Роды И Жанры Литературы

Опубликованно: 02/09/2010 |Комментарии: 0 | Показы: 1,483 |

Литературные произведения разделяются по основным способам изображения на три рода: эпос, драму и лирику. Эпос — художественное воспроизведение внешнего по отношению к писателю мира, развернутое во времени и пространстве. Решающую роль в эпическом роде литературы играет повествование, т.е. рассказ о происшедших событиях, который ведется "со стороны". В эпосе жизнь изображается со всей возможной полнотой, в пересечении судеб разных героев. Исторические и другие важные для общества события выявляются через систему персонажей, героев. Важным свойством эпоса является дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования. Как правило, в эпосе рассказывается о том, что уже произошло. Основными жанрами эпоса являются басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, эпопея. Басня — один из древнейших видов эпической поэзии. Она известна у народов Древней Греции, Индии, Египта. От имени поэта-баснописца Эзопа, в произведениях которого под видом животных в аллегорической форме высмеивались люди с их пороками и недостатками, возникло понятие "эзопов" (т.е. иносказательный, аллегорический) язык. Басня состоит из маленького острого эпизода и нравоучения. Басенная аллегория основывается на известных чертах животных: хитрость лисы, глупость осла, трусость зайца, сила льва, коварство волка. В России басня развивается в XVIII — начале XIX в. в творчестве И. И. Хемницера, П. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, но особого расцвета достигает она в творчестве И. А. Крылова. В литературе XX в. к басне обращались Демьян Бедный, С. Михалков. Поэма — произведение (чаще всего стихотворное) с повествовательным или лирическим сюжетом, воспевающее значительные события, возвышенные характеры. Поэма существует в различных видах: героическая ("Слово о полку Игореве", Полтава А. С. Пушкина), романтическая ("Цыганы" А. С. Пушкина, "Демон", "Мцыри" М. Ю. Лермонтова), лирико-психологическая ("Про это" В. Маяковского, "Анна Снегина" С. Есенина), философская ("Торжество земледелия" Н. Заболоцкого, "Человек" Э. Межелайтиса), сатирическая ("Граф Нулин" А. С. Пушкина, "Тамбовская казначейша" М. Ю. Лермонтова). В поэме сочетаются эпическое и лирическое начала. Рассказ относится к малым эпическим жанрам. Содержание его ограничивается одним событием. Характеры действующих лиц (их обычно немного) даются уже сформированными. Рассказы почти всегда сюжетны, динамичны в развитии действия. Ярким примером этого жанра могут служить рассказы А. П. Чехова. Рассказ с динамичным сюжетом, острыми сюжетными поворотами, неожиданной развязкой называется новеллой. Классическим образцом этого жанра являются новеллы "Декамерона" Бокаччо. В русской литературе к новелле обращались А. П. Чехов, И. А. Бунин, В. В. Набоков, М. М. Зощенко. Повесть представляет собой эпический жанр, занимающий среднее — между рассказом и романом — положение. Повесть больше рассказа, но меньше романа. Причем это не столько количественная разница, сколько качественная, содержательная. В повести больше действующих лиц, история развития характеров которых образует более сложную конструкцию. Роман - большая форма эпоса. Содержание романа не ограничено ни во времени ни в направлении, может охватывать целую эпоху. По словам В. Г. Белинского, именно в романах "излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы". В романе воссоздаются история формирования человеческих характеров, исторические и общественные процессы, происходящие в окружающей дей- ствительности, и психологические — во внутреннем мире человека. Монументальные произведения (стихотворные и прозаические), в которых широко отражены значительные исторические события, важные для жизни народа, нации, называются эпопеями (Война и мир Л. Н. Толстого, "Тихий Дон" М. А. Шолохова, "Жизнь и судьба" Л. Гроссмана). В эпопеях изображаются различные социальные слои, исторические личности. Лирика — один из родов литературы, основанный на непосредственном выражении поэтом мыслей, чувств, переживаний, вызванных теми или иными явлениями жизни. Изображение внешнего мира служит в лирике целям самовыражения, отражения внутреннего мира. Лирика может быть медитативной, т.е. выражающей эмоциональные раздумья, в основе которых лежат вечные проблемы бытия; изобразительной, воспроизводящей явления внешнего мира (чаще всего — природу), и суггестивной, сосредоточенной на передаче эмоционального состояния. Лирическое переживание способно вмещать общечеловеческий смысл, именно этим оно близко и понятно не только творцу. Но лирический взгляд на мир возникает, когда автор выражает индивидуальное, личное отношение к окружающему. Именно в личном взгляде на предмет заключается смысл лирического изображения. В лирике нет действующих лиц, но создается образ лирического героя. Лирика не имеет сложных композиционных форм, поэтому жанры различаются не по степени развернутости событий и характеров, а по направленности и содержанию переживаний. В связи с этим лирику делят по тематическому принципу; любовная, философская, пейзажная, политическая и т.д. Сохранилось и собственно жанровое деление: ода (воспевает значительную личность, событие в восторженном плане — "Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны" М. В. Ломоносова, "Вольность" А. С. Пушкина), мадригал (шуточное стихотворение), эпиграмма (стихотворение, иронизирующее над определенным лицом), эпитафия (надгробное стихотворение), эпиталама (стихотворение на бракосочетание) , элегия (грустное стихотворение) и т.д. Эти жанры, очень распространенные в античной литературе, почти утратили свое значение в поэзии XX в. Слово "лирика" иногда употребляется не в значении "род литературы", а обозначает особую эмоциональность (лиризм) в различных других родах и жанрах. В эпосе лиризм может выражаться в лирических отступлениях, в драме — в эмоциональных монологах героев. Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, речи, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено. Как правило, автор может использовать только ремарки, в которых дается либо внешняя характеристика действующих лиц, либо какие-то детали интерьера, обстановки. Отличительными чертами драмы являются также сконцентрированность событий, острота и напряженность конфликтов, определенность характеров, их оформленность в ведущих чертах. Основными жанрами драмы как рода литературы являются комедия, трагедия, собственно драма. Комедия — драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо негативные черты человека или общества. Комедия может быть сориентирована на внешний комизм (комедия положений) или на выявление и осмеяние характеров или социальных явлений (комедия характеров). Возникла комедия из обрядовых песен и танцев на древнегреческих праздниках, посвященных богу Дионису. Лучшими драматургами-комедиографами были Д. И. Фонвизин ("Недоросль"), Н. В. Гоголь ("Ревизор"), А. А. Грибоедов ("Горе от ума"). Трагедия — драматическое произведение с глубоким конфликтом, стремясь разрешить который герой погибает. Герой трагедии находится в состоянии борьбы с судьбой, обществом, другими персонажами или даже с самим собой. Он испытывает страдания, которые и составляют суть трагического. Герои трагедии — личности незаурядные, сильные характеры. Их цели благородны и потому смерть героя воспринимается как нечто возвышенное и невосполнимое. Трагедия возникла в античной литературе, затем получила развитие в творчестве У. Шекспира. В русской литературе наиболее яркими были. Трагедии А. К. Толстого, "Борис Годунов" А. С. Пушкина. В советской литературе жанр трагедии почти исчезает.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/rody-i-zhanry-literatury-3183222.html

