Экологизм - новая общественно-экономическая формация

Опубликованно: 15/02/2007 |Комментарии: 0 | Показы: 25,001 |

АНТИКОРРУПЦИЯ.

ЭКОЛОГИЗМ – НОВАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ.

(Коммунизм, капитализм, экологизм.)

(Экологизм против политической, экономической, научной коррупции)

Корейша А.О.

«В самом деле, средства способствующие ясности, помогают пониманию отдельных частей, мешая читателю обозреть целое и своими слишком яркими красками затемняют и скрадывают расчленение или структуру системы, между тем как именно от структуры системы, главным образом и зависят суждения о ее единстве и основательности».

Иммануил Кант.

«Критика чистого разума».

Чтобы не запутаться в трех соснах, необходимо понять, в чем состоит принципиальнее различие между идеологией и научным знанием.

Характерной особенностью всякой идеологии является внутренне присущий ей прагматизм, который и является ее целью.

Цель всякой идеологии состоит в том, чтобы сплотить людей с помощью декларируемой системы ценностей.

Цель науки состоит в выработке научных знаний о мире, что сопровождается стремлением к истине любой ценой.

Если в идеологическом обществе к идеологии система ценностей придается, включается в представление о мире, то в научном знании система ценностей растворена в самом процессе постижения истины.

Как следствие этого, идеологическая система ценностей есть абсолют, табу, сомнения относительно которых запрещено, в то время как система ценностей научного знания предполагает сомнения в абсолютной истинности самого знания.

Поэтому идеологии статичны, а научное знание развивается и в ширину, и в глубь, то есть и количественно, и качественно.

История человеческой цивилизации начинается с возникновения идеологических обществ, чьи идеологии были созданы на основе предшествующих донаучных знаний о мире и человеке, и стихийно существующих систем ценностей.

Любая идеология характерна стремлением искусственно внедрить свою систему ценностей в человеческое общество вопреки реальной исторической практике человека.

Именно это приводит к конфликту между идеологической системой ценностей, определяющей некий идеал, и реальной жизнью человека.

Существование идеологических общественных систем всегда приводили к насилию, войнам и революциям, отличающихся исключительной жестокостью.

Первая и вторая мировые войны были начаты идеологическими общественными системами.

Марксизм-ленинизм хотя и называл себя «научной идеологией», что само по себе противоречиво, продемонстрировал пренебрежение человеческими жизнями в угоду своим априорным доктринальным ценностям (отказ от частной собственности).

Религиозные системы ценностей тоже насаждались огнем и мечем среди «нехристей» и «неверных».

В Европе после итальянского Ренессанса, когда начал формироваться научный познавательный подход, которому предшествовала познавательная традиция Древней Греции, и начали развиваться капиталистические отношения, начали возникать деидеологические сообщества, сначала как одно из направлений индивидуального человеческого творчества, а затем как социальные институты.

Параллельно с развитием научного знания, а научное знание, возникнув в недрах идеологических обществ, например, открытия Коперника, Галилея, Тихо Браге, Кеплера, начали пробивать себе дорогу деидеологизированные общества, в конечном счете, превратившиеся в современный индустриальный капитализм с ключевым регулятором общественных отношений, свободным, демонополизированным рынком.

Рынок в капиталистическом обществе также диктует определенную систему ценностей, где конкурентно способный индивидуум приобретает политическую свободу.

Вольтер, задолго до этого, в переходное время, заметил, что свобода – это когда ты подчиняешься только закону.

Дальнейшее развитие европейской цивилизации показало, что этого не всегда хватает человеку, чтобы его свободе ничего не угрожало.

Идеология прав человека порождена свободным, демонополизированным рынком, который является регулятором общественных отношений в общественно-экономической формации, называемой «капитализм».

В условиях рынка в капиталистическом обществе роль научных знаний неуклонно повышается, а роль идеологии как регулятора общественных отношений падает.

Это и обуславливает созревание условий для трансформации капитализма в новую общественно-экономическую формацию, в которой роль регулятора общественных отношений, наряду с рынком, играет знание о самом обществе.

Стимулом для такой трансформации являются недостатки, внутренне присущие индустриальному капитализму.

