Рисунок Для Начинающих

Опубликованно: 04/04/2008 |Комментарии: 1 | Показы: 250,135 |

Рисунок - важнейшее средство изучения и отображения действительности первооснова всего реалистического изображения. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей,

это графики и живописцы, архитекторы и дизайнеры, скульпторы и мастера прикладного искусства. Свои первые, порой не вполне сформировавшиеся идеи возможно еще не ясные самому себе, художник часто фиксирует в быстрых набросках, приблизительных зарисовках, затем отбирает наиболее походящий на его взгляд материал, в рисунках – этюдах, фиксирует свои наблюдения и, наконец, отыскивает будущую композицию в рисунках – эскизах.

Микеланджело, который был одновременно и живописцем, и скульптором, и архитектором, говорил, что «рисунок, есть источник и корень всякой науки».

Для художника, рисунок – это лучшая школа, которая учит видеть, пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять, анализировать и чувствовать увиденное.

Постижение мастерства изобразительного искусства, развитие умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки могут быть очень разнообразны. Это могут быть почти мгновенно набросанные линии, с помощью которых художник может пытаться зафиксировать на листе мгновенное впечатление или мысль. Постороннему такие зарисовки могут показаться обычными каракулями. Могут быть и тщательные вполне законченные изображения, с прорисовкой света и тени, хотя понятие законченности относительно и своеобразно. Иногда быстрый рисунок может быть очень выразительным и совершенным по своим художественным качествам, а значит вполне законченным.

Такие особенности восприятия рисунка, связаны с определенными психологическими качествами нашего зрения, т.к. большая часть зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, которые играют основную роль в процессе узнавания предметов. Именно такой элемент как линия, в рисунке выступает особенно ярко.

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА РАБОТЫ

Для рисования можно использовать многие инструменты и материалы.

Рисунок может выполняться на бумаге, картоне, негрунтованной или грунтованной ткани, гладкой доске и даже на стене.

Из всех этих материалов, наиболее удобным является бумага, особенно для выполнения учебных работ. Именно по этому чаще всего, для рисунка используется именно бумага.

Существует множество сортов различной бумаги. Наиболее пригодными и удобными для рисования, являются плотные, хорошо проклеенные сорта бумаги. Такая бумага выдерживает многократные стирания ластиком карандашных линий и штрихов. Это очень важно, особенно для начинающего рисовальщика, т.к. иногда в поисках правильного рисунка, приходится помногу раз стирать карандашные линии. Если бумага рыхлая, недостаточно проклеенная, то от частого стирания ее верхний слой быстро разрушается, на ней появляется бархатистость, которая мешает дальнейшей работе и, в конце концов, она может протереться до дыр.

Но при этом, не всякая плотная бумага пригодна для рисования. Существуют сорта очень плотной, гладкой бумаги. Ее верхний слой такой глянцевый, что карандаш скользит по ее поверхности, оставляя лишь слабый, еле заметный след. Такая бумага не пригодна для рисования. Бумага для рисования, должна быть гладкой, но при этом слегка шероховатой, такой, что бы от легкого прикосновения карандаша, на ней оставалась мягкая линия.

Лучше всего для рисования подходит бумага называемая «ватман» или «полуватман». Продается она большими листами. Эти листы разрезают на форматы, необходимого размера.

Кроме белой существуют и цветные сорта бумаги. Иногда благодаря подцвеченному фону, рисунки выглядят более интересно, но такой бумагой лучше не пользоваться на стадии обучения, т.к. на ней, труднее заметить недостатки. Цветной фон скрадывает недостатки и отвлекает от самого рисунка. Неопытный рисовальщик может наделать в рисунке множество ошибок, которые останутся для него незамеченными.

Самый распространенный из инструментов – обыкновенный графитный карандаш.

Графитные карандаши выпускаются различной степени твердости.

Отечественные карандаши имеют маркировку твердости, обозначающуюся буквами: Т и М.

Буквой Т обозначаются твердые карандаши, которые имеют 7 степеней (от Т до 7Т), мягкие маркируются буквой М и имеют 5 степеней (от М до 5М). Карандаш средней твердости обозначается буквами ТМ. Твердо-мягкость карандашей импортного производства обычно обозначается буквами Н (от английского hard –твердый и В (от английского black – черный).

Лучше всего для рисования подходят, твердо-мягкие и мягкие карандаши. Эти карандаши при определенных навыках, дают линии различной толщины.

С помощью штриховки достигается большой диапазон тоновых градаций от почти черного, до самого светлого.

Даже при легком прикосновении к бумаге, мягкий карандаш оставляет хорошо заметную линию. Кроме того, штрихи мягкого карандаша легко стираются ластиком. В тоже время, я бы не советовал на начальной стадии обучения, использовать слишком мягкие карандаши. Слишком мягкий карандаш в руках неопытного рисовальщика, может принести ему много не нужных проблем. Мягкий карандаш легко ломается, быстро стачивается, затачивать такой карандаш без привычки достаточно сложно. Кроме того, неопытный рисовальщик, пользуясь таким карандашом, оставляет слишком жирные и черные линии, которые в последствии размазываются и рисунок приобретает неопрятный вид.

