Улыбка И Философия: О Книгах Бориса Кригера. Часть 1
Позвольте мне владеть миром,
пусть только на тот самый,
стремительно срывающийся в бездну миг!
Борис Кригер. «Тысяча жизней.
Ода кризису среднего возраста»i>
«Что? — переспросите вы. — Улыбка и философия? Разве такое возможно? Ведь философия — это что-то такое толстое, скучноватое, и никаких улыбок!» Совсем недавно я думала точно так же. До тех пор, пока не встретилась с творчеством современного потрясающего писателя и философа <a onclick="javascript:ga('send', 'pageview', '/outgoing/article_exit_link/684608');" href="http://www.krigerland.com/indexrus.htm"> Бориса Кригера</a>.
Надо признаться, что писать о творчестве Бориса Кригера достаточно тяжело. Сказать хочется очень многое. Причем при оценке трудно не использовать превосходных степеней. С другой стороны, когда пишешь о творчестве какого-либо автора, автоматически хочется приблизиться к его стилю. Но у Бориса Кригера настолько изящный и легкий стиль, что подобная попытка, скорее всего, окажется жалкой, неубедительной и неудовлетворительной.
Единственный рецепт: читать не рецензии о «лапидарных экспрессивных конструкциях и заостренных антитезах», а наслаждаться непосредственно ясным, четким и чистым языком самого писателя. Все лучше, легче и приятнее почерпнуть в «первоисточнике», а не в его анализе.
Тем не менее на некоторые идеи и нюансы все же хочется обратить внимание.
Эти разрозненные заметки — впечатления заядлой читательницы, с самых первых страниц влюбившейся в мир Бориса Кригера и его творчество.
Современная литература делится на две части. Одна часть — это жвачка для мозгов. А другая — пища для ума и души. К сожалению, второе встречается намного реже. Тем более радостно найти хорошую, умную книгу, познакомиться с творчеством интересного, самобытного современного писателя и философа.
В наше время сплошной анимации, комиксов, телемыла, заполонивших практически все культурное пространство, обленившихся читателей, жаждущих «клубнички», встреча с такой Настоящей Литературой, как книги Бориса Кригера, — это поистине чудо. И всегда — праздник.
Борису Кригеру многое дано. И он это вполне осознает. Именно поэтому писатель живет, действует и творит согласно принципу «кому многое дано — с того многое спросится». Борис Кригер к себе относится с иронией; к миру — слегка снисходительно, прощая его слабости; а людям (которые хотят и готовы услышать) рассказывает очень важные вещи о них самих и о жизни: «Мы все время мечемся по жизни, как пригоршня муравьев, которую бросили на незнакомый им садовый стол» («Тысяча жизней»).
Давайте обратимся к нескольким произведениям философа. Потому что основные идеи в них все равно перекликаются, перетекают из одной книжки в другую и развиваются. Итак, «Кухонная философия. Трактат о правильном жизнепроведении», самороман «Тысяча жизней. Ода кризису зрелого возраста» и роман-шутка «Маськин» (первая часть дилогии о Маськине).
«Почему вам следует потратить золотые минуты вашего бесценного бытия на разбирание моих буковок с запяточками? <…> Вы ведь последнее поколение, которое еще может читать! Я не имею в виду надписи на заборах, я имею в виду чтение произведений длиннее штрафа за парковку в запрещенном месте.
А инструкцию по применению самого себя нам все равно забыли выдать, и поэтому ее читать нечего» («Маськин»).
К моему огромному сожалению, в данном случае уважаемый Борис Кригер в какой-то степени ошибается. Он чересчур оптимистично и неоправданно расширяет круг читателей своих книг. Потому что в круг читателей его книг не войдут также те, кто не читал ничего сложнее любовных романов и умнее детективов. Духовную пищу, предлагаемую философом и писателем, таким читателям бесполезно даже брать в руки и пробовать вкушать — их она не насытит. Ведь в этом духовном пропитании совершенно нет крови, всякой «чернухи» и даже грязи, от которой хочется немедленно закрыть книжку и хорошенько умыться. Но для думающего читателя, для того, кто привык хоть минимально анализировать себя, свои поступки, свою жизнь, события и явления в окружающем мире, книги Бориса Кригера откроют чудесный, светлый, добрый мир — мир, в котором хочется жить, мир, который хочется строить, создавать, к которому надо стремиться, даже если этот мир — в какой-то мере утопия.
У меня сложилось впечатление, что Кригер — это человек, который научился жить в ладу с окружающим миром. Подозреваю, что в этом ему помогла его собственная природная созерцательность и созерцание природы.
