Суббота В Библии

Опубликованно: 23/11/2014 |Комментарии: 0 | Показы: 18 |

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3, Исх. 20:11)

Впервые Библия упоминает о субботе, библейском седьмом дне недели, уже в первых главах книги Бытие, в тесном контексте с сотворением мира (см. цитату выше). Ее значимость была вновь подчеркнута у горы Синай, когда Бог заключил повеление святить субботу в рамках десяти великих заповедей. Суббота была одним из наиболее обсуждаемых вопросов в служении Иисуса Христа, многообразно разъяснявшего первоначальное значение этого еженедельного духовного праздника и всей своей жизнью явившего непревзойденный пример послушания Закону Божьему. Именно поэтому каждому христианскому священнослужителю, религиозные убеждения которого позволяют упразднить четвертую заповедь, рано или поздно приходится разъяснять своим прихожанам, дает ли Библия достаточно оснований для этого и не была ли суббота попрана «по преданию человеческому».

Практически каждое выступление критиков субботы начинается со стиха из книги Второзаконие (Втор. 5:12-15), в котором четвертая заповедь связывается с исходом евреев из Египта. «Суббота была дана евреям в память об их освобождении из рабства, в рамках закона Моисеева, и поэтому никто кроме Израиля не должен чтить шабат», – как правило говорит убедительный голос с кафедры.

Однако такое богословие приводит к серьезным противоречиям. Во-первых, согласно этой логике, не одна четвертая, но и первая заповедь имеет обязательное значение только для евреев: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3).

Во-вторых, чудесное изволение евреев из Египта является не менее важным обетованием для любого христианина, так как символически указывает на будущее избавление от  рабства греховного мира и вознесение в Небесный Иерусалим. В этом обетовании торжественное возвращение Моисея из земли Мадиамской к своим угнетаемым соплеменникам является прообразом Второго пришествия Иисуса Христа. Следовательно, суббота есть также символ фактического соборного спасения народа Божьего, которое только произойдет в будущем.

Наиболее же серьезное противоречие подобного богословия заключается в том, что сами евреи не видят в своем исходе из Египта главную причину помнить о субботе. Любой популярный справочник по иудаизму сообщит вам следующее: «Шабат 52 раза в году напоминает евреям о чуде сотворения мира»¹.

 

Суббота и чудо сотворения мира  

Итак, первая глава книги Бытие повествует нам о шести днях творения. Вторая глава начинается следующими словами: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3).

Сравним этот текст с текстом четвертой заповеди в книге Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20:8-11).

Как видно – суббота и есть тот самый благословенный и освященный седьмой день, который Бог установил при сотворении мира, в память о Своем всемогуществе и творческой силе. И поэтому праздновать день рождения планеты и воздавать славу cотворившему ее призваны не только евреи, но все народы нашей земли. Согласно многократно повторенному со страниц Священного Писания обетованию, это обязательно произойдет, но уже в Небесном Иерусалиме:  

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22-23), «…Ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис. 56:6-7, см. также Рим. 14:11, Откр. 7:9, 15).

Обратим внимание на один интересный факт: сотворив за шесть дней «небо, землю и все воинство их», Господь одновременно благословляет и освящает субботу. Во всей Библии это уникальный пример подобного двойного духовного запечатления, что само по себе обязывает относится к седьмому дню со всей серьезностью.

Более глубокие выводы позволяет сделать «расшифровка» этих богословских понятий: «благословить» означает восхвалить, наделить благодатной силой (подобным образом Иисус незадолго до Своего вознесения на небо благословил апостолов); «освятить» означает посвятить на служение Богу (аналогичный пример – освящение Иерусалимского храма). Из этого становится понятным, что Бог освящает и благословляет седьмой день не для самого себя и, в перспективе, евреев, но уже для первых людей на земле. Эту мысль можно также отчетливо уловить в известном выражении Христа: «Суббота создана для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27, РБО).