Правда, используя мягкий карандаш, можно добиться большой глубины и рельефности в рисунке, но такое возможно только при определенных навыках владения карандашом. Поэтому я все-таки не советую в начале пользоваться слишком мягкими карандашами.

Так же для работы над рисунком понадобится ластик, который должен быть достаточно мягким.

Твердые ластики, обычно плохо стирают карандашные линии и часто размазывают графит по бумаге, кроме того, при частом использовании портят поверхность бумаги. Все это делает рисунок неаккуратным, грязным и затрудняет работу. Но в тоже время даже очень мягким ластиком не стоит злоупотреблять. При частом использовании он размазывает и втирает карандаш в бумагу.

Держать карандаш при рисовании нужно особым способом, не так как держат авторучку во время письма, а так как держат указку, зажав его между большим и указательным пальцем.

Такое положение карандаша в руке, обусловлено тем, что рисунок выполняется на вертикальной, немного наклоненной поверхности, вытянутой вперед рукой. Для более твердого положения кисти можно упираться в поверхность листа не тыльной стороной ладони (как это бывает при письме), а мизинцем, что позволяет избежать загрязнений, которые обычно возникают при опоре ладонью .

Лист бумаги обычно закрепляют на мольберт для рисования, который представляет собой деревянный щит с ножками, треногу или специальный «станок» на который устанавливается деревянный (фанерный) щит. Для начала можно использовать стул, на который можно установить лист фанеры или чертежную доску.

Работая на наклонно-вертикальной плоскости, художник должен видеть сразу весь рисунок целиком, держать его весь в поле зрения. Это условие обязательно для правильного рисования, оно дает возможность во время заметить и исправить свои ошибки. Поэтому рисунок должен располагаться на достаточном расстоянии от глаз. Именно такое расстояние обеспечивает вытянутая рука с карандашом. Карандаш всегда находится под острым углом по отношению к плоскости, что позволяет делать легкие линии. При таком положении карандаш не оставляет вмятины на бумаге и не царапает ее.

Штриховка наносится движением кисти (для коротких штрихов), движением от локтя (для штрихов средней длины) и движением прямой руки от плеча (для самых длинных и округлых линий).

Для того, что бы видеть предмет который вы изображаете в неискаженном виде и правильно нарисовать его, необходимо расположиться от него на таком расстоянии, что бы этот предмет или предметы можно было охватить сразу одним взглядом, т.е. так, что бы он полностью помещался в поле вашего зрения. Для этого нужно расположиться от предмета на расстоянии не ближе, чем в три раза превышающем его размеры. Например, если модель по большей своей стороне (по горизонтали или вертикали) имеет 100 см, то располагаться от нее нужно на расстоянии не менее 3м, именно при таком условии вся модель будет находиться в поле вашего зрения.

Еще одним важным условием, является освещение. Лучше всего, когда ваш рисунок хорошо освещен, а ваши глаза при этом находятся в тени. Кроме того, свет на ваш рисунок, должен попадать обязательно с левой стороны, т.к. при попадании света с права, на ваш рисунок обязательно будет падать тень от руки, в которой вы держите карандаш и эта тень будет вам мешать. По отношению к модели лучше располагаться так, что бы модель находилась от вас слева спереди . Если модель будет находиться справа спереди от вас, то вытянутая рука может загораживать часть обзора, а если модель находится совсем сбоку, то при постоянном повороте головы, у вас быстро устанет шея.

КПМПОНОВКА РИСУНКА, НАЧАЛО РАБОТЫ



Перед работой с натуры перед художником всегда возникает как минимум три задачи :

1. Выбор и установка модели.

2. Выбор места, откуда вы будете рисовать.

3. Размещение изображения на листе.

Выбор и установка модели является сложной и ответственной задачей т.к. решение именно этих двух вопросов предопределяют всю вашу дальнейшую работу. Неудачная постановка и на рисунке будет выглядеть не красиво и неприятно глазу, даже если ваш рисунок будет выполнен идеально.

К примеру, возьмем натюрморт. Натюрморт это не просто набор предметов разложенных и поставленных как попало, напротив, это организованная группа предметов подобранных и составленных так, что бы она производила впечатление единого целого, когда формы и размеры, и даже цвет предметов входящих в натюрморт целесообразно и красиво сочетаются друг другом. Устанавливая модель, художник, еще не начав рисовать, уже выполняет работу, которая имеет непосредственное отношение к изобразительному искусству. Поэт из отдельных слов создает стихи, художник же из разрозненных предметов создает единую группу.