Если для идеологических обществ характерен застой и неэффективность, то для капиталистической формации, напротив, присуще безудержное развитие эффективной экономики и средств производства.

На первых этапах перехода от идеологизированных обществ к деидеологизированным обществам, когда еще демократические ценности не пустили глубокие корни в сознание людей, возможны откаты от капиталистической формации к идеологизированным обществам.

Так это было в России и Германии, причем процесс отката усугублялся разрухой, вызванной 1-ой мировой войной и именно она была основной причиной отката России Германии на идеологические позиции.

Заметим, что 2-я мировая война была вызвана притензиями на мировое господство – в явном виде фашистской Германией и, в скрытом, завуалированном виде, марксистско-ленинской империей СССР.

В настоящее время Германия и Россия идут по капиталистическому пути, а идеология фашизма и идеология марксизма-ленинизма оказались неадекватными действительности; правда, по разному.

Идеология фашизма, в принципе, не могла приобрести не только человеческое лицо, но даже маску, скрывающую звериный оскал фашизма.

Коммунистическая идеология такую маску некоторое время не без успеха, в глазах социал-демократической интеллигенции, на себя примеряла, но обстоятельства научного и экономического характера эту маску с него сорвал.

Трансформация капитализма происходила и происходит, но из-за безудержности его экономического, рыночного роста природа терпит невосполнимый ущерб, а экономический рост не удается сдерживать в разумных пределах.

Причина этого состоит не только в особенностях рыночной экономики, но и в менталитете потребительской массы, как следствие отсутствия адекватных, точных знаний о строения Общества (человека) и его Культуры.

Рынку нужен естественный противовес в виде культуры потребления, культурного потребителя на культурном рынке.

Поэтому необходим взгляд на Общество и его Культуру с самой общей точки зрения, которая, по необходимости, должна быть абстрактной, с одной стороны, а, с другой, была бы предельно предметной.

Это главное противоречие Знания об Обществе и его Культуре: как абстрактное, универсальное выразить в конкретном и предметном, т.е. найти нечто, объединяющее эти два, казалось бы, противоположных подхода.

Этому может помочь осознание главной особенности биологической жизни на планете.


Поскольку космические, геологические и климатические условия на планете подвержены изменениям, иногда катастрофическим, то больше шансов на выживание имеют те особи, которые менее зависимы от внешних условий и занимают более широкую экологическую нишу, т.е. более универсальны.

Человек занял на планете господствующее положение именно потому, что он в максимальной степени соответствовал общей тенденции биологической жизни, тенденции к универсализации.

Отсюда следует главный принцип, лежащий в основе экологизма как новой общественно-экономической формации:

Для того чтобы разрешить вышеупомянутое противоречие необходимо, чтобы строение Общества и Культуры были бы, соответственно, изоморфны (подобны) строению человека и его мышления.

Эту задачу решают Универсальные онтологические модели Общества (человека) и Культуры (мышления человека).

Нет ничего удивительного в этом подобии, поскольку Общество состоит из человеческих особей, а Культура есть, в конечном счете, результатом мышления индивидуумов.

В этом случае человек получает в свои руки универсальный инструмент для анализа процессов, протекающих в обществе, в окружающей среде и в себе самом.

В силу принципа подобия это интеллектуальное средство анализа также является общедоступным знанием, то есть за ним стоит сам человек и его универсальные сущностные характеристики.

Перейдем к полному описанию Универсальных моделей, понимая, что полное описание предполагает полноту знания на предлагаемом уровне абстрагирования.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ.

«Трансцендентальная философия есть идея науки, для которой критика чистого разума должна набросать архитектонически, т.е. основанный на принципах полный план с ручательством за полноту и надежность всех частей этого здания. Она представляет собой систему всех принципов чистого разума».

«Под архитектоникой я разумею искусство построения системы. Так как обыденное знание именно лишь благодаря систематическому единству становится наукой, т.е. из простого агрегата знаний превращается в систему, то архитектоника есть учение о научной стороне наших знаний вообще, и, следовательно, оно необходимо входит в учение о методе».

И.Кант. «Критика чистого разума».