Все вышесказанное приводит нас к важным выводам: являясь частью самого первого, так называемого универсального завета с еще не согрешившим человеческим родом и фактически первой из десяти заповедей, которую мы встречаем в Библии, суббота выходит за рамки Ветхого Завета, заключенного у горы Синай и упраздненного на кресте со смертью Спасителя. И если совершенные, непорочные Адам и Ева нуждались в субботнем покое, что бы откладывать все свои дела в Эдемском саду (Быт. 2:15) и посвящать себя познанию Бога, то сколько больше в подобной заповеди нуждаются верующие, рожденные в проклятии и несовершенстве первородного греха, вне зависимости от их национальной и временной принадлежности?

 

Особенности заключения заветов

Вступая в завет с Адамом и Евой, Господь установил принципы, которые будут действовать на протяжении всей истории человечества: заключение завета всегда происходит при Богоявлении, в торжественной обстановке и присутствии великого множества сынов Божьих. При этом Бог лично и в мельчайших подробностях излагает Свою волю для человека, включая праздники поклонения и обрядовые действия. Так было в Эдемском саду, когда при ликовании ангелов (Иов. 38:4-7) был заключен завет с Адамом и Евой, так было у горы Синай при заключении завета с Израилем, так было в Иерусалиме и его окрестностях, когда по ним ступал Христос.

Обратим внимание как Слово Божье описывает религиозные праздники и ритуалы: суббота Господня (Исх. 16:23), Пасха Господня (Лев. 23:5), вечеря Господня (1. Кор. 11:20). Вспомним также, что главные обряды христианства – крещение и вечеря (преломление хлеба) ясно и наглядно установлены Христом, ибо ничто не ускользнуло от внимания Спасителя во время Его служения на земле.

«Един Законодатель и Судия», – пишет апостол Иаков, а люди – исполнители Закона (Иак. 4:11-12). И в этом контексте, благословение и освящение субботы есть печать Божьего правления, знамение истинного творца и верховного законодателя нашего мира.

Можно ли предположить, что заключив Новый Завет со Своим народом Бог забыл уведомить Своих учеников, что отныне им надо собираться не по субботам, в ознаменование как творения, так и искупления, а по воскресеньям? Не является ли странным на фоне тех многих почестей, которые были оказаны седьмому дню от Эдема до Голгофы, что про некий новый день еженедельного богопоклонения Господь не говорит нам ни слова?

 

10 заповедей

Десять заповедей являются, пожалуй, самым емким изложением Закона Божьего, Его воли для человеческого рода, каждый пункт которых содержит ярко выраженное религиозное и морально-нравственное измерение. Суббота приобретает нравственную грань, так как в этот день Бог, святый и непорочный, лично упокоился от дел Своих в ознаменование творения, а также искупления человечества от греха.

Суббота есть то время, когда по провидению свыше, верующие люди нашего мира должны откладывать свои хозяйственные дела и посвящать себя духовным вопросам. Пренебрегая этой великой заповедью, человек лишает себя возможности познать своего Бога и обрести в этом познании вечную жизнь (Ин. 17:3).

Десять заповедей это единственный текст в Библии записанный собственноручно Богом, причем не на бумаге, а на двух каменных плитах, что символизирует вечную, непреходящую актуальность Божьего Закона. Как известно, скрижали с текстом десятисловия были помещены в ковчег завета, который был расположен во святом святых, самом главном отделении иудейской скинии (а позднее Иерусалимского храма), а весь остальной текст завета, записанный рукой Моисея, находился лишь подле ковчега. Таким образом, это лишний раз подтверждает, что суббота, четвертая заповедь, имела несомненно больший вес, чем любое другое ритуальное действие Израиля, будь-то обрезание или жертвоприношение.

Как становится известным из послания Евреям и книги Откровение, по Своему вознесению на небо наш Спаситель принял на Себя великую роль истинного Первосвященника, причем осуществление этого служения происходит во святом святых небесного храма, в самом центре которого также расположен ковчег завета с каменными скрижалями десятисловия внутри:

«Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1-2).