Возникает вопрос как же добиться единства предметов при составлении натюрморта? К сожалению точного «рецепта» по составлению натюрморта вам ни кто не даст, но при этом все же есть определенные правила и рекомендации. Так на пример не стоит брать для натюрморта два или несколько одинаковых по форме и размеру предметов. Два или три стакана одинаковые по форме и размеру, поставленные рядом не будут восприниматься единым целым, а потому не произведут на зрителя ни какого впечатления. В тоже время следует избегать слишком существенной разницы между размерами предметов. Конфета положенная рядом с большим самоваром, не будет с ним сочетаться, т.к. разница в размерах этих предметов слишком велика, и конфета на рисунке, по сравнению с самоваром будет почти незаметна. Группа предметов тогда способна произвести впечатление, когда она основана на контрастах (противоположностях), но при этом имеющих между собой некоторую связь. Два одинаковых стакана имеют одни и те же размеры и форму, а значит, не могут между собой контрастировать, а вот если рядом со стаканом поставить чашку, то уже возникает некоторый контраст. Прямая, вытянутая форма стакана противоположна приплюснутой, полукруглой снизу форме чашки, которая так же имеет ширину большую, чем стакан. Если к указанному набору, добавить конфету, то она дополнит и объединит эти предметы как переходное звено, если же к этим предметам поставить самовар, то получится уже не просто группа предметов, объединенная в одно целое, но уже натюрморт, имеющий так же и смысловую нагрузку. В последнем варианте, конфета уже не будет так малозначительна по сравнению с самоваром. Кроме нее присутствуют два предмета (чашка и стакан), которые по своим размерам и формам соперничают с самоваром и конфетой, в то же время не имеют с ними большой разницы в размерах и представляют «звенья» определенной логической «цепи», которая связывает все предметы в единое целое.

Не стоит так же использовать в постановке натюрморта, предметы, которые не связаны между собой по своему целевому назначению. На пример если мы положим на стол батон хлеба, перчатки и зубную щетку, то такой натюрморт будет выглядеть нелепым, даже если эти предметы красиво разложить. Если зубную щетку и перчатки заменить колбасой и стаканом, то сразу появляется логика смысловая нагрузка, которые будут понятны любому зрителю. К зубной щетке можно добавить на пример кусок мыла и зубную пасту, а перчатки хорошо дополнит зонт и кашне. В натюрморте не должно быть смысловых противоречий, все должно быть логически обосновано.

Лучше всего смотрятся и воспринимаются такие натюрморты, когда вся группа, вписывается в треугольник или в круг. Это не обязательное условие, но в тоже время, когда предметы расставлены хаотично, рисунок такого натюрморта будет восприниматься с трудом, у зрителя будет возникать ощущение беспорядка, что у большинства нормальных людей вызывает чувство неприязни и даже беспокойства. Композиция может быть составлена таким образом, что предметы, входящие в ее состав, могут образовывать сразу несколько треугольников, различных по форме, могут объединять так же и разные геометрические фигуры и т.д. Все зависит, прежде всего, от того впечатления, которое автор, желает вызвать у зрителя.

Очень важно перед началом работы, удачно выбрать место, с которого вы будете рисовать, т.к. одна и та же модель с разных точек обзора будет выглядеть различно. Для того, что бы облегчить задачу в поиске выбора места можно вырезать в небольшом куске плотной бумаги или картона отверстие, размеры которого будут соответствовать формату листа предназначенного для рисования, уменьшенного в 10 раз. То есть если размеры вашего листа 50см на 30см, то размеры отверстия должны быть соответственно 5см на 3 см. У вас получится простейший видоискатель. Прищурьте глаз, и смотрите через видоискатель на модель то приближая его то удаляя, смещая вправо, влево, вверх, вниз пока не найдете наиболее удачное расположение модели в этом окошке.

Глядя через видоискатель, вы изолируете постановку от окружающей обстановки и можете представить, как модель будет выглядеть на вашем рисунке. Очень полезно в это же время делать маленькие зарисовки того, что вы увидели. Так с видоискателем осмотрите модель с разных сторон, останавливаясь там, где вид покажется вам наиболее интересным. Если вы делали зарисовки во время осмотра, то можете разложить их перед собой и, выбрав наиболее интересную из них начать работать над рисунком с того места, откуда была сделана эта зарисовка.



Все описанные выше рекомендации, относятся к разделу, который называется композицией.

Грамотная и правильная композиция является неотъемлемой частью не только рисунка, но и любого произведения искусства. Хорошая композиция в музыке, представляет собой хорошую, стройную мелодию, которая приятна слуху и не вызывает раздражения. Композитор от слова композиция, составляет из отдельных нот музыкальное произведение, исполнитель, его исполняет, ели музыка дополняется хорошими стихами, получается песня, которую исполняет певец под музыкальное сопровождение оркестра.

Художник является сам себе и композитором и исполнителем, если певцу совсем не обязательно уметь сочинять музыку и стихи, а достаточно знать нотную грамоту иметь голос и уметь владеть своим голосом, то художнику ни как не обойтись без знания правил композиции.

Композиция играет наиважнейшую роль в создании произведения. В изобразительном искусстве, в частности в рисунке композиция воспринимается зрителем визуально, т.е. с помощью зрения и по этому имеет не только эстетическое, но и огромное психологическое значение.

В этой статье мы не будем подробно рассматривать правила и возможности композиции, т.к. это отдельная тема для большого изучения

Данная статья посвящена именно рисунку и поэтому о рисунке мы поговорим более подробно, а тему композиции будем рассматривать в другой статье, которую я посвящу именно композиции. Но все же небольшие моменты компоновки мне придется затронуть, т.к.. если об этом не сказать, то начинающий рисовальщик обязательно наделает массу ошибок из за чего вся его дальнейшая работа окажется бессмысленной

Начиная рисовать необходимо, помнить о том, что бы модель полностью поместилась на приготовленном листе, таким образом, как вы задумывали, согласно выбранного вами места.