Задача, которая ставится автором, это быстро обозреть архитектуру здания экологизма. Сущностью этого метода будет блок-схемный способ представления знания, где элементы целого связаны между собой необходимыми связями.

Заметим, что в дальнейшем все элементы этого здания, представленные в понятиях, будут писаться с большой буквы, что будет обозначать их принадлежность как элементов к Универсальным онтологическим моделям Общества и Культуры.

Когда мы познакомимся с Универсальной моделью Культуры, то мы убедимся, что именно такой геометрический метод является сущностным (онтологическим) методом.

Собственно, геометрический блок-схемный метод не случайно лучше всего подходит для быстрого обозрения целого. Это значит, что читатель получит самый легкий доступ к знанию о строении Общества и Культуры, ничего не теряя от научности изложенного. Это затруднит манипуляцию ими идеологами и сделает невозможным для Общества откат назад к идеологическому обществу.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ.



Исходным моментом построения модели общественной системы есть то, что она функционирует как целое, решая свою единственную задачу – активное и пассивное приспособление (адаптация) к окружающей среде.

Эта задача решается благодаря функционированию ее отдельных элементов (подсистем), каждый из которых решает свою часть этой глобальной задачи, будучи в достаточной степени специализирован для успешности решения этой задачи.

Для этого необходимо, чтобы каждая из подсистем Общественной системы обладала своей, только ей присущей спецификой.

Нельзя бездумно использовать понятие «Социо-культурная система» не определив, в чем состоит специфика «культурного» и «социального», самих по себе.

Общественная система, как и человек, состоит из трех взаимосвязанных подсистем: Биологической (экзистенциальной), Социальной и Культурной.

Для того, чтобы понять каким образом они выполняют свои специфические функции по адаптации к среде, необходимо рассмотреть из каких элементов (подсистем) они сами состоят и в чем специфика этих элементов.

Первое: Каждая из этих первичных подсистем состоит из присущего им Субъекта и соответствующей ему Среды, с которой он активно взаимодействует и по отношению к которой он выполняет функции, соответствующие специфике этого Субъекта.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ) СИСТЕМА.



Биологическая (экзистенциальная ) система

В Экзистенциальной системе роль субъекта играет сфера эмоционального, которая своим источником имеет два основных инстинкта: инстинкт продолжения рода и инстинкт самосохранения. Назовем субъекта биологической системы «Экзистенциальные структуры».

В случае Общественной системы Экзистенциальные структуры имеют некий обобщенный характер. Например, низменные чувства, владеющие толпой во время выступления диктатора, или возвышенные, когда люди переживают драму, представляемую талантливыми актерами на сцене.

Здесь важно, что данное общество людей вовлечено в коллективное переживание или может быть вовлечено в нечто, как они считают, сакральное, которое характерно для данного общества.

Индивидуум может испытывать эмоции присущие только ему в определенной ситуации.

«Средой» биологического субъекта, Экзистенциальных структур является усредненная анатомия и физиология присущая индивидуумам данного общества и гормональная система, непосредственно «обслуживающая» сферу эмоционального.

Здесь применяется метод, называемый в методологии «изоляция», понимая, что взаимодействие с другими подсистемами радикально меняет «характер» субъекта. Метод «изоляция» необходим, чтобы выявить специфику любой из подсистем Общественной системы. Это будет систематически проделываться по отношению ко всем элементам Общественной системы.

Взаимодействие Субъекта и Среды субъекта Биологической системы определяет собой две компоненты функции адаптации, которые назовем «внутренние функции адаптации».

Экзистенциальные структуры. Биологический субъект осуществляет различение своих собственных состояний, а Биосубстрат (почти этот термин («Биоид») я впервые услышал на лекции по философии в Новосибирском государственном университете от преподавателя И.С. Алексеева) изменяет свои собственные состояния в безопасных пределах.

Среда биологического субъекта, Биосубстрат изменяет свои собственные состояния, являясь второй внутренней функцией адаптации Общественной системы.



Когда изменения в Биосубстрате выходят за эти пределы, то среда Экзистенциальных структур разрушается и Общественная система гибнет.

Поэтому Экзистенциальная система является базисной, основной, чувствующей подсистемой Общественной системы.

КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА.