Обсудить статью

Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 11/07/2013 lПоказы: 603

Высказываю свое мнение по поводу комментариев к /и самих публикаций сочинской поэтессы Анны Гольц (она же Анна Хохлова). Я не критик, а всего лишь человек, который имеет право оценивать то, что он видит. И я оцениваю это очень высоко........

От: Sanya22l Культура> Литератураl 06/07/2013 lПоказы: 107

У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 02/07/2013 lПоказы: 168

Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 01/07/2013 lПоказы: 183

Сколько уже написано слов о Пушкине, а он снова и снова рождается для каждого из нас. Для некоторых он так и остается школьным поэтом, для других – его поэзия становится недосягаемой звездой и мерилом поэтического, для третьих –притягателен внутренний мир Пушкина, его отношение к женщине, России, популярности. Для меня он – скорее третье, потому что стихов не пишу и поэты рождаются не от мира сего, а жизнь проживает каждый и каждый может примерять жизнь поэта на себя.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 30/06/2013 lПоказы: 181

Русских народных поэтов, которых любит народ, не так много. Первым на ум приходит Есенин, потом Высоцкий… Сегодня можно говорить еще об одном уникальном, гениальном и по-настоящему народном поэте – Михаиле Анищенко. О нем знают немногие, но те, кто читал его стихи, говорят, что они не просто задевают, залезают под кожу. Знаю по себе: мурашки по коже при первых строчках. Все, кто любит поэзию и болеет душой за Россию, знакомьтесь с великим русским народным поэтом Михаилом Анищенко

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 24/06/2013 lПоказы: 83
Ferris Buller

Анонс книги Эрика Берна: «Игры, в которые играют люди» Берн — знаменитый психолог и психиатр двадцатого века, создал «анализ взаимодействий», который изучает поведение человека в ближайшем его окружении (семья, работа и т.д.). Анализ Э. Берна основывается на определении состояний Эго, задействованных в игре (человек имеет три состояния Эго: родитель, взрослый и ребенок).

От: Ferris Bullerl Культура> Литератураl 24/06/2013 lПоказы: 75

Вы автор стихов, пишете их для себя, друзей… Считаете, что это так… хобби… Может ваш труд достоин внимания общественности и вам стоит принять решение и издать книгу стихов.

От: DPKPressl Культура> Литератураl 18/06/2013 lПоказы: 125

Статья о важности реки Нил, её циклов для существования жизни на её берегах на заре зарождения египетской цивилизации.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 2,708

Древний Египет как государство испытывал в своей истории взлёты и падения, хронологически зафиксированные в документах.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 601

В статье приведены основные факты и даты наиболее весомые в плане состоявшихся открытий в области исследования Древнего Египта

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 486

Статья о хронологических типах исторических исследований, причинах разработок новых исследовательских методик для лучшего определения хронологии исторических событий

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 82

Проблема не только получения, но и сохранения письменных исторических источников настолько велика, что этим в современной науке занимаются отдельно выделенные дисциплины.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 272

Излагаются основные принципы и закономерности по которым постепенно развивалась древневосточная цивилизация как единое целое.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 18/09/2012 lПоказы: 3,087

Становление французского королевства происходило в череде постоянных междуусобных войн и внешних конфликтов, постепенно формирующих постоянный облик государства.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 24/06/2012 lПоказы: 2,441

В начале 14 века между Францией и Англией вспыхнул конфликт переросший в масштабные боевые действия длившиеся более 100 лет.

От: Дмитрийl Культура> Историяl 24/06/2012 lПоказы: 119
Блок автора
Категории статей
Quantcast