Рисунок на листе нужно располагать таким образом, что бы все предметы были изображены полностью, при этом рисунок не должен быть смещен ни вправо, ни влево, он должен располагаться посередине листа и таким образом, что бы невозможно было ни чего убавить или прибавить ни с одной стороны.

Имейте в виду, что роль композиции очень велика, особенно в начале работы, т.к. именно она определяет направление всей дальнейшей работы. Поэтому каждый художник, установив модель и выбрав место, сразу задумывается над тем, как лучше, выразительнее и красивее расположить на листе предметы, которые он собирается рисовать.

Очень часто начинающие рисовальщики не учитывают размеры изображаемых предметов, в результате модель не помещается на листе или наоборот оказывается слишком маленькой для выбранного формата. Нельзя делать рисунок таким образом, что бы с одной стороны оставалось лишнее место. Поверхность листа должна быть использована художником полностью. Данные советы есть не просто отвлеченные советы, а правила продиктованные практикой. Если вы неправильно закомпоновали рисунок, то теоретически к листу бумаги можно приклеить еще кусок или отрезать лишнее. Рисунок с приклеенным дополнительно куском бумаги, будет выглядеть небрежно, ну, а если вы работаете на холсте или на стене, этого сделать невозможно. Поэтому к правильной компоновке нужно привыкать сразу, это должно стать привычкой.

Что бы избежать подобных ошибок, начните работу над рисунком с того, что, внимательно осмотрите модель и определите крайние границы рисунка по ширине и высоте и отметьте их на листе. Устанавливая границы будущего рисунка, художник одновременно определяет пропорции модели. Пропорциями называют соотношение высоты предмета к его ширине или отношение одной части предмета к другой, или отношение размеров одного предмета к другому. Будьте очень внимательны при определении пропорций, т.к. если вы в самом начале допустите ошибку, то она повлечет за собой другие ошибки, которые исказят формы предметов и рисунок будет испорчен.

Что бы проверить правильность пропорций, художники используют карандаш. Возьмите карандаш в вытянутую руку и, прищурив один глаз, отметьте пальцем на карандаше ширину предмета, затем проверьте сколько раз, укладывается этот размер в его высоту. Таким же образом определяются и общие соотношения всей композиции. Причем начинать нужно именно с определения пропорций всей композиции, постепенно переходя от общего к частному, т.е. от крупных деталей к деталям более мелким. Можно вначале работы приблизительно наметить общий контур будущей композиции, тонкой едва заметной линией, которую в последствии можно будет легко удалить.

Когда художник работает без натуры, по памяти, он компонует свое произведение только на основе своей интуиции, а потому вопросы композиции становятся в этом случае еще более сложными и неопределенными. Об этом я расскажу позже, а пока вернемся к пропорциям.

Важно не только верно найти основные пропорции модели, но и определить ее правильное положение в пространстве, по отношению к вертикали, горизонтали, найти правильный наклон того или иного предмета или плоскости. Не имея навыков к рисованию, сделать это не просто. Часто бывает так, что основные пропорции найдены, но рисунок все равно оказывается неправильным т.к. положение модели определено не верно. Советую в самом начале работы провести горизонтальную и вертикальную линии, которые будут пересекать друг друга в центре листа. Потом их можно будет убрать, за то в процессе работы эти линии будут служить вам ориентиром и помогут для определения наклона модели.

Смысл рисования с натуры для начинающих заключается не только в конечном результате, но главным образом в приобретении навыков, развитии точности глаза и твердости руки, умении правильно определять пропорции, в приобретении опыта не только самого рисунка, но и опыта выбора композиции.

Использование в рисунке различных механизмов не допустимо. Не стоит прибегать к помощи линейки, сетки или отвеса. Надейтесь на свой глаз, а потому развивайте его. Если у вас возникают сомнения, лучше проверить себя лишний раз с помощью карандаша, как я описывал выше, к стати наклоны и углы проверяются также. Прищурив глаз и вытянув руку, вы наклоняете карандаш соответственно углу наклона той плоскости или предмета, который проверяете, а, затем, также, не сгибая руку в локте и не меняя положения карандаша, переносите его к своему рисунку. Если лини совпадают, значит, вы выбрали верный наклон, если не совпадают нужно исправить линию на рисунке. Не советую вам пользоваться при этом коротким, сточенным карандашом, т.к. с его помощью трудно сделать точные замеры пропорций и наклонов предметов.

Многие, научившись таким способом проверять пропорции и наклоны, еще до начала работы начинают промерять всю модель и рисуют согласно своих промеров. Это не только не правильно, но и вредно. Рисуя, таким образом, вы приучаете себя не доверять своему глазу, полагаясь только на точность промеров. Не увлекайтесь промерами, применяйте их только для проверки пропорций и размеров того, что вы уже нарисовали.

