Субъективная Эстетика В Спорте

Опубликованно: 29/12/2011 |Комментарии: 0 | Показы: 216 |

Субъективная эстетика спорта в последние годы заинтересовала его теоретиков, и если многие из них приходят к соглашению относительна ее значения, то подтвердить свою убежденность ссылками на источники в литературе никто из них не может. Остроту вопроса подчеркивает дилемма, которую четко сформулировала Каролин Томас (1974):

Теоретики спорта и эстетики постоянно подчеркивают, что каждый исполнитель обогащает свои ощущения личным опытом, техникой, самосознанием и индивидуальным восприятием. Ниже мы попытаемся доказать, что именно на этой уникальности и индивидуальной обособленности основывается невозможность каких-либо обобщений или универсальных истин в отношении спортивных или эстетических переживаний. Еще труднее выделить что- либо в этих переживаниях, избежав хотя бы некоторой личной заинтересованности.

Чтобы найти фундамент для общего толкования смысла субъективной эстетики, мы должны обратиться к высказываниям атлетов и специалистов в области спорта, подтверждающим ее существование. В некоторых из них будет дано более широкое толкование феномена, о котором идет речь.

Джону Брокингтону, бывшему игроку футбольной команды «Грин бэй пэкерз», приписываются такие слова: «Длинный прорыв — это великая штука, величайшее наслаждение для нападающего, когда обходишь последнего защитника и перед тобой открывается свободное пространство». Ларри Чонка, игравший за «Майами долфинз», имеет противоположную точку зрения; для него подлинное наслаждение состоит в коротком прорыве сквозь защитную линию: «Я с большим удовольствием пронесу мяч три ярда, чем пущусь в затяжной прорыв; когда я пробегаю шесть ярдов, это еще чудесное ощущение, а больше — уже слишком легко». Роберт Липсайт, известный спортивный репортер и комментатор, посвятил этому предмету несколько книг. В одной из них — «Призвание — спорт» — он цитирует такие слова прославленного русского тяжелоатлета Юрия Власова:

В момент, когда невероятное, победное усилие достигает пика, когда кровь стучит в висках, внутри вас все вдруг успокаивается. Все кажется понятнее и яснее, словно кто-то включил мощные прожектора. В этот момент вы проникаетесь убеждением, что являетесь обладателем всей силы на свете, что способны на все, что у вас выросли крылья. В жизни нет более драгоценного момента, и вы готовы годами упорно трудиться, только чтобы вновь испытать его.

Высказывание Власова ясно указывает, что проявление огромной мощи вызывает особые ощущения. И в рассказе Барбары Локхарт (1973) о забеге на 3000 м отражены глубоко субъективные переживания. Чувство удивления, появившееся у нее, когда она осознала, что бежит  быстрее, чем когда-либо прежде, сменяется возбуждением:

Величайшее удовольствие приходит при полной, стопроцентной отдаче.

Мне хочется немного рассказать вам о моем любимом забеге, который я считаю лучшим за всю мою карьеру в конькобежном спорте. Это был забег на 3000 м в австрийском городе Инсбруке, в 1964 г. Раздался выстрел стартера, я приняла хороший старт 3000 м — это почти две мили, и потому, если вы не хотите израсходовать свою энергию сразу, надо распределить ее на всю дистанцию. Рванувшись со старта и войдя в привычный ход, я ощутила, что мои коньки, словно не касаются льда. Все тренировки, все затраченные усилия, вся работа над техникой—все принесло в этот момент свои плоды. И действительно, все казалось невесомым, я чувствовала, что не прикладываю усилий. Не было ощущения, что болят или напряжены мышцы, было лишь чувство полета надо Льдом. Я бросила взгляд в сторону тренера, он показал, что я выигрываю две секунды, на следующем круге — четыре, затем — пять, шесть; казалось, моей скорости не будет предела. Я могла еще и еще набирать скорость (курсив авт.), я чувствовала прилив настоящей радости! Именно в этот момент я познала наслаждение, которого не знала никогда прежде, даже когда побеждала в национальных состязаниях и устанавливала новые рекорды,— никогда прежде спорт не доставлял мне такого удовольствия.

