммерциализации и товаризации всех человеческих отношений, общества жестокой конкуренции являются и типы жестоких, порою неадекватных личностей, зачастую подверженных какой-нибудь фанатичной любовной страсти. Это Семих, влюбленный в Ханзаде, жену главного героя, Галипа, в фильме «Тлеющий кокон». /Режиссер Месуде Эрарслан, сценарий Эртан Куртулан, актеры Явуз Бинголь, Басак Кеклюкая/. Семих воспитывался в детском доме вместе с Ханзаде и на всю жизнь полюбил эту девушку. Фанатик-влюбленный, к тому же жестокий и мстительный человек, преследует Ханзаде, доводя ее до попытки самоубийства. Большие испытания приходятся на долю семьи, но фильм заканчивается оптимистично, Любящие друг друга люди соединяются для продолжения совместной жизнь.
Другой фанатик – это Джесур в фильме «Цена жизни» /2009, режиссер Нихат Дурак, сценарий Дениз Аксой/. Джесур – предприниматель и бизнесмен, почувствовавший себя хозяином жизни. Он уверовал купить любовь, либо добиться ее шантажом. Мстительность, жестокость, где-то даже неадекватность Джесура, фанатика одной идеи, с тяжелым мрачным взглядом, разрушает семью главной героини. Смысл показанного в фильме в том, что так не должно быть – не должны гибнуть честные, порядочные люди. Вообще, стоит заметить, что в подобных фильмах очень много жестокости, насилия, что их показ перехлестывает нравоучительную идею художественного произведения. Здесь, видимо, сказалось и влияние на деятелей турецкого кино, массового киноискусства Запада, триллеров, боевиков, фильмов ужаса, с конца пятидесятых годов, заполонивших кинотеатры Турции. Обращение к детективным сюжетам служит средством привлечения зрителей. Однако психологизм, подробная, точная обрисовка персонажей, великолепная игра актеров, безусловно, покоряют зрителей.
Болезненная, неадекватная, фанатическая влюбленность в женщину присуща и персонажу фильма «Зерда», влюбленного в Зерду и идущего на ненормальные с точки зрения здравого разума, жестокие действия по отношению к возлюбленной. Подобный персонаж присутствует и в фильме «Гульмиш». Он похищает молодую женщину и укрывает ее в домике, сделанном из пещеры. Подобные образы можно назвать архетипами, т.е. взятыми из самой жизни и наделенными индивидуальными, самобытными свойствами характера и внешнего облика. К примере, пронзительно голубые, бесстрастные глаза Семиха, в которых будто затаился дъявол, в фильме «Тлеющий кокон». И такие же пронзительно голубые, холодные глаза Сонера в «Бесценном времени». Человек он вроде бы и неплохой, но порою невероятно жестокий и неадекватный. Особенно поражает сцена, в которой Сонер стреляет в яблоко на голове красотки Месуде. Ведь он не задумывается о том, что может расстроить психику человека на всю оставшуюся жизнь. А чего стоит сцена, где Сонер с Сулейманом на всей скорости въезжают в ресторан через окно и рушат все на своем пути. Они правы, потому что могут заплатить за разрущенное в десять раз больше. Правильно ли это? Соответствует ли подобное поведение нравственным нормам жизни?
В турецком кино созданы и другие художественно обобщенные типы людей, выражаясь терминологией Юнга – архетипы.
Архетип матери – властной, мудрой женщины, управляющий родом, часто встречается в персонажах фильмов. Ее мораль, ее жизненные устои покоятся на феодально-религиозной основе. Она властвует в семье, и все должно происходить по тем старинным обычаям, которые были приняты в обществе много лет назад. Если погибает сын, то второй сын обязан взять в жены невестку. Враждебные семьи примиряются, если отдают дочь в другую семью. В фильме «Любовь и наказание» Чичек принуждают выйти замуж за Саваша. В данном случае это является нарушением права свободы выбора. А на дворе ведь уже новые времена, и мать Саваша вынуждена покориться воле сына. Подобный же тип властной матери присутствует и в фильме «Зерда».
Архетип свободолюбивой гордой, честной и порядочной женщины, борющейся за свои права, создан замечательными актрисами - Айче Бинголь в «Бесценном времени», Эдже Услу в «Зерде», Нургуль Эльчичай в «Невестке Эзо», Азлем Конер в «Ягелевом дереве».
Архетип коварной, корыстолюбивой женщины изумительно яркими психологическими красками создан Хатидже Аслан /Белькиш/, в «Опасной любви» и в «Поре тюльпанов» /Зумрут/. А также Серенау Сарикайя в том же фильме. Эти образы навеяны как самой жизнью, так и романом Бекира Йылдыза «Признание в нелюбви», в котором героиня, руководствуясь корыстными расчетами, принуждает мужа, давно ее разлюбившего, к сохранению брака.
Часто встречается в фильмах и архетип старшего брата, мудрого, сильного человека, который после смерти отца или временного его отсутствия руководит всем родом. Это сильный физически и духовно человек, обладающий знанием жизни, широтой кругозора, гибкостью мышления, находчивый и смелый, способный на решительные поступки – он действительно направляет отклоняющихся от разумных поступков братьев и сестер, становится правой рукой матери семейства. Этот человеческий тип воплощен в Саваше в фильме «Любовь и наказание», Неджате в «Опасной любви», Шахине в фильме «Зерда» и Махире в фильме «Карадайы».Все указанные обобщенные типы людей присутствуют в самой жизни. В фильмах их образы индивидуально окрашены, наделены точными психологическими чертами и сыграны актерами ярко и правдиво.