И так, умение рисовать это, прежде всего умение видеть, умение сравнивать. Сравнивать то, что вы изобразили на листе бумаги, с тем, что вы изображаете, то есть с натурой.



Дело в том, что любой предмет имеет свои геометрические пропорции, свой объем, свою форму, свои размеры, по этому изображение в рисунке связано, прежде всего, с умением сравнивать пропорции одного или нескольких предметов их теневые и освещенные части, падающие тени и тени собственные, перспективные изменения и расстояния.



Изображение трехмерного пространства на плоскости связано, прежде всего, с правильным конструктивным и перспективным построением предмета. От верного построения предмета зависит и результат дальнейшей работы. Если рисунок предмета построен не верно по конструкции или в перспективе, то ни какая тщательная проработка светотени не даст положительного результата в передаче объема.



Еще одно очень важное средство передачи объема – это градации светотени, такие как собственная тень, полутень, рефлекс, блик и падающая тень. Кроме того, в передаче объемной формы, важна так же и техника работы. От характера штриховки карандаша зависит многое. Например, наложение штриха по направлению формы предмета дает возможность облегчить восприятие формы и упрощает дальнейшую работу.

На плоских поверхностях желательны штрихи прямые и параллельные, на цилиндрических и шаровидной формы лучше подходят штрихи дугообразной направленности.

От правильно нанесенного штриха зависит не только правильное восприятие формы предмета, но и передача его материальности, твердости или мягкости предмета.

Многие особенно начинающие рисовальщики, пытаются избавиться от видимой штриховки в рисунке путем растирания штриха. Такая техника не дает материальности в рисунке, предметы становятся как бы ватно-воздушными, теряют плотность и твердость.

Лучшими объектами для начала обучения рисунку, являются гипсовые геометрические тела. Эти объекты являются основой строения любых предметов. Поняв законы распределения светотени на таких предметах, как шар, цилиндр, куб, пирамида, вы сможете легко разобраться в светотени любых более сложных по форме предметов. Для того, что бы разобраться в строении какого либо предмета, нужно, прежде всего, понять его характерные признаки и уже после этого приступать к его изображению. Например, если предмет похож на шар, то его главный и основной признак это шаровидность формы, а значит, общее распределение светотени будет соответствовать закону распределения светотени на шаре. Сравнение и поиск сходства любого предмета с формой простейших геометрических тел, которые могут являться основой строения для данного предмета, облегчит светотеневые решения сложной формы и поможет в его построении.

Каждый объемный предмет ограничивается изогнутыми или плоскими поверхностями эти поверхности при освещении попадают в различные световые условия. Свет попадает на эти поверхности неравномерно, одни поверхности освещены сильнее, чем другие, и по этому все поверхности выглядят различными по тону.

Сила освещенности поверхности зависит от угла падения лучей света на каждую конкретную поверхность. Поверхность, на которую лучи света, попадают под прямым углом, то есть перпендикулярно этой поверхности освещается сильнее других поверхностей. Чем больше наклон лучей света по отношению к поверхности, тем меньше, слабее освещена эта поверхность.

Светлота поверхности также зависит и от ее фактуры, и от ее цвета. Гладкие , полированные, глянцевые поверхности отражают свет сильнее, чем поверхности матовые и шероховатые и поэтому выглядят светлее. Темного цвета поверхности сильнее поглощают свет, а отражают меньше. На очень темных и очень светлых предметах светотеневые градации различаются хуже т.к. глаз плохо различает переходы слишком слабых и слишком сильных световых оттенков.

Рельеф формы и градации светотени, как правило, хорошо различаются в простейших условиях освещения, то есть когда предметы освещены одним источником освещения, поэтому для наглядности и простоты работы на начальной стадии обучения, предметы лучше всего освещать одним сильным источником с одной боковой стороны. Кроме этого если создать яркий по цвету фон, то можно получить подсветку теневых сторон, но при этом фоновая драпировка или другая поверхность должна находиться не очень далеко от теневой части предмета. Такая подсветка позволит лучше проявить рефлекс на изображаемом предмете.

Отраженный от окружающих предметов свет, попадая на теневую часть предмета, образует рефлекс. Рефлекс это светлый или цветной отсвет, возникающий на теневой части формы в результате отражения лучей света от окружающих предметов. Дело в том, что цвета всех предметов взаимосвязаны рефлексами. Чем сильнее разница по светлоте и цвету между предметами, тем сильнее заметны рефлексы. На гладких поверхностях рефлексы заметны сильнее, чем на

поверхностях матовых. Чем более шероховатая поверхность предмета, тем менее отчетливы в очертаниях рефлексы. На глянцевых поверхностях рефлексы заметны особенно отчетливо, они усиливаются как в зеркальном отражении. Рефлексы не только высветляют тени, но и придают им свой цветовой оттенок.

На цилиндрических и шаровидных поверхностях переход от света к тени будет постепенным. На таких предметах наиболее заметно будут проявляться участки полутени т.к. угол освещения будет изменяться постепенно. По мере приближения к затененной части, угол падения лучей света уменьшается.

