К Вопросу Внедрения Интегрированных Уроков При Обучении Математике Учащихся Профильных Классов

Опубликованно: 16/04/2013 |Комментарии: 0 | Показы: 170 |

Сегодняшняя система образования претерпевает серьезные изменения. Изменились цели среднего (полного) общего образования. Создаются новые концепции образования, основанные на компетентностном подходе, который требует отражать содержание образования посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегративные образовательные области. Все это влечет изменения в содержании и методах.

Знание учителем способов интегрированного изучения смежных предметов в настоящее время очень актуально, так как теперь от школьников требуется не просто усвоение определенного объема знаний по предмету, а способность применить полученные знания и умения при решении разного рода задач практического и межпредметного характера. Кроме того, концепция профильного и предпрофильного обучения предоставила учителю возможность широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний учащихся. В настоящее время без интегрированных уроков, обеспечивающих у школьников формирование целостной картины мира, обучение  тому или иному предмету, в частности математике неэффективно.

Интеграция (лат.) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимовидение.

Интегрированное обучение имеет ряд преимуществ: во-первых, изучение предметов проходит на высоком уровне системности знаний; во-вторых, стимулируется самостоятельная, исследовательская деятельность обучающихся; в-третьих, совершенствуются общие учебные умения на основе интегративного подхода в решении одной и той же проблемы в различных предметных областях, у учащихся формируется убеждение о целостности мира. При таком обучении развивается сотрудничество педагогов как в учебной, так и во внеучебной работе, результатом которого может быть создание учебно–методического комплекса (научно– методическая информация об интегрированных уроках; методические разработки занятий; творческие работы обучающихся).

Интегрированные уроки – одна из форм активного обучения, на этих уроках можно расширить представления школьников по изучаемой теме, показать связь математики с разными областями человеческого знания. Интегрированные уроки способствуют более прочному усвоению знаний, побуждают к поисковой и исследовательской деятельности.

К сожалению, ученики часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь математики и химии, географии и биологии, экономики и экологии и другие. С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях. Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный материал. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Темы интегрированных уроков подбираются таким образом, что для их рассмотрения, реализации целей уроков необходимы быстрота ориентировки в новых условиях, умение видеть новое в известном, умение выходить за рамки привычного способа действий — это развивает гибкость мышления. Характерная черта интегрированных уроков — это поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления.

При интеграции знаний очень важно выделять существенное, уметь видеть цель работы, подводить итоги решения рассматриваемой проблемы для того, чтобы после обобщения использовать полученные результаты в дальнейшем,— всё это развивает глубину, целенаправленность и широту мышления. Кроме того, в процессе такой работы у учащихся возрастает любознательность.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью физики и математики. Сама специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, т. е. логика данных наук ведёт к их объединению, интеграции.

При обработке литературных источников (опыта педагогов-практиков) мы заметили, как несовершенна программа по физике и математике в плане преемственности преподавания. Учителя математики и физики, преподавая свой предмет, совсем не учитывают того, что некоторые вопросы нужно сначала изучить на уроках математики, а затем применять на уроках физики.

Уроки физики показывают, что непонимание учащимися какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения.

Школьная математика как часто, к сожалению, совершенно оторвана от потребностей физики – как по выбору материала, так и по его трактовкам, постановке задач и развитию навыков.

Невнимание к физике причиняет урон и самой математике, затрудняется ее понимание, притупляется интерес к ней, принижается роль математики как фундаментальной науки, не используемый в физике математический аппарат плохо держится в памяти.

Интегрированные уроки призваны расширить знания учащихся по определенным темам. Они совершенствуют структуру межпредметных связей и помогают повысить эффективность урока, ломают сложившуюся диспропорцию между интеллектуальным и эмоциональным познанием, соотношением логики и эмоций.

Таким образом, современное образование как средство освоения мира должно обеспечивать интеграцию различных способов познания мира и тем самым увеличивать творческий потенциал человека для свободных и осмысленных действий, целостного и открытого восприятия и осознания окружающей действительности.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/nauka-i-obrazovanie-statya/k-voprosu-vnedreniya-integrirovannyx-urokov-pri-obuchenii-matematike-uchashhixsya-profilnyx-klassov-6552479.html

Прочитав эту статью. Вы узнаете о том почему многие гитаристы продолжают испытывать медленный прогрес, даже занимаясь с преподавателем.

От: mishaphill Образование> Педагогикаl 28/06/2010 lПоказы: 196

От: ingrisinfol Образованиеl 05/04/2013 lПоказы: 119

Наверное это стереотип, что у поступившего в МГУ спрашивают про результаты ЕГЭ и нюансы зачисления. А тут наоборот – готовя вопросы для блиц-интервью с Надеждой Чирковой, закончившей Университетский лицей в Петрозаводске, хотелось узнать, как прошли ее последние дни в школе, и как она освоилась на новом месте.

От: Дмитрий Николаевl Образованиеl 02/11/2012 lПоказы: 60