В Культурной системе субъект суть мышление в случае индивидуума, и тип мышления в случае Общества.

«Средой» культурного субъекта является Материал, т.е. это материальные объекты различаемые культурной системой и, тем самым, вовлеченные в человеческую деятельность.

Например, несмотря на то, что до своего открытия рентгеновские лучи существовали в природе, он не были известны, то для общества они не являются Материалом.

Следовательно, Культурная система –осуществляет различение характеристик внешней среды, т.е. это – компонента внешней функции адаптации.

Применив метод «изоляции», т.е. выделив Культурную систему из состава Общественной системы, определим специфику Культурной системы как ПОЗНАНИЕ.

Культурная система является ведущей подсистемой Общественной системы. От нее зависит в каком направлении пойдет процесс познания и какие аспекты внешнего мира значимы для существования Общественной системы.

Субъекта Культурной системы назовем Культура.

СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.




Следующей, и последней, подсистемой Общественной системы будет Социальная система.

Субъектом Социальной системы является, так называемая, Социальная роль, представляющая собой упорядоченную совокупность норм, ценностей и идей.

Средой социального субъекта является Процесс, который направлен на Материал, т.е. на элемент Культурной системы.

Социальная роль существует для того, чтобы выполнять управляющие, регулирующие функции по отношению к Процессу.

Человек в своей жизни проигрывает множество социальных ролей в частной жизни и в профессиональной деятельности. Самая очевидная Социальная роль – это артист.

Таким образом, Социальной системе присуща внешняя функция адаптации, преобразующая характеристики внешней материальной среды. Общественной системы.

Специфика Социальной системы, следовательно, состоит в управлении Процессом, который преобразует характеристики внешней среды.

Если применить к Социальной системе метод «изоляции», то, в этом случае, в отличие от его применения в Культурной и Экзистенциальной системах, этот метод станет , как и сама Социальная система, бессмысленным.

Процесс не существует сам по себе безотносительно к материальным объектам – он совершает свои действия над Материалом и без Материала он не существует.

Поэтому Социальная система является вспомогательной подсистемой Общественной системы.

Социальная система в силу ее вспомогательной функции по отношению к Общественной системе и наличия Субъекта, как совокупности социальных ролей, может представлять собой любую корпорацию, в том числе, такую могущественную, как ГОСУДАРСТВО.

В силу неразрывности связи между Процессом и Материалом, Социальная и Культурная системы образуют целостность, именуемую «Социо-культурная система», выполняющая внешнюю функцию адаптации по различению и преобразованию характеристик внешней материальной среды.

Взаимосвязанность в Социо-культурной системе определяется также взаимодействием не только сред Субъектов, но и взаимодействием самих Субъектов.

Культурный субъект (Культура) формирует Социальные роли, поставляя в Социальную систему проекты или готовый культурный продукт: нормы, ценности, идеи.

С помощью этих культурных продуктов или культурных значений Социальная система регулирует Процессы, в том числе, влияет на культурную систему.

Далее будет показано, как состояние, в котором находится Культурная система влияет на выполнение Социо-культурной системой своей частью от общей задачи Общественной системы – приспособлению к окружающей среде.



Описание в общих чертах Общественной системы, состоящей из трех подсистем явно недостаточно для того, чтобы понять каким образом она должна функционировать, чтобы обеспечить безопасное существование Общественной системы, по крайней мере в той степени, в какой это от нее зависит.

Общественная система, если исходить из присущего ей полного набора функций адаптации, потенциально обладает необходимыми и достаточными условиями успешной адаптации к окружающей среде.

Тем не менее, мы ничего не поймем в динамике развития или стагнации Общественной системы, если не будем знать каково онтологически полное строение Культуры, как ядра Общественной системы.

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ.



Как выше писалось, Культура выполняет в Общественной системе познавательную функцию по отношению к внешней среде.

Другими словами, строение Культуры - это мышление человека в самом обобщенном виде, т.е. это гносеология (наука о познании) в самом точном смысле этого слова.

Такой результат является следствием того, что Культура формируется за счет умственной работы большого числа людей в историческом времени.