Сторона предмета, на которую свет не попадает, называется собственной тенью. Падающая тень, по тональности, обычно не имеет резких разграничений с тенью собственной. Тональность собственной и падающей теней, как правило, очень близки. Чем ближе к предмету падающая тень, тем она темнее.



В зависимости от формы самого предмета отражение от его поверхности света, может быть более или менее равномерным, но на том участке, который мы видим под углом равным углу падения лучей света, отражение в нашу сторону будет наиболее видимым. Это место мы видим более светлым, чем другие участки. Такое светлое пятно называется бликом. Свет, тень и полутень, всегда имеют на поверхности предмета определенное положение, блик такого определенного положения не имеет, т.к. зависит не только от направления света и формы предмета, но и от места расположения самого наблюдателя, в данном случае рисовальщика.

На всех глянцевых, блестящих поверхностях блики и рефлексы, всегда ярче и границы их более определенны, чем на матовых поверхностях.

Освещенные гипсовые фигуры куба и пирамиды дают представление о том, как распределяется свет и тень на предметах с плоскими поверхностями. Грани этих фигур освещаются по разному. Самая освещенная и соответственно светлая будет та грань, на которую лучи света, попадают под прямым углом. По мере уменьшения угла между лучами света и гранью степень ее освещенности снижается. Каждая плоскость куба и пирамиды воспринимается освещенной не одинаково по всей ее поверхности. Из за контраста светлая поверхность на границе с темной всегда будет казаться светлее, а темная наоборот темнее.

Устанавливая модель для рисования, всегда важно обращать внимание на фон, т.к фон так же является частью композиции. Если вы не позаботитесь о фоне заранее, то в процессе работы может возникнуть множество проблем, и конечный результат может оказаться неожиданным. Учтите, что вы должны рисовать не только тот предмет или предметы, которые вы включили в композицию, но и тот фон, который находится сзади этих предметов.

Часто начинающие рисовальщики не учитывают этих обстоятельств и располагают модель на фоне комнаты, не придавая значения тому, на фоне чего расположены изображаемые предметы и в процессе работы над рисунком возникают проблемы. Первая проблема для начинающего рисовальщика, заключается в том, что предметы, на фоне которых расположена модель, отвлекают глаз и мешают сосредоточиться на тех предметах, которые вы собираетесь рисовать. Вторая проблема возникает уже в процессе штриховки предметов и определении распределения светотени. И третья главная проблема появляется в момент, когда рисовальщик задумывается над оформлением фона в рисунке. Если нарисовать предметы вне фона, то вся композиция будет выглядеть вырезанной и наклеенной на лист бумаги, т.к. предметы окажутся как бы вне пространства, рисунок их будет выглядеть неестественно. В любом рисунке обязательно должен быть нарисован фон, то есть, нарисовано пространство. Я не оговорился, применяя выражение «нарисовано пространство». Пространство действительно должно быть нарисовано. Когда изображается фон в рисунке, то изображаются предметы или поверхность, на фоне которых расположена модель, при условии правильного распределения светотеней правильного определения тональных отношений в вашем рисунке, между моделью и фоном действительно появится «на рисованное» пространство. Если тональные отношения будут найдены неверно, то пространства не получится и модель окажется «прилипшей» к фону, что нередко встречается в работах начинающих авторов, так же не частенько бывает, что фон в рисунке кажется ближе, чем предметы или поверхности, на фоне которых изображается модель

Кроме всех вышеперечисленных недостатков должен обратить ваше внимание на еще одну вещь, которая также имеет большое значение. Если вы не учтете, что именно окажется у вас на заднем плане, образующем фон вашего рисунка, то может оказаться так, что все усилия, потраченные при составлении композиции, окажутся напрасными. Предметы нарисованные на заднем плане и не входящие в композицию при ее составлении, могут разрушить все ваши усилия. В то же время, как я сказал выше, не рисовать их вы не можете, т.к. в этом случае модель окажется вне пространства.

Для начала, когда вы собираетесь рисовать гипсовые предметы, советую вам создать фон, который не будет отвлекать ваше внимание. Таким фоном может служить лист фанеры или оргалита, расположенный на некотором расстоянии от модели. Можно так же повесить драпировку из однотонной ткани. Лучше всего если повешенная драпировка не будет иметь складок. Сладки на драпировке будут отвлекать ваше внимание от гипсовой модели и создадут на начальной стадии обучения дополнительные трудности. Постепенно по мере приобретения навыков в рисунке, фон композиции можно усложнить, но опять же нужно иметь в виду, что любая складка на драпировке, или рисунок на ткани, которая служит фоном, будут являться частью композиции и внесут коррективы в общее восприятие рисунка. Это обязательно нужно учитывать.

Создавая фон для модели, не следует давать слишком сильных контрастов. Если белый предмет будет расположен на черном фоне, то из за сильного контраста, светотени модели будут восприниматься с большим трудом, такая же ситуация возникнет, если черный предмет расположить на белом фоне. Кроме этого слишком сильные контрасты в рисунке, будут создавать впечатление пестроты, что приведет к затруднению восприятия вашего рисунка.