«За второю же завесою была скиния, называемая «святое святых». Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета [т.е. каменные скрижали с текстом десяти заповедей – прим. авт.]» (Евр. 9:3:4, см. также Откр. 1:13, 4:5, 8:3, где показано буквальное сходство небесного храма и иудейского святилища).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр. 11:19).

Парадокс ситуации заключается в том, что абсолютно все христианские церкви признают непрекословный авторитет десяти заповедей. «Кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства», – пишет православный святитель и епископ Николай². Это мнение полностью согласуется со многими другими богословами и отцами церкви, которые в своих трудах неизменно подчеркивают, что десять заповедей стоят выше иудейского церемониального устава и являются гармоничной частью Нового Завета. При этом четвертая заповедь, на уровне богословия или практического соблюдения прихожанами, попросту упраздняется.

«И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мк. 7:6-9). Данная цитата Христа посвящена рассматриваемой нами проблеме: красной нитью проходя через книги как Ветхого, так и Нового Заветов, суббота никогда в полной мере не была признана верующими на земле. Иудеи древности имели искаженное представление о субботе и своим соблюдением чаще оскверняли, чем освящали этот благословенный день. Современное же христианство предпочитает и вовсе отбрасывать эту заповедь, как ненужную, малозначительную и даже вредную для спасения.

Однако в этой кажущейся малозначительности кроется фундаментальный принцип духовной жизни – следовать воле Всевышнего в том виде, в котором она изложена на страницах Библии. Однажды допустив искажение «малейшей» из библейских заповедей на предписание выдуманное человеком, церковь открывает дверь для более масштабного отступничества и духовного упадка.

Печальный пример древнего Израиля многократно показывает, как быстро и эффективно мирские традиции способны засорять чистую веру. Однако поклонение Богу в нарушение ясных требований завета всегда имеет плачевные последствия: вспомним отвергнутый сельскохозяйственный дар Каина (хотя от него требовалось жертвоприношение, Быт. 4:1-5) и позорные игрища Израиля вокруг золотого тельца, спустя всего несколько дней после того, как народ услышал торжественное повеление не поклоняться идолам (Исх. 32:3-8).

 

Христос и суббота

Именно Евангелие, а не Ветхий Завет, наглядно показывает и разъясняет, как на практике соблюдалась четвертая заповедь в Израиле. Внимательное изучение Нового Завета дает нам однозначную уверенность в том, что Иисус Христос соблюдал субботу не только по духу, но и по букве десятисловия, так как нарушение любой из заповедей Божьих сделало бы Его грешником и лишило права принести Себя в искупительную жертву за грехи мира (Иак. 2:10).

Однако это не означает, что суббота была для Спасителя каким-то тягостным бременем, «проклятием закона Моисеева», какой ее в глазах читателя Библии сделали фарисеи, падшие представители иудейской духовной традиции. Напротив, Христос видел в субботе отличный инструмент для проповеди Царствия Небесного и спасения душ. На протяжении всего Своего служения Христос считал нужным разъяснять истинный смысл и предназначение субботы:

«Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27).

«Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Мф. 12:11-12).

«Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4).

Суббота для Христа, как истинного первосвященника и пророка была самым рабочим днем (Мф. 12:5), а все обвинения в нарушении Им субботнего покоя носили ложный характер: «Иисус пришел в синагогу. Там был человек с сухой рукой. "Разрешено ли в субботу лечить?", – спросили у Иисуса. На самом же деле они искали, в чем Его обвинить» (Мф. 12:9, РБО).

Действительно, для подобных обвинений не было никаких оснований, так как на протяжении всей жизни Спаситель «по Своему обыкновению» посещал субботние службы, изучая Писания (Лк. 4:16:17) и проповедуя Евангелие (Мк. 1:21-22, см. также Лк. 4:1-15, Лк. 4:30, Лк. 4:44).

Библия ясно свидетельствует, что Мария Магдалина и другие женщины, которые фактически входили в Его ближний круг наравне с двенадцатью апостолами, соблюдали субботу не как им вздумается, а по заповеди десятисловия:

«Были тут [у подножия голгофского креста] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему» (Мк. 15:40).

«Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди (Лк. 23:55-56, см. также Лк. 8:1-3). 

Суббота имеет прямое отношение к смерти Спасителя. Многие христианские богословы указывают, что упокоение распятого Господа в субботу, после страшных событий предпасхальной пятницы, шестого дня недели, следует рассматривать в тесном контексте с Божьим покоем в книге Бытие по окончанию шести дней творения.

Как известно, Ветхий Завет был устранен на Голгофе, подтверждением чему явился разрыв завесы в Иерусалимском храме (Мф. 27:51). В чем же тогда оставался смысл послушания четвертой заповеди даже после того, как «рукописание было пригвождено ко кресту?» (Кол. 2:14). И не является ли это еще одним убедительным подтверждением того, что суббота, появившись задолго до иудейского церемониального устава, продолжала оставаться святой Божьей заповедью (Исх. 16:23) и после его упразднения? 

Как было отмечено выше, в Библии мы не находим ни одного ритуала или праздника поклонения, которое бы выдумал человек. Они всегда исходят от Бога. В течение сорока дней после Своего воскресения Христос являлся ученикам, Он лично установил крещение и вечерю, однако нигде в Писаниях мы не находим, что бы Господь заповедал приходить к Нему на поклонение в какой-либо иной день, кроме того, который был освящен и благословлен Им от сотворения мира (Кол. 1:16).

 

Сложные тексты

В Новом Завете есть несколько текстов, которые часто трактуют против четвертой заповеди. Рассмотрим их:

«Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе» (Кол. 2:13-18).

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:1-6).

Обратим внимание, что во обоих из приведенных отрывков Павел говорит не об отмене, но о запрете осуждать за то или иное отношение к «религиозным праздникам». Под этим понятием следует понимать не конкретно четвертую заповедь, а весь иудейский церемониальный календарь, так как слово «суббота» означало также и другие праздники, включая Пасху и Йом-Киппур, а также субботние годы:

«Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4-9:10).

Все вышеприведенные тексты были написаны в свете неправильного представления иудеев о спасении: «Если не обрежетесь, как заповедал Моисей, не будет вам спасения» (Деян. 15:5). В ответ на многие подобные обвинения, которые обрушились на молодую христианскую церковь, апостолу Павлу всегда было важно подчеркнуть, что никакое ритуальное действие, в отличие от благодати Христовой, не может спасти человека. Как хорошо известно из Евангелия, сам Спаситель неоднократно подвергался необоснованному осуждению фарисеев (в том числе и за субботу), имевших весьма порочное представление о предназначении церемониальной системы собственной религии.  

Эта проблема являлась, пожалуй, одной из центральных в служении Павла, который всегда опасался, что излишнее увлечение обрядовыми действиями и человеческими традициями по примеру фанатичного иудейского священства, затмит взор верующих от своего Бога. И в этом контексте суббота действительно является «тенью» благ во Христе, так же как этой тенью являются крещение и вечеря. Без Господа в сердце они утрачивают смысл. Соблюдение субботы и выполнение любого другого обряда не имеет спасительной силы. Спасение человеческой жизни есть дар, который мы получаем из пронзенных рук Сына Божьего. Исполнение же верующими ритуальных действий является воспоминанием великой голгофской жертвы и одновременно «знаком оправдания за веру» (Рим. 4:911).

Следует также помнить, что суббота была установлена до того, как грех вошел в мир и, следовательно, выходит за рамки закона Моисеева. Синайский Завет, согласно Павлу, был «добавлен» к завету благодати Авраама в ответ на многие прегрешения человечества (Гал. 3:19). Но, как было показано выше, на момент сотворения субботы земля еще не знала первородного греха! И в этой связи ни грехопадение, ни искупление, ни второе пришествие не отменяют ее вечный символический смысл: власть Бога, как истинного творца и законодателя нашего мира.