Роджеру Бэннистеру, известнейшему английскому бегуну, приписываются такие слова: «Сознательно или нет, но спортсмен стремится к тому глубокому удовлетворению, чувству собственного достоинства, которое приходит, когда тело и дух в полной координации превосходят сами ребя».  Бэннистер устанавливает универсальные границы,

в которых существует субъективная эстетика. Подобным же образом рассуждает и Келин (1968): «Ощущение, что ты один на один с природой, использование этого ощущения для достижения собственных целей, сопровождающееся чувством завершенности и легкости,— это прямая эстетическая реакция движущегося человека на свои движения».

Тот факт, что подобные переживания обнаруживаются в поведенческом репертуаре многих спортсменов, предполагает возможность их изучения. Пауль Кюнтц (1974) дошел даже до утверждения, что «существует психология эстетики... которая объясняет наслаждение от спортивного выступления». Кюнтц — философ, утверждение которого, может быть, и справедливо, но цель его исследования лежит за пределами.  При этом у него мы находим недостаточно четкое направление дальнейших рассуждений. Другой философ, Каролин Томас, такое направление формулирует точнее.

Предлагая проанализировать некоторые критерии: намерение, опыт, увлеченность и действия «человека как целого», Томас (1974) не сулит обязательного успеха в результате научного исследования, но дает определенное направление нашим мыслям.

Когда Томас говорит об аутентичности (достоверности) намерения, она имеет в виду, что переживание спортсмена отвечает эстетическим критериям, если его намерения, целостность его атлетического действия чисты и неподдельны. Гимнасты и прыгуны в воду охотно признают существование такой проблемы, четко различая критерии спорта и эстетики в связи с ней. Желание победить — часть аутентичного намерения, гарантия того, что, хотя личность и стремится к превосходству, «момент совершенства» может наступить даже при поражении, если только борьба велась действительно с полной отдачей сил. Келин (1968) соглашается с этим суждением, рассматривая «хорошо сыгранный матч», а Уайт (1975) выявляет такой оттенок переживания спортсмена:

Демонстрируя превосходное мастерство, спортсмен обычно хотя бы догадывается, если не знает точно, что он его демонстрирует. Зачастую это понимание немо, то есть не может быть выражено словами в самый момент выступления, но не выражается оно и после него, независимо от красноречия или просто способности к словесному самовыражению спортсмена. И хотя это понимание главным образом подсознательно, именно его природа гарантирует человеку определенное чувство внутреннего удовлетворения своим выступлением и самим собой.

Далее Томас утверждает: для того, чтобы «момент совершенства» мог наступить, необходимо присутствие в спортивном выступлении опыта и мастерства. Опытность— еще не совершенство, это качество весьма относительное. Техника спортсмена шлифуется до тех пор, пока он полностью не овладевает ею (Келлер, 1974). Следом приходит изощренное мастерство, которое создает наиболее благоприятные условия для возникновения «момента совершенства». Мастерство в технике позволяет атлету во время выступления не уделять ей внимания, сосредоточив его на ощущении спортивной ситуации. Вы помните, как Бэннистер (1963) говорил об одновременном «высвобождении тела и духа» во время бега.

Третьим критерием, по мнению Томас, является увлеченность, которая показывает, насколько полно отдается атлет своему виду спорта, опять-таки не нуждаясь более в особом контроле за своей техникой. Как бы поднявшись над собой, спортсмен увеличивает потенциал эстетического ощущения, которое становится затем объективным, когда происходит на глазах у публики. «Единство, слияние человека со спортом необходимы для того, чтобы «момент совершенства» наступил»,— пишет Томас. Такие характеристики, как погодные условия или реакция толпы болельщиков, в ситуации столь полной вовлеченности спортсмена в действие могут не приниматься в расчет. Когда соревнования окончены, спортсмен имеет возможность осмыслить возникшее у него чувство единства со своим видом спорта.

Четвертый критерий для критического анализа субъективной эстетики спорта Томас назвала «действиями человека как целого». Она рекомендует «ощущать тело не как объект, а как субъект». Необходимость полного проявления человеческой личности для создания эстетического впечатления противостоит традиционному дуализму. Томас утверждает:

Полагать, что человеческое бытие или существование человека в мире его переживаний имеет дуалистический характер,— значит унижать достоинства тела, считать его объектом, неспособным ощущать мир субъективно, индивидуально, эмоционально.