Конечно, можно создавать композицию, построенную на контрастах, именно такое решение может создать определенный эффект, который иногда художники используют сознательно, но это сложная тема, для начинающего рисовальщика. К подобным композициям в рисунке можно подходить, имея уже определенный опыт. На начальной же стадии обучения не советую вам прибегать к эффектам подобного рода в композиции.

Вернемся к работе над светотенью. Очень важно с самого начала определить отношения светотеней на разных участках модели, какие места на сколько отличаются по тону от других, что темнее, что светлее, где самое темное место и где самое светлое. Лучше всего сразу наметить самые темные места, но не желательно при этом самое темное место сразу штриховать в полную силу. Не всегда на белом листе можно сразу точно определить его темноту. В начале когда все тоновые отношения еще не найдены и не нанесены на рисунок, самое темное место может показаться совсем черным. В процессе рисования глаз привыкает к восприятию теней и выясняется, что самое черное место, совсем не черное, тогда приходится его высветлить с помощью ластика, но если вы нанесли карандаш в полную силу, то сделать это аккуратно бывает достаточно трудно. Графит нанесенный жирным слоем плохо стирается, ластик скользит по поверхности и размазывает его по бумаге.

Наносите штриховку, постепенно усиливая темноту там, где это необходимо. Самое темное место можно затемнить, когда рисунок почти готов. Тоже касается и самых светлых мест. Помните, что светлые места, даже на белых предметах, как правило, имеют свой тон и по тому не стоит оставлять их просто белой бумагой. Конечно если это не блик на белой глянцевой поверхности. Даже если вы рисуете гипсовые, белые фигуры, вы должны помнить, что если рядом с освещенной поверхностью белого гипса поставить на пример белую глянцевую вазу, то на вазе образуется блик, который по своей светлоте, будет светлее освещенной матовой поверхности гипса. Ни когда не следует работать в такой тональности, что бы самое светлое место нельзя было сделать еще светлее, а самое темное нельзя было еще затемнить.

Не забывайте сравнивать тоновые отношения, при этом помните, что сравнивать нужно не только поверхности расположенные рядом, но и участки, расположенные на отдалении друг от друга.

Ваш взгляд постоянно должен охватывать всю композицию и весь рисунок, перемещаться из одной точки в другую в поисках тоновых различий. Никогда в модели не может быть двух одинаково затемненных или одинаково освещенных мест, поэтому и в рисунке у вас так же не должно быть одинаковых  поэтому ит в рисунке у вас не должнобыть одинаковых по тону мест.


Все перечисленные в этой статье советы и рекомендации предназначены, прежде всего, для тех, кто хочет научиться рисовать. Но невозможно в одной статье описать все методы работы и дать все возможные рекомендации.  Здесь приведены лишь основы, не зная которых трудно научиться  правильно вести работу над рисунком. Что бы описать все, потребуется целая книга. Скорее всего, у вас в процессе самост

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/kultura-i-iskusstvo-statya/risunok-dlya-nachinayushhix-378814.html

Обсудить статью

Многие художники,особенно начинающие, говоря о композиции, не всегда понимают смысл этого понятия. То есть, им кажется, что они понимают и упрощают задачи этого композиции до примитивного размещения предметов или персонажей на холсте и т.п. На самом деле все гораздо сложнее чем кажется на первый взгляд. Данная статья поможет понять, что же такое композиция, в чем ее задачи, а так же раскроет некоторые секреты и тонкости которые помогут в создании произведений искусства.

От: Александр Авринl Культураl 13/12/2006 lПоказы: 30,090

Украшение дома и любимых предметов интерьера – процесс творческий и безумно приятный! У вас появляется возможность реализовать свои дизайнерские замыслы и дать полет фантазии, а с помощью самоклеящихся рисунков из коллекции интернет-магазина БестМебелик.ру весь процесс превращается в наслаждение. Bestmebelik.ru также предлагает готовые идеи по оформлению интерьера и мебели с помощью различных приемов декорирования, которые вы можете взять за основу.Так чего же мы ждём? Приступим!

От: Ольга Тарадоваl Обустройство быта> Мебельl 09/08/2009 lПоказы: 779

При оформлении интерьера помещения стоит учитывать несколько весьма важных факторов.

От: еленаl Обустройство быта> Дизайн и интерьерl 03/12/2009 lПоказы: 554

Вы точно знаете, какой пол лучше? Можете сказать наверняка и не задумываясь, что полезнее и здоровее, – к примеру, паркет или линолеум? Или ковролин? Нам стало любопытно разобраться, действительно ли натуральный ковролин лучше искусственного? И вообще понять, что это за материал. Мало того, мы задумали эту статью, как и все публикации этого праздничного номера, специально для милых дам. Пусть наконец узнают всю правду.

От: chaica13l Обустройство быта> Дизайн и интерьерl 25/06/2013 lПоказы: 108

Какие ассоциации вызывает у Вас слово штукатурка? Бело-серая густая масса, кривые стены, которые надо выровнять, маляр-штукатур в заляпанных штанах, основа под более дорогое финишное покрытие. А между тем, ситуация уже давно изменилась, и кроме привычных понятий в нашу жизнь вошло новое.