Одно из самых первых и важных впечатлений от творчества писателя: у всех его книг очень положительная энергетика. В мир его книг заходишь, как в удобный коттедж, в котором живет приветливый, гостеприимный хозяин. Здесь все на своих местах. Мягкий свет создает уютную обстановку. В гостиной горит камин. На стенах — картины известных мастеров... Хозяин приготовил много забавных сюрпризов для гостей, игры, шутки, розыгрыши, веселые истории, — все для того, чтобы гости расслабились, почувствовали себя комфортно... А хозяин в умной, изящной беседе еще и подкинет головоломки, задачки для совместного обсуждения и решения...
И для «Кухонной философии», и для «Тысячи жизней» характерна невероятная концентрация мыслей и идей. И этот сгусток мыслей подталкивает читателя к дальнейшему размышлению и осмыслению, к собственным раздумьям. В этих произведениях легко уживаются, казалось бы, несочетаемые вещи: четкость изложения и поэтизация; широкий охват тем и лаконизм; философия и юмор. Серьезные темы раскрываются легко, весело, непринужденно. Читатель найдет здесь и чисто философские идеи — в каком-то смысле абстрактные, отвлеченные, и вполне утилитарные, годные к повседневному использованию и употреблению «рецепты». Излагаются серьезные философские учения и их критическое осмысление в современной ситуации, но все это — в достаточно популярной форме, «облегченной» для восприятия.
Когда Кригер-философ в процессе изложения сложной метафизической идеи возносится слишком уж высоко в «эмпиреи», то Кригер-писатель с помощью легкой иронии снижает «накал»: «Иногда я чувствую себя более причастным к галактике M33, чем к тому, что лежит у меня на тарелке». Благодаря таким приемам любые сложные идеи воспринимаются легко, потому что читаешь их с улыбкой.
Обсудить статью
Вторая часть статьи о творчестве современного русскоязычного канадского писателя, философа Бориса Кригера.
Третья (заключительная) часть статьи о творчестве современного русскоязычного канадского писателя, философа Бориса Кригера. Роман «Маськин».
Мне надо сослаться на авторитетное мнение... Где взять интересную неизбитую фразу?
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Высказываю свое мнение по поводу комментариев к /и самих публикаций сочинской поэтессы Анны Гольц (она же Анна Хохлова). Я не критик, а всего лишь человек, который имеет право оценивать то, что он видит. И я оцениваю это очень высоко........
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.
Сколько уже написано слов о Пушкине, а он снова и снова рождается для каждого из нас. Для некоторых он так и остается школьным поэтом, для других – его поэзия становится недосягаемой звездой и мерилом поэтического, для третьих –притягателен внутренний мир Пушкина, его отношение к женщине, России, популярности. Для меня он – скорее третье, потому что стихов не пишу и поэты рождаются не от мира сего, а жизнь проживает каждый и каждый может примерять жизнь поэта на себя.
Русских народных поэтов, которых любит народ, не так много. Первым на ум приходит Есенин, потом Высоцкий… Сегодня можно говорить еще об одном уникальном, гениальном и по-настоящему народном поэте – Михаиле Анищенко. О нем знают немногие, но те, кто читал его стихи, говорят, что они не просто задевают, залезают под кожу. Знаю по себе: мурашки по коже при первых строчках. Все, кто любит поэзию и болеет душой за Россию, знакомьтесь с великим русским народным поэтом Михаилом Анищенко

Анонс книги Эрика Берна: «Игры, в которые играют люди» Берн — знаменитый психолог и психиатр двадцатого века, создал «анализ взаимодействий», который изучает поведение человека в ближайшем его окружении (семья, работа и т.д.). Анализ Э. Берна основывается на определении состояний Эго, задействованных в игре (человек имеет три состояния Эго: родитель, взрослый и ребенок).
Вы автор стихов, пишете их для себя, друзей… Считаете, что это так… хобби… Может ваш труд достоин внимания общественности и вам стоит принять решение и издать книгу стихов.
Часто встречается вопрос: Можно ли издать свою книжку? Как её напечатать - хотя бы за собственные деньги. А подешевле?.. Как подобрать профессиональную фирму для издания своей книги?
Мне надо сослаться на авторитетное мнение... Где взять интересную неизбитую фразу?
Дамп физической памяти. Описываю свою борьбу с данной проблемой. И победу над ней. Описываю подробно, потому что поиски в Инете – не дали нужной информации в достаточном количестве.
Что отличает настоящее издательство от фирмы, которая "маскируется" под издательство, но по-настоящему таковым не является? Статья будет полезна, в том числе, авторам, которые хотят издать свою книгу.
Визуалы, аудиалы и кинестетики по отношению к чтению книг.
Третья (заключительная) часть статьи о творчестве современного русскоязычного канадского писателя, философа Бориса Кригера. Роман «Маськин».
Вторая часть статьи о творчестве современного русскоязычного канадского писателя, философа Бориса Кригера.
Распространенное заблуждение при начале предпринимательства: "Все ниши на рынке уже заняты".