Исходя из общей концепции экологизма, строение Культуры должно быть ориентировано на науку, потому Универсальная онтологическая модель Культуры выражена в терминах, в основном выработанных методологией науки. При этом были сделаны дополнения, которые делали модель науки сенсуалистской, т.е. человеческой. Мы познакомимся с этими терминами.

Исходным моментом познания мира человека являются эмпирические объекты, т.е. объекты внешнего мира, данные нам посредством наших органов чувств прямым или опосредствованным способом.

Существенно, что эмпирические объекты можно исчерпывающе рассматривать в двух аспектах, взаимно дополняющих друг друга.

Объект - это «вещь в себе», а для нас он предстает таким, каким его «видят» наши органы чувств.

Один аспект объекта является сугубо познавательным, т.е. это «объект с пространственно-геометрической точки зрения».

Второй аспект объекта - это «объект с процессуально-операциональной точки зрения».

Действительно, скажем, обычные очки мы можем рассматривать как некое техническое устройство, имеющее определенную пространственную форму, а, с другой стороны, отвлекаясь от их формы, можно рассматривать их как инструмент, улучшающий зрение.

Солнечную систему, можно рассматривать как совокупность объектов расположенных определенным образом по отношению друг к другу в космическом пространстве, а можно интересоваться закономерностями их движения.

В первом случае, вы получаете удовлетворение от того что вы знаете, как объект устроен. Во втором случае, вы довольны, что теперь можете использовать полезные свойства объекта в своих интересах.

Соответственно, два исходных пункта порождают две траектории познания и приводят к двум принципиально различным результатам.

В начале объекты даны в виде некоторой целостности, т.е. как явление. Затем явление подвергается двум разным аналитическим процедурам.

Пространственно-геометрическая траектория познания, или более сокращенно онтологическая, на первом этапе расчленяет наблюдаемый объект на отдельные части, а в итоге синтезирует из этих познанных частей пространственную модель явления, где части скреплены между собой связями. Эта модель, назовем ее Онтологической моделью, уже представляет собой познанное явление.

Процессуально-операциональная траектория познания, назовем ее деятельностной, после операционально-процессуальной стороны явления, образует понятие явления, которое в сокращенном виде, представляет собой совокупность операций, которые совершаются над объектом с помощью оперативных средств. В качестве оперативных средств могут выступать и органы чувств человека и разного рода материальные инструменты. Результатом этого являются определенные свойства, качества объекта. Например, ухо, улавливает звуки, которые представляют собой сугубо процессуальное явление. Или глаз, в котором фиксируется цвет объекта. Здесь в понятии определенного звука или цвета в нерасчлененном виде присутствует и объективная сторона явления и субъективное восприятие, т.е. те процедуры, которые над объектом осуществляются оперативным средством.

Свойства объекта, замещают собой операции, которые совершаются над объектом.

Когда вы над объектом проделываете много различных операций, то начинаете сравнивать между собой обнаруженные свойства, имеющие общую меру.

Отношения между свойствами записываются в определенной последовательности в знаковой форме.

Так формируется Логическая модель явления, но не объекта, т.к.конкретная процессуально-операциональная сторона объекта, может быть присуща совершенно онтологически разным объектам.

В этом источник абстрактного мышления и обычного Языка.

Логическая и Онтологическая модели образуют Предметную модель, в которой мир предстает в двух видах, каждая из которых контролирует друг друга, проверяет на истинность, на непротиворечивую согласованность.

Это является доказательством познаваемости мира.

Всякая односторонность сужает возможности познания и даже дает ложную картину мира. Описание, данное Логической моделью, приносит практическую пользу, но порождает противоречия и, в конце концов, заводит познание в тупик.

Выход из тупика всегда находится в процессе работы в Онтологической модели на путях поиска новой картины мира. Этому предшествует создание ситуаций, в которых результаты логического моделирования обнаруживают свою несостоятельность.

Новая картина мира становится источником новых аксиом, которые порождают новую Логическую модель, т.е. новые законы природы, более точно описывающие явление, и путь этот бесконечен, как бесконечно познание Вселенной.

Самое главное условие успешности познавательной деятельности состоит в том, чтобы в основе находилось онтологическое конструирование, т.е. построение Онтологической модели должно доминировать над построением Логической модели.