От: Минаев Андрейl Обустройство быта> Технологии ремонтаl 16/09/2009 lПоказы: 5,521

Практически нет предела фантазии создателя, когда речь заходит о декоративном оформлении металлического ограждения территории. Даже недостаток материальных средств не в силах ограничить творческую мысль заказчика и исполнителя.

От: Дели Аленаl Культура> Архитектураl 20/10/2008 lПоказы: 374
Герман

Меня зовут Герман Владимирович. Я - репетитор по компьютерной графике и дизайнер из Новосибирска. Имею опыт преподавания в учебных центрах более 8 лет. Предлагаю обучение Corel Draw,Photoshop,3ds Max «с нуля», по экспресс-методу. Умеющие рисовать от руки могут изучить дополнительные возможности программы Photoshop в работе с графическим планшетом.

От: Германl Образование> Домашнее обучениеl 25/09/2013 lПоказы: 13

Как подготовить поверхность стены к штукатурке? Ответ: Сначала стену следует тщательно очистить от пыли и грязи, промыть водой. А если она сухая и чистая, то можно только смочить. Если же поверхность стены очень уж гладкая, то на нее наносят насечки для придания шероховатости, увеличивающей сцепление раствора.

От: Минаев Андрейl Обустройство быта> Технологии ремонтаl 27/04/2010 lПоказы: 246
Жолтый квадрат!

Как направление в искусстве, возникшее авангардистское со-течение во французской живописи импрессионизма, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.

От: Жолтый квадрат!l Культура> Историяl 03/12/2011 lПоказы: 1,628

Что главное для современного искусства? Эпатаж? Протест? Почему искусство сегодня превратилось в протестную акцию и отказалось от функции воспитывать в людях прекрасное? Стоит ли ставить крест на всем современном искусстве?

От: Здорик Анастасияl Культураl 17/06/2013 lПоказы: 98
Open Austria

В Тироле появляется все больше и больше буддистов. В субботу 25.05 все буддисты мира отмечали праздник Весак, день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Гаутама. Встреча буддистов земли Тироль и праздник просветления Будды прошли в новом храме, открытом в этот же день, сообщает информационное агентство ORF.

От: Open Austrial Культураl 26/05/2013 lПоказы: 27

Вегетарианство - это система питания , полностью исключающая потребление мяса любого вида. Также существует так называемое строгое вегетарианство, или веганство, когда отказываются от всех продуктов животного происхождения, таких как молоко, яйца, мех, мед, кожа и т.д., также отказываются от продукции , которая тестирование на животных.

От: Александр Дестроевl Культураl 16/02/2013 lПоказы: 29

Кино, кино, кино.… С самого момента появления кинематографа кино приобрело бурную популярность у населения всего мира, и до сих пор представляется лидером среди развлечений.

От: Павелl Культураl 25/01/2013 lПоказы: 73

Мы то, что мы читаем, смотрим в кино, слушаем в плеере, но как нас воспринимают окружающие? Действительно ли это так? Проверим!

От: Анатолийl Культураl 23/01/2013 lПоказы: 59

Первое, что необходимо понимать при выборе нательного креста – это то, что нательный крест не является украшением

От: Еленаl Культураl 17/01/2013 lПоказы: 140

Алкоголь - современная беда человечества, особенно среди молодежи! Что лучше - перейти к Здоровому Образу Жизни или остаться рабом вредной привычки?!

От: мерилиндаl Культураl 09/01/2013 lПоказы: 144

Хотя Рождество в Украине еще не скоро, и мы находимся в большем предвкушение от предстоящего Нового Года, Европа и Америка полным ходом готовится к празднику. Люди закупают подарки, ставят елку, пишут письма Санта Клаусу, готовят блюда и украшают дома разноцветными новогодними украшениями.

От: Natalial Культураl 24/12/2012 lПоказы: 263

Важным для художника живописца является и владение познаниями в области цветоведения и навык применения этих познаний. Именно благодаря цвету, зритель имеет возможность ощутить всю красоту живописного произведения и воспринять реалистичность изображения.

От: Александр Авринl Культура> Живописьl 24/12/2009 lПоказы: 4,363

Начинающим художникам и тем , кто просто хочет научиться рисовать, эта статья поможет освоить основные принципы и подходы к рисованию, поможет выявить свои таланты в изобразительном искусстве, а так же просто преодалеть барьера и комплексы, которые мешают заняться творчеством.

От: Александр Авринl Культураl 13/12/2006 lПоказы: 46,017

Многие художники,особенно начинающие, говоря о композиции, не всегда понимают смысл этого понятия. То есть, им кажется, что они понимают и упрощают задачи этого композиции до примитивного размещения предметов или персонажей на холсте и т.п. На самом деле все гораздо сложнее чем кажется на первый взгляд. Данная статья поможет понять, что же такое композиция, в чем ее задачи, а так же раскроет некоторые секреты и тонкости которые помогут в создании произведений искусства.

От: Александр Авринl Культураl 13/12/2006 lПоказы: 30,090

Комментарии к этой статье

0
арина 01/01/2011
я не могу увидеть это
Блок автора
Категории статей
Quantcast