Научный метод, предложенный Томас, характерен для социологии, где эмпирическое знание формируется на основе сбора данных в виде различных суждений, точек зрения, оценок и ощущений. Однако без соответствующей методики, исключающей элементы «нажима» в вопросах и «подсказки» ответа, дальнейшее исследование в поисках научных законов субъективной эстетики спорта может привести к грубым ошибкам.

Чтобы изучать субъективную эстетику в аспекте психологии, мы должны поставить вопросы с точек зрения познания, ощущения и поведения.   

Познавательный процесс можно проиллюстрировать, сославшись на эпизоды, о которых рассказывают американские спортивные издания. В мае 1975 г. команда «Голден стейт уорриорз» в серии из четырех игр за звание чемпиона Национальной ассоциации баскетбола победила заведомо более сильную команду «Балтимор буллете». Во всех матчах команда из Балтиморы поначалу вела в счете. Рик Бэрри, капитан «Голден стейт уорриорз», так выразил свою точку зрения на характер серии в интервью корреспонденту журнала «Спорте иллюстрейтед»:

«Я не совсем в этом уверен,— говорил смущенный и счастливый Бэрри, когда матчи серии были сыграны,— но мне кажется, именно таким и должен быть баскетбол. Мы сделали мечту явью, ведь о таком завершении сезона можно было только мечтать...»

«Я просмотрел видеозапись и увидел, как мы победили,— говорил он позже.— Даже теперь это кажется невероятным. Кто бы мог подумать, что это окажется нам по силам? Забавно, но только просмотрев видеозапись, я наконец понял, почему так волновались болельщики. Во время игры разобраться, что происходит, было трудно». Спортивные комментаторы нередко берут интервью у спортсменов сразу же по окончании соревнований, в которых был достигнут крупный успех. Однако зачастую ответы спортсменов неадекватны, необходим контроль за их достоверностью, который обеспечивается методикой социологического исследования. Совершенно очевидно, что спортсмен не может осознанно оценить свое только что закончившееся выступление. Необходимо, чтобы прошло какое-то время между окончанием напряженного и всеобъемлющего переживания и тем моментом, когда становится возможной рациональная, сознательная оценка этого переживания во всех деталях. Возможность припомнить свои ощущения в полном объеме наступает у спортсмена, когда первоначальный стресс спал, а новые жизненные впечатления еще не начали стирать из памяти прежние.

Чувственный процесс в применении к субъективной эстетике спорта оценить столь же сложно, как и познавательный, а может быть, и еще сложнее. Основной фактический материал дают воспоминания спортсменов, хотя нет никаких видимых причин, почему не может использоваться и телеметрический контроль. Говоря об особенностях субъективной эстетики спорта, Патрик Макдоннелл (1967) цитирует молодого гимнаста, описывающего свои ощущения:

Потолок и пол меняются местами, затем еще раз, затем вы обнаруживаете, что вдруг каким-то чудом твердо стоите на полу обеими ногами. Ощущение такое, словно только что вы побывали в каком-то ином, удивительном, мире и вернулись назад. Чудесное ощущение. Его трудно определить словами, да и не в определении дело. Пока такое ощущение существует, вы будете стремиться вновь оказаться в этом мире.

Спортсмен предполагает, следовательно, что проникнуть в «другой мир» можно лишь путем напряженного физического усилия. Если это так, то такой мир недоступен для тех, кто никогда не пытался достигнуть предела своих физических возможностей. Некоторые теоретики спорта полагают, что особая сфера чувств — это и есть «подлинный», настоящий мир спорта. Слюшер (1967) принадлежит к их числу:

Когда спорт— это действительно спорт, он достигает эстетического достоинства и изящества. Он полон смысла для исполнителя. Его побудительный мотив основан на глубокой личной заинтересованности. Простого знания недостаточно; спорт требует внутренней цельности и высокой степени эмоционального подъема.

Смысл высказывания Слюшера заключается, по всей видимости, в том, что чувственная реакция на спортивные упражнения и составляет суть спорта. Тем самым он выявляет этот феномен, хотя и несколько сглаживает сферу его распространения.