Теперь, исходя из двузначности картины Мира, выработанной в Культуре, необходимо понять, что зависит от каждой из ее компонент. Для этого необходимо понять какова структура Логической и Онтологической моделей.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.

Онтологическая модель состоит из элементов, между которыми существуют связи не обязательно материальные, например, связи родства, или производственные связи.

Деятели, которые работают в Онтологической модели, могут быть включены в иерархию, но только тогда, когда они решают задачи, не специфичные для Онтологической модели.

Познавательная работа внутри Онтологической модели, т.е. конструирование Образов Мира, предполагает самостоятельность и независимость от авторитетов, иначе эту работу будет невозможно назвать творческой.

Тех, кто штампует известные официозные образцы, легко встроить в иерархию, положение в которой будет определяться приближенностью к государственному официозу.

Однако, художников-творцов нельзя включить в систему начальник-подчиненный.

Попробуйте образовать иерархию из таких творцов, как, например, Пабло Пикассо, Ван Гог, Репин, Левитан, Гоген и многих других выдающихся мастеров. Это занятие будет совершенно бесплодным.

Поэтому работа в Онтологической модели требует абсолютной свободы.

Здесь связи между индивидуумами могут быть только горизонтальными, т.е. кооперативными связями.

Точно также Союз предпринимателей, может состоять из предпринимателей, объединенных кооперативными связями.

В Общественной системе есть социальный организм, который устроен по онтологическому принципу – это Парламент. Депутаты парламента представляют собой независимые субъекты, представляющие своих региональных избирателей.

В идеале, конечно.

ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.

Логическая модель состоит из знаков, которые сами по себе произвольны и не содержат в себе смыслы. Между знаками установлены определенные отношения, которые отражают исторический опыт операционально-процессуального изучения эмпирических объектов.

Например, необходимость измерять площади плодородной почвы в Шумерах и в Египте, породило процедуру умножения, деления и, по-видимому, извлечения корня.

Греческая цивилизация усвоив эти практические знания пошла гораздо дальше и дополнила свои натурфилософские построения, математическими открытиями высокого уровня. Например, школа Пифагора открыла иррациональные числа извлекая корень из числа «2» и доказав несоизмеримость диагонали квадрата и стороны квадрата. Архимед даже применял методы, которые впоследствии были применены в интегральном исчислении. Древнегреческий философ Аристотель, который считал приоритетным пространственное мышление, создал законченную теорию формально-логического мышления. В Европе в Средние века формальная логика (схоластика) считалась самым важным инструментом познания.

В Италии в эпоху Возрождения эта традиция решать все реальные и вымышленные проблемы с помощью логических фигур, суждений, умозаключений, которые приобрели статус логических законов, были оттеснены на второе место.

Специфика Логической модели состоит в установлении принципов построения знаковых систем.

Самым значительных из них является Язык, как обыденный способ описания ситуаций, которые возникают в Обществе и в сознании человека.

В Языке определяются принципы построения логических цепочек, грамматических форм, называемых предложениями, состоящих из слов, обозначающих понятия, и непосредственно объекты внешнего Мира человека.

На основе обыденного языка возникли математические языки, отражающие процессуальную сторону Мира, в которой базисным, основным знаком является число.

Число – это сугубо операциональный знак, обозначающий процедуру счета объектов. Уже в последовательном счете объектов содержится понятие Алгоритма, которым замыкается понятие Логическая модель.

Лингвисты обратили внимание на то, что законы языка можно рассматривать автономно и даже независимо от объектов внешнего мира и ситуаций.

Это говорит об искусственном характере языка и в этой искусственности отражается его операциональная сторона. Операции создаются субъектом и из этих операций можно построить алгоритмы любой сложности.

От специфики Онтологической модели и Логической модели перейдем к самому важному, о роли, которую они играют в Общественной системе, т.е. по отношению к целому.

ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ.

(Сравнительное описание).

Специфика Онтологической модели - естественное, в котором представлено также естественное.

Образ нельзя представить в натуральном виде в другом материале, кроме как в Биологическом субстрате. Поэтому в Культуре, в которой отражается все в содержательном виде, Онтологическая модель представляет Биосубстрат, как его природное свойство.