 

Суббота – седьмой день недели

Порядок исчисления недели, при котором воскресенье является ее началом, рядовым первым днем, а суббота – праздничным седьмым, был заложен самим Богом при творении нашей земли (1-2 гл. Бытие, Исх. 20:8-11). На протяжении всей человеческой истории этому порядку следовали во всем мире и лишь в 1940 году атеистическое правительство Советского Союза перенесло статус седьмого дня на воскресенье. Позднее этому примеру последователи некоторые другие государства, однако и по сей день во многих странах, включая США, Канаду, Китай и Японию, именно суббота значится в календарях седьмым днем недели.

Порядок, при котором отсчет новым дням ведется от захода солнца и наступления темноты, также установлен Богом («И был вечер, и было утро: день один», Быт. 1:4). Именно на закате пятницы встречали субботу герои как Ветхого, так и Нового Заветов (Лев. 23:32, Неем. 12:19, Мк. 1:21-32, Лк. 23:54-56). Библейский недельный календарь (от заката до заката, от субботы до субботы) и по сей день используется в богослужебном календаре многих христианских церквей нашего мира.    

 

Первый день недели в Новом Завете

Слово «суббота» встречается в книгах Библии около 170 раз, слово «воскресенье» (относительно ко дню недели) – ни одного. В тех же редких случаях, когда Евангелисты упоминают о «первом дне недели» (библейском воскресенье), в дословном переводе с древнегреческого языка это выражение звучит следующим образом: «один день от субботы». 

Более того, со страниц Священного Писания мы не слышим повеления о переносе понятия день Господень с субботы (Ис. 58:13-14) на воскресенье, иначе это неминуемо привело к жарким спорам, наподобие тех, которые разгорелись вокруг обрезания (Деян. 11:3, Деян. 15:5, Деян. 16:3, Деян. 21:21). Все, что имеют защитники воскресных богослужений это четыре эпизода, которые, согласно Евангелию, имели место в этот день.

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Ин. 20:1).

Выше уже было отмечено, что воскресение Христа неразрывно связано с субботой покоя. И если время ареста, суда, истязаний и распятия зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения описан достаточно скупо. Известно лишь, что оно происходит за некоторое время до рассвета, после чего Христос кратко является Марии. Далее Спаситель появляется в фокусе повествователей только на исходе дня, в селении Эммаус, где Он заговаривает с двумя паломниками (Лк. 24:28-36). Встреча же воскресшего Иисуса с апостолами в верхней горнице (Ин. 20:19-20), в которой многие видят первое христианское богослужение, происходит уже с заходом солнца, «среди ночи»³, и поэтому по библейскому канону относится к понедельнику, второму дню недели.

Для большего понимания, рассмотрим как это положение изложено в официальном издании РПЦ: «В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

Аналогичным образом следует трактовать и эпизод преломления апостолом Павлом хлеба в Троаде из книги Деяний апостольских: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников… Взойдя же, и преломив хлеб, и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Обратите внимание, что эта встреча собратьев происходит в домашней обстановке и продиктована не церковным уставом, а текущими обстоятельствами. Довольно поздний час ее проведения  также означает, что воскресенье, как по церковному, так и светскому календарю, успело смениться на понедельник.

Все эти детали позволяют сделать вывод, что для верующих Троады не было важным провести преломление хлеба именно в воскресенье, иначе они сделали бы это утром или днем. Все дело в том, что обряд вечери Господней или хлебопреломления в ранней общине не связывался с еженедельным поклонением в храме, но мог иметь место ежедневно, по домам и всегда имел форму полноценной вечерней трапезы:

«Все же верующие были вместе и имели все общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»  (Дян 2:44-47).

Наконец, последний такой текст мы находим  в первом послании Коринфянам:

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16:2).

Как можно заметить, апостол Павел обращается в этом тексте к своим собратьям с просьбой делать сбережения у себя, т.е. дома, что не имеет никакого отношения к церковным приношениям. В большей степени это свидетельствует о том, что воскресенье, «первый день от субботы», было обычным рабочим днем, в течение которого не возбранялось заниматься учетом и распределением денежных средств.