Выделяя в целях самостоятельного анализа процесс поведения, мы приходим к необходимости изучения физиологических реакций, или анализа движения с позиций механики. Важно иметь об этом хотя бы общее представление, оно поможет современным спортсменам и студентам, изучающим спортивные науки, полнее понять себя и свой вид спорта. Простого физического исполнения спортивных упражнений недостаточно для того, чтобы реализовать эстетический потенциал спорта. В любом спортивном контексте — идет ли речь о метании копья или обдумывании стратегического плана прорыва в зачетное поле противника—знание спортсменом самого себя поможет возбудить в нем необходимую физическую реакцию. Если у спортсмена эта способность не развита, то и реакция его не будет сколько-нибудь значительной. С другой стороны, высшей степени воодушевления личности сопутствуют исключительные физические и физиологические реакции. В поддержку этого тезиса Организационный комитет XX Олимпийских игр высказывает в книге «Спорт с точки зрения науки» такое мнение:

Спорт и искусство могут рассматриваться как аналогичные явления вследствие схожих реакций, которые они вызывают в людях, занимающихся ими; вследствие отсутствия цели, связанной с практической выгодой, которое характеризует обе эти сферы; вследствие влияния спортивного выступления на других людей; вследствие «культурной ценности» высоких спортивных достижений, которые создаются в «творческом действии». «Творческое действие» в области спорта имеет здесь принципиально важное значение.

Билли Кидд в интервью, опубликованном в журнале «Тайм» 6 марта 1970 г., говорил:

В 1966 г. я пережил действительно волнующие три победные недели: Килли выигрывал один этап, я—следующий, затем опять Килли, потом снова я. Это было похоже на спокойную дискуссию с лучшим другом, когда адреналин непрерывно пульсирует в вас, когда вы все время настороже, все время в напряжении, но очень приятном напряжении.

Связывая «прилив адреналина» с напряжением и настороженностью, Билли Кидд дает важное психологическое объяснение из области субъективной эстетики. Связь этого феномена с выбором рискованных вариантов в парашютном спорте и автогонках, которые обнаружил Брюс Огилви (1974), оказывается весьма и весьма тесной. Физическо-поведенческий процесс важен не только для парашютиста и автогонщика, но и для тяжелоатлета и других спортсменов.

Некоторым может показаться, что научный анализ красоты спорта с позиций субъективной эстетики имеет лишь идеографическую ценность. Однако мы с уважением должны отнестись к подобному анализу, если он проводится ученым, который сам занимался спортом. Боэ (1948) утверждает, что он нашел путь к пониманию времени и пространства посредством эстетической оценки планерного спорта. «Покорение неба» дает ощущение свободного наслаждения (jouissance desinteressee), которое характеризуется тремя компонентами. Во-первых, это баланс между риском и резервом возможностей. Во- вторых, это чувство освобождения от всего земного, возникающее вследствие успешного осуществления такого баланса и «космического» ощущения необъятности пространства. И наконец, наслаждение более полным постижением мира благодаря пространственно-временным достоинствам парения. Ощущение наслаждения порождает эстетический подход к планеризму, который Боэ философски определяет как «ограниченную бесконечность ».

В автобиографической книге «Скорость и стиль» покойный Питер Ревсон, автогонщик, указывает на особенности своего стиля, по всей видимости имеющие отношение к индивидуальному эстетическому опыту. «У меня не бывает той «триады», в которой, по-моему, нуждаются некоторые гонщики»,— пишет он, имея в виду под «триадой» совпадение психологической, эмоциональной и физической «волн» в пиковых точках. Это явление легко воспринимается по аналогии со звуковыми волнами или элементами гармонии в музыке. Спортсмены, которые испытывают эффект так называемой «триады», утверждают, что они непобедимы, но, невзирая на это, их часто побеждают.

Для нас дело не в терминологии — важно, что подтверждается существование, а стало быть, достижимость определенных процессов и, главное, их постижимость, которую мы и рассматриваем как субъективную эстетику.

www.avangardsport.at.ua - Аренда спортзала

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/lyudi-i-sport-statya/subektivnaya-estetika-v-sporte-5527465.html

Обсудить статью

По мнению Мишеля Боэ (1968), в спорте существует функциональная эстетика. Спорт, пишет он, обладает чертами и канонами эстетической ценности, которые не отделимы от технического совершенства спортивных действий, осуществляемых в ходе соревнований.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 29/12/2011 lПоказы: 201

«Величайшие моменты в спорте,— пишет Дэвид Уайт (1975),— переживаемые теми, кто их творит, не являются их исключительной собственностью. Присутствие зрителей на спортивных соревнованиях может стать одним из тех факторов, которые делают момент великим для спортсмена».