Логическая модель, как искусственное и прагматическое, представляет собой план выражения. Ее изначальная задача описать результаты онтологического моделирования. Но это не значит, что у нее нет собственных задач и проблем.

Например, игра в шахматы в настоящее время автоматизируема с помощью программ, которые представляют собой иерархию алгоритмов - описание того, что делает шахматист в рамках онтологического моделирования процесса игры.

Математика, тогда, когда она придумывает для себя произвольные аксиомы, решает уже собственные задачи и ставит собственные проблемы, поскольку Логическая модель отражает процессуально-операциональный опыт.

Будучи средством описания, как язык, и средством обучения, Логическая модель является также средством конструирования Социальных ролей в Социальной системе.

Например, инструкции по вождению транспорта и обучение, с выдачей удостоверения, регламенты поведения для социальных структур (Парламент) и т.д.

Логическая модель является, в силу этого, представителем Социальной системы в Культуре.

Это находит свое подтверждение и в том, что иерархиям Социальных ролей соответствует иерархическое строение знаковых систем, и наоборот.

Кроме законодательной власти есть исполнительная власть, и есть своды законов, которыми она должна руководствоваться. Исполнительная власть построена по иерархическому принципу.

Этому также соответствует иерархия законов природы, к которым сводятся частные законы.

Поэтому специфика Логической модели состоит в построении разного рода иерархических знаковых систем.

В силу иерархичности и произвольности в построении знаков, в Логической модели легко ввести количественную меру, называемая информация. Не принципиально, какую систему исчисления принимать. Важно, что в Логической модели понятие «количество» играет одну из самых важных ролей.

В Онтологической модели, так как для нее специфичным является непрерывность, континуум, нельзя исчерпывающим образом ввести меру.

Например, фотография всегда имеет предел разрешения, после которого уже нет смысла говорить об адекватности изображения и объекта.

Тем не менее, рассматривая фотографию как континуум, можно утверждать, что она содержит бесконечное количество информации. Тем более это касается картины художника.

Самое главное – тот факт, что мы можем образ технически разложить на составляющие, и поставить в соответствие ему число, количество информации, не имеет никакого отношения к содержанию образа.

Таким образом, Онтологической модели необходимо поставить в соответствии понятие «содержание», а Логической модели – информация. Смешивать эти два диаметрально противоположные понятия – смерти подобно.

В самом общем виде Онтологической модели нужно поставить в соответствии понятие «естественное», a Логической модели – «искусственное».

Если рассматривать Онтологическую модель и Логическую модель в совокупности, то они образуют Предметную модель, в которой эти две модели по разному отражаются друг в друге. Логическая модель интерпретирует Онтологическую модель, а Онтологическая модель иллюстрирует Логическую модель в зависимости от того, какая модель является исходной в познавательном процессе.

Этим моделям соответствует два понятийных ряда, выражающих их содержание.



Онтологическая модель Логическая модель

Пространство Время

План содержания План выражения

Образ природы Закон природы

Творчество Прагматика

Горизонтальная кооперация Вертикальная иерархия

Естественное Искусственное

Статика Динамика

Геометрия Алгебра

Элемент Знак

Знание Идеология

Образ Информация

Индивидуум Коллектив

Надо иметь ввиду, что эти понятия, представляют собой оппозиции, где отражается специфика Онтологической модели и Логической модели, т.е. их понятийные характеристики, сущность которых состоит в самих образах моделей.

Из предыдущего ясно, что Онтологическая модель не нормируема, поскольку не имеет меры. Самый наглядный, в буквальном смысле этого слова, пример – это Универсальные онтологические модели Общества и Культуры. Невозможно точно и содержательно ответить на вопрос: Какое количество информации содержится в этой модели?



Например, Универсальная онтологическая модель Культуры проектируется на весь универсум человеческой деятельности и мыслительной работы. В этом ее главное назначение правильно отражать Мир, т.е. само Общество и окружающую среду. Поэтому в ней потенциально содержится столько информации, сколько ее содержится в том, что в ней отражается, т.е. бесконечность.