 

Суббота в жизни христиан  

В Новом Завете не встретить прямого утверждения в пользу субботних богослужений. Однако в этом нет ничего удивительного – подобных описаний нет и в Ветхом Завете. Лишь время от времени в еврейских писаниях встречаются увещевания пророков о нарушении четвертой заповеди (Иез. 22:8, Неем. 13:15-17). В контексте рассматриваемого вопроса было бы более уместным, что бы Христос или апостолы хотя бы раз упомянули о назначении нового дня еженедельных собраний, однако ничего подобного мы не встречаем.

О том, что первые христиане продолжали проводить свои главные богослужения именно в седьмой день свидетельствуют косвенные факты из жизни общины, а также два довольно ясных утверждения апостолов Павла и Иоанна. Книга Деяний наглядно показывает, что поклонение ранней церкви по-прежнему строилось вокруг Иерусалимского храма (Дян 2:44-47) и синагог (Деян. 15:21).

«Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян. 9:1-2).

В этом тексте еще гонитель церкви Павел (Савл) берет письмо к «местным синагогам», так как именно в них по субботам собирались первые последователи Иисуса Назарянина, не имевшие к тому времени ни обособленных богослужебных помещений, ни писаний, а потому упоминающиеся в исторической литературе, как «иудейская секта». Позднее, после своего чудесного обращения, великий апостол Христа остался верен этому методу, за тем лишь исключением, что он более не изгонял христиан из синагог, а напротив, проповедовал Господа в них:

«Прошедши через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» (Деян. 17:1-2, см. также Деян. 18:1-4, Деян. 25:8).

Раз за разом в книге Деяний мы встречаем Павла в иудейских синагогах, вследствие чего именно из евреев был сформирован костяк молодой христианской общины как в Израиле, так и за его пределами. Однако нигде – ни в Деяниях, ни в посланиях Павла, мы не находим дискуссий о переносе дня еженедельного поклонения с субботы на воскресенье, что, безусловно, потребовало бы серьезных разъяснений.

Обратим внимание на интересный эпизод в языческой Антиохии: когда к субботней проповеди Павла проявили интерес местные жители из числа неевреев, апостол не предложил им собраться на следующий день, в воскресенье, что было бы уместно сделать для потенциальных христиан. Вместо этого мы встречаем убедительное свидетельство в пользу того, что седьмой день продолжал оставаться для Павла святой Божьей заповедью:

«При выходе их из иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу. Когда же собрание было распущено, то многие Иудеи и чтители Бога, обращенные из язычников, последовали за Павлом и Варнавою, которые, беседуя с ними, убеждали их пребывать в благодати Божией. В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие» (Деян. 13:42-44).

Еще более ясное утверждение в пользу неизменности четвертой заповеди мы находим в Послании к евреям: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим… Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:1-11).

Использованный автором (предположительно им также был апостол Павел) термин «субботство» означает «соблюдение субботы», «покой». Внимательное прочтение всего отрывка позволяет вникнуть в его довольно витиеватую суть: речь идет о благодати Эдемского сада (Евр. 4:4), вхождении евреев в земной Ханаан (Евр. 4:5) и вознесении всех верующих в Ханаан небесный (Евр. 4:1, 6-11), как вознаграждение за послушание Богу.   

Во всех этих смыслах «субботство» сохраняет свою актуальность именно в первоначальном, буквальном значении заповеди, так как символически указывает и на творение мира, и на вознесение в Царствие Небесное, и на послушание Закону Божьему во всей его полноте. C целью проникнуть в смысл излагаемого, рассмотрим использованные выражения более внимательно:

  • «Остается обетование войти в покой Его»                                                                 (обетование из прошлого о событии будущего, Евр. 4:1);
  • «Что бы не оказался кто из вас опоздавшим» (событие будущего, Евр. 4:1);
  • «Остается субботство» (заповедь из прошлого сохраняет силу, Евр. 4:9);
  • «Сделаем все, чтобы вступить в тот отдых»                                                               (послушание Богу в настоящем, как залог будущего события, Евр. 4:11, РБО).