Наше эссе о турецком кино было бы неполным, если бы не сказали и о социально-психологическом кино. Ведь любой человек живет в определенном обществе. И общество воздействует на человека, и человек своими действиями и поступками оказывает влияние на него В этой связи представляют интерес следующие фильмы.
В фильме «Любовь и наказание» /2010 г., режиссер Кудрет Сабанчи, продюсер Эрвол Авджи. Актеры Мурат Йылдирин, Нургуль Ечильчай/ как всегда судьба женщины и судьба ее любви. Любовь, как самое сильное и высокое чувство человека в турецких фильмах раскрывается в самых глубоких, тончайших нюансах, все ее взлеты и падения, вся музыка тонких переливов чувств, вся палитра ее светлых и темных красок раскрыта с необычайной силой почти во всех фильмах. Любовь Саваша и Ясмин проходит тяжелые испытания. Они выдерживают все препрятствия и невзгоды, упавшие на их долю и в конце концов соединяются, чтобы продолжить жизнь в детях. Но это не единственная сюжетная линия фильма. Мастерство режиссера этого фильма в умении показать сложный контрапункт, сложное переплетение нескольких человеческих судеб в одном произведении, причем на фоне определенной временной реальности.
Помимо острого, драматического сюжета, зрителя невольно волнуют и социальные проблемы, поставленные в фильме. Это проблема честного бизнеса, предпринимательства, основанного на честном, приносящем пользу людям производстве. Саваш ликвидирует наркобизнес, который процветал на его предприятиях и организовывает производство мясных продуктов для народа. В этой борьбе он непримирим. Обществу, основанному на власти денег, зачастую безразлично, какими средствами и способами они добыты. Это проблема мирового глобального значения. Мировые банки и даже церковь принимает взносы от наркодельцов. А ведь это торговля смертью. Сотни тысяч молодых людей, не создавших в мире ничего, не оставивших после себей ни дома, ни детей, ни дерева, ежегодно погибают от пагубной отравы под названием «наркотик». Океаны слез матерей, жен и сестер пролиты над безвременно ушедшими жизнями. Об этом говорит этот честный и правдивый фильм.
Другой фильм, поразивший казахстанского зрителя своей социальной проблематикой – это «Фатмагуль» / Режиссер Хилаль Сарал, сценарий Ведат Тюркан, актеры Берен Саат, Энгин Акюрек/. В фильме рассказана история девушки, изнасилованной богатыми подонками. Его можно трактовать как победу темных сил в человеке, идущих от его биологического, природного начала / полового инстинкта/ над его разумом и человечностью. То есть в фильме показан и проанализирован общечеловеческий, общефилософский конфликт внутри человека. Однако сценарист и режиссер углубляют эту коллизию, внося в нее и социальные мотивы. Ведь эта золотая молодежь и их родители пытаются с помощью денег и манипулированием сознания близких к Фатмагуль людей уйти от наказания. Власть денег над правосудием, запугивание и принуждение – все это показано ярко и живо. Перед нами психологическая, социальная драма с живыми характерами, взятыми из самой гущи жизни. Мастерство изображения жизни, безусловно, покоряют зрителя. Власть олигархии, обладающей силой, влиянием, деньгами, сеющей в обществе коррупцию /продажность, взяточничество/ и протекционизм, душат в людях нравственность. Жестокий и правдивый фильм, он актуален и для нашего постперестроечного обществ
Обсудить статью
Онлайн кинотеатр DINSOR.RU приглашает Вас к просмотру фильмов и сериалов в режиме онлайн бесплатно и без регистрации в хорошем качестве!
В статье раскрываются особенности возникновения и применения такого понятия современной культуры, как "отаку".
Дом Сварана - гордость у Джейнов. Глава дома, очень уважаемый человек в городе. В доме Сварана живет общая любимица, просто ангел, которая купается в роскоши. Но за этой роскошью стоит правда... Сериал рассказывает о девушке, ее восприятии реальной жизни и борьбе с возникающими трудностями. Режиссёр: Арвинд Баббал В ролях: Алок Натх, Смита Джайкар, Сухаши Дам , Каран Гровер, Ади Ирани, Тэдж Сапру, Рокки Верма и др. Респу́блика И́ндия (хинди भारत गणराज्य, Bhārat Gaṇarājya IAST, англ. Republic of
Совместный семейный досуг – что может крепче сплотить, лучше отвлечь от хлопот? Наверное, только хорошо продуманная домашняя программа развлечений. А если хочется просто поваляться перед экраном, то и это здорово. Запасемся попкорном, уютно устроимся в обнимку с драгоценной половинкой и младшим поколением, и… стоп!
Поэтому тема сегодняшней ДЕСЯТКИ (ТОП-10) была выбрана архисложная – постаратся отобрать 10 самых удачных заглавных титров из всеми любимой бондианы. Сложность состоит в том, что требовалось одновременно рассмотреть визуальный ряд, заглавную песню и соотвествие фильму, так сказать раскрытие темы.
избранная фильмография мастера айкидо, раскажет о лучших боевиках Стивена Сигала. которые обязательны к просмотру всякому уважающему себя любителю экшена
Поклонники японской культуры обычно любят жанры "аниме" и "манга" в совокупности, не отдавая предпочтения какому-то одному. Однако, существуют анимешники, спорящие что же лучше "манга" или ее последующая экранизация в виде "аниме". В данной статье мы попытаемся рассмотреть некоторые основания для возникновения и последующего разрешения подобных споров.
Небольшое повествование о том, как начиналось и к чему пришло развитие киноиндустрии.