Это и означает отсутствие меры по отношению к Онтологической модели. Примером этого может служить географическая карта как Онтологическая модель местности. Вы можете разбить карту на микроскопические квадратики, пиксели и искусственно поставить им в соответствие определенное количество информации, но к содержанию даже схемы местности –это не будет иметь никакого отношения.

Поэтому основная задача Онтологической модели состоит в трансляции результатов работы в Социальную систему в виде идеи, проекта. Как правило, в Социальной системе идею воплощают в жизнь не те, кто выработал идею в процессе онтологического конструирования, а те, кто по своей Социальной роли для этого предназначен.

В наши дни так возникают противоречия между содержанием Культуры и воплощением идеи Социальной системой в жизнь. Иногда это приводит к уродливым последствиям под названием «плагиат», т.е. к коррупции, тормозящей развитие научной идеи. Поскольку Онтологическая модель является представителем Экзистенциональной системы в Общественной системе, то блокирование онтологического моделирования, в первую очередь,

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/nauka-i-obrazovanie-statya/ekologizm-novaya-obshhestvenno-ekonomicheskaya-formaciya-105384.html

Обсудить статью

Зачастую ВУЗ определяет нашу будущую жизнь, именно поэтому к его поиску надо отнестись серьезно.

От: mirearuwl Образованиеl 08/07/2013 lПоказы: 154

О чем же в действительности идет речь в этом нормативном документе, который вводит платное среднее образование в России с 2013 года? Изучаем закон.

От: Салманова И. Уйбо А.l Образованиеl 29/06/2013 lПоказы: 111

Мое мнение относительно ЕГЭ и будущих экзаменов в России. Предлагаю заменить зубрёжку формул, постоянных величин, коэффициентов и дат... на открытый доступ их для всех учеников на экзаменах и в процессе учебы. Моё видение организации процесса проведения экзаменов.

От: Галина Бравановаl Образованиеl 16/06/2013 lПоказы: 44

Пло́ская Земля́ — устаревшая концепция, по которой Земля представляет собой плоский диск. Концепция плоской Земли присутствовала в космогонической мифологии некоторых народов древности, в частности, в раннем индуизме, буддизме и скандинавской мифологии. Со времён Античности не воспринимается всерьёз. Но в основе знания до настоящего времени лежат возникшие из гипотез того времени аксиомы.

От: Vilorg Teräväinenl Образованиеl 22/05/2013 lПоказы: 34

в статье рассматривается вопрос внедрения интегрированных уроков при обучении математике, связь математики с физикой

От: kseshe4kal Образованиеl 16/04/2013 lПоказы: 170

Любой доклад-презентация должен содержать: Автор и название доклада-презентации; содержание (заголовки частей); введение (актуальность предлагаемой темы); суть доклада (основные идеи и утверждения с их обоснованием); фактический материал, официальные сведения; личное отношение докладчика к излагаемому материалу; заключение (вывод, резюме, гипотеза, конструктивное предложение); список использованных источников.

От: ingrisinfol Образованиеl 05/04/2013 lПоказы: 203

Что такое информационное общество (ИО)? Таким вопросом задается почти каждый современный человек. Развитие информационного общества обеспечивает устойчивое социально-экономическое, политическое и культурное развитие страны, улучшает качества жизни граждан, а также создает широкие возможности для удовлетворения потребностей и свободного развития личности и общества.

От: ingrisinfol Образованиеl 05/04/2013 lПоказы: 121

Выбор учебного заведения – ответственный и серьезный процесс, требующий особого внимания. Ведь от Вашего решения будет зависеть почти все дальнейшее будущее. При выборе школы или университета, Вы не только выбираете престижное название и место, но и общество, и окружение, и атмосферу, и много чего еще, а ведь у каждого ожидания по всем этим факторам индивидуальные.

От: Anastasial Образованиеl 27/03/2013 lПоказы: 60

Учет сферической формы наблюдаемой границы Вселенной, образованной отчетливо наблюдаемыми компактными объектами, необходим для оценки размеров Вселенной, который она достигла 10-20 млрд. лет назад.

От: Alexandr Koreishal Образование> Научные исследованияl 23/02/2007 lПоказы: 27,116 lКомментарии: 1
Блок автора
Категории статей
Quantcast