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 29/12/2011 lПоказы: 221

Объективная эстетика — это то ощущение прекрасного, которое мы испытываем в отношении произведения искусства. Если произведение красиво и обладает художественными достоинствами, то как таковое оно вызывает одновременно и интеллектуальную (познавательную), и эмоциональную (чувственную) реакции.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 29/12/2011 lПоказы: 152

"Зеленое" охватывает все новые сектора экономики, все больше становятся востребованными в жизни, быту, реальной строительной и производственной практике. "Зелеными" стандартами сертифицируются возводимые жилые комплексы, производственные и офисные здания, города и поселки. Приверженцы"зеленых" подходов, технологий получают государственную поддержку, преференции, финансирование экологических фондов и международных организаций. "Зеленый" бизнес экономически и социально оправдан.

От: Татьянаl Обустройство бытаl 25/11/2010 lПоказы: 158

Компания "Конкорд" – это не только организация самых изысканных банкетов, незабываемых свадеб, коктейлей, фуршетов, торжеств, аренда дворцов и музеев, но и элитные рестораны Санкт-Петербурга и Москвы.

От: Сергейl Дом и Семья> Праздникиl 15/05/2008 lПоказы: 26,396

Рассматривая те усилия, которые предпринимает человек в стремлении к совершенству, мы пришли к выводу: наибольшее, чего он может достичь в спорте,— это идеальная форма. Идеальную форму в спорте мы можем искать в идеальной подаче, идеальном ударе битой по мячу, идеальном беге, идеальном равновесии или любом другом виде спортивного выступления.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 29/12/2011 lПоказы: 918

Эта статья открывает цикл публикаций о предпосылках потребительского поведения, глубинных причинах того или иного выбора, психологических основах мотивации потребления. Сегодня и в дальнейшем мы рассмотрим ряд психологических моделей, обусловивших стиль жизни, предпочтения и поведенческие паттерны потребителей на российских розничных рынках. Таким образом, мы предпримем попытку осветить психографические особенности потребительского поведения, влияющие на выбор.

От: Валерий Петровl Маркетингl 23/03/2009 lПоказы: 238

В спорте одно из наиболее распространенных стремлений — превзойти либо других, либо уровень собственных прежних достижений. Мы подходим к понятию превосходства, которое подразумевает наивысшее достижение, высочайший уровень мастерства, достигнутый в результате стремления к совершенству.

От: avangardl Спорт> Виды спортаl 28/12/2011 lПоказы: 102

Новинка: BodyBuilding С НУЛЯ! - персональный тренер у Вас на DVD! Вы Хотите, Чтобы Девушки Не Отрывали От Вас Глаз?! Вы Хотите Всего за 72 Дня Превратиться в Аполлона, Используя Только Правильную Тренировочную Программу, Заточенную Под ВАШЕ Собственное Тело? Вы Хотите Узнать, Как Питаться, Чтобы за 2,5 Месяца прибавить в Весе 10 кг? Какие Гейнеры и Протеины НУЖНО Пить, а Какие Лучше ВЫЛИТЬ В УНИТАЗ? Уверен, Вас мучают эти вопросы...

От: Денисl Спорт> Бодибилдингl 24/07/2011 lПоказы: 175

Куда сходить на прогулку, чтобы было интересно, и не очень далеко от дома?

От: thefisherl Спорт> Люди и спортl 19/05/2013 lПоказы: 67

Родился в Кузбассе,в Новокузнецке в 1956 году.Учился в школе,затем в институте.Играл на профессиональном уровне в хоккей в "Металлурге" и СКА Новосибирск.После завершении спортивной карьеры работал на шахте"Зыряновская",на которой пережил взрыв,унесший 67 горняков.Сейчас на пенсии.

От: Сергейl Спорт> Люди и спортl 04/01/2013 lПоказы: 72

Пять лет назад никто и не знал что существует такой вид спорта, как КАПУЭЙРА. На данный момент - Капуэйра является полноценным видом спорта. Для обладателей поясов, проводятся соревнования, школы сравнивают прогресс и делятся опытом.

От: Капуэйраl Спорт> Люди и спортl 15/12/2012 lПоказы: 83

Для каждого человека должно иметь место занятие отвлекающее его от повседневной жизни. Работа, дом, учеба, магазин а для кого-то собственный город стал ловушкой! Есть много способов отвлечься, и ни для кого не секрет каких!

От: Пейнтболl Спорт> Люди и спортl 13/12/2012 lПоказы: 53

Национальными видами борьбы занимаются юноши и взрослые мужчины всюду — в колхозных селах Российской Федерации, в кишлаках среднеазиатских республик, в аулах и горных селениях Кавказа и Закавказья. У каждого народа борьба ведется по своим особым правилам.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 03/12/2012 lПоказы: 49

Статья написана для тех, кто собирается купить велосипед. Из статьи вы узнаете какие виды велосипедов бывают, как правильно выбрать ростовку рамы, как правильно выбрать велосипед.

От: Кириллl Спорт> Люди и спортl 01/11/2012 lПоказы: 230

Хороший пловец умеет не только плавать правильным стилем, но и обладает большой выносливостью. Если потребуется, он без устали может проплыть десятки километров в шторм, в ледяной воде. На фронте не раз случалось, что люди, умеющие хорошо плавать, выполняли трудные боевые задания, спасали жизнь товарищам.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 10/10/2012 lПоказы: 147

Остаточное формирование конькобежного спорта на территории России произошла после после Великой Октябрьской социалистической революции, когда молодежь получила широкую возможность пользоваться хорошо оборудованными катками, спортивным инвентарем, помощью квалифицированных тренеров.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 09/10/2012 lПоказы: 95

Классическое троеборье, по которому теперь, как правило, проводятся все крупнейшие соревнования, включает три упражнения со штангой: жим, рывок и толчок двумя руками. Чтобы выиграть в состязании первое место, штангист должен в сумме трех упражнений набрать наибольший вес. Достигается это не только физической силой, но и знанием техники подъема штанги.

От: avangardl Спорт> Бодибилдингl 03/12/2012 lПоказы: 979

Тяжелая атлетика развивает у человека большую мышечную силу. Пожалуй, ни у кого из спортсменов так сильно не развита мускулатура, как у штангистов. Когда смотришь на штангиста, то кажется, что тело его состоит из одних мускулов.

От: avangardl Спорт> Бодибилдингl 03/12/2012 lПоказы: 127

Национальными видами борьбы занимаются юноши и взрослые мужчины всюду — в колхозных селах Российской Федерации, в кишлаках среднеазиатских республик, в аулах и горных селениях Кавказа и Закавказья. У каждого народа борьба ведется по своим особым правилам.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 03/12/2012 lПоказы: 49

Борцы часто применяют рывок — внезапное и сильное движение, приводящее противника к потере равновесия. Тот, кто применяет этот прием, затрачивает мало энергии, и мышцы у него устают гораздо меньше, чем если бы он совершал длительное и сильное движение, а эффект получается значительный.

От: avangardl Спорт> Боевые искусстваl 30/11/2012 lПоказы: 115

Тело человека устроено так, что его трудно держать в абсолютно устойчивом равновесии. Сдвинув ступни и закрыв глаза, встань во весь рост. Можно поспорить, что ты не сумеешь простоять неподвижно и несколько секунд, сразу же почувствуешь, как тело слегка раскачивается из стороны в сторону.  

От: avangardl Спорт> Боевые искусстваl 30/11/2012 lПоказы: 151

Борьба всегда была излюбленным видом спорта в нашей стране. — Лучше русских борцов, — говорил неоднократный чемпион мира Иван Михайлович Поддубный,— я нигде не видывал. Большинство из них вышло из простого народа.

От: avangardl Спорт> Боевые искусстваl 30/11/2012 lПоказы: 122

Хороший пловец умеет не только плавать правильным стилем, но и обладает большой выносливостью. Если потребуется, он без устали может проплыть десятки километров в шторм, в ледяной воде. На фронте не раз случалось, что люди, умеющие хорошо плавать, выполняли трудные боевые задания, спасали жизнь товарищам.

От: avangardl Спорт> Люди и спортl 10/10/2012 lПоказы: 147

Держаться на воде и кое-как плавать умеют многие, но плавать правильно, по-спортивному, могут лишь хорошие пловцы, систематически занимающиеся этим видом спорта.

От: avangardl Спорт> Виды спортаl 10/10/2012 lПоказы: 664
Блок автора
Категории статей
Quantcast