Согласно книги Откровение и многим другим текстам Библии, послушание заповедям Божьим есть непреложное условие для вступления верующих в покой и гармонию небесного Иерусалима: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр. 14:12).

Последняя книга Библии, Откровение апостола Иоанна, также содержит довольно яркое упоминание о седьмом дне: «Я был в духе в день Господень и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Алфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии» (Откр. 1:10-11).

Данный текст убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия Христа (книга Откровение была написана около 90-го года по Р.Х.), апостол Иоанн продолжал чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В том, что использованное Иоанном выражение «день Господень» означает именно субботу можно убедиться, рассмотрев аналогичные библейские эпитеты в адрес седьмого дня: «святой день Господень» (Ис. 58:13-14), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый — суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин над субботой» (Мк. 2:27). Поэтому попытки некоторых толкователей и переводчиков увидеть в этом стихе не субботу, а воскресенье, следует считать вне-библейскими и принадлежащими к преданию.

 

Главные принципы соблюдения субботы

 

День духовной жизни (посещение собрания, молитва, чтение Библии, духовное общение)  

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8-11).

«Седьмый день – суббота покоя, священное собрание» (Лев. 23:3).

Смотри также: Лк. 4:16-17, Мк. 1:21-22, Мф. 12:1-16, Ин. 5:8-14, Мк. 3:4, , Деян. 17:1-3, Деян. 13:42-44, Лк. 23:55-56.

 

Воздержание от работы и хозяйственных дел

«Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

 

Воздержание от пустых развлечений

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13-14).

 

Приведенные в данной статье тексты Библии взяты преимущественно из синодального перевода Библии, за исключением тех, где в скобках указано РБО (перевод Российского Библейского общества).

____________________________

Вспомогательная литература 

Елена Уайт

            «Патриархи и пророки» (книга)

            «Пророки и цари» (книга)

            «Христос – надежда мира» («Желание веков», книга)

            «Деяния апостолов» (книга)

            «Великая борьба» (книга)

 

Примечание:

Библию и приведенные выше книги в печатной и аудио-формах можно найти в свободном доступе в сети интернет, крупных книжных и онлайн магазинах.

Например, здесь: http://www.otkrovenie.de/white/index.htm

____________________________

¹ http://ilgid.ru/culture/shabbat.html

² http://www.pravmir.ru/iz-ierusalima-v-emmaus-i-obratno/

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/hristianstvo-statya/subbota-v-biblii-7140796.html

Обсудить статью

Вознесение – один из двенадцати великих праздников православной церкви. Это праздник радости разлуки и радости встречи. Для апостолов, которых Иисус учил и готовил к их основной миссии – проповеди Царства Божия. Получив негативный опыт страха и неверия, ученики по-другому стали воспринимать слова Учителя, когда после Воскресения Он стал являться им уже в другом теле, духовном. Вера стала возвращаться, но оставались иллюзии относительно Иисуса, Которого они по-прежнему считали земным Мессией.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 28/06/2013 lПоказы: 52
Евгений Чернецов

Интервью профессора латвийского государственного университета, специалиста по религиям и культам относительно взаимоотношений гомосексуалистов и христианской церкви.

От: Евгений Чернецовl Духовность> Христианствоl 26/06/2013 lПоказы: 108
Amaplace.ru

В 1947 г. недалеко от северо-западного побережья Мертвого моря, в пещере Кумран, два юноши-бедуина сделали удивительное открытие. Ими были обнаружены древние свитки, имевшие отношение к жизни некоей общины. Членами ее могли быть только мужчины, все они были равны между собой.

От: Amaplace.rul Духовность> Христианствоl 08/06/2013 lПоказы: 79

Женская любовь способна на самопожертвование и самозабвение, на мужество и существенные материальные траты. В хрупком женском сосуде содержится такая сила, которой могут позавидовать мужчины. О чем и повествует нам Евангелие. В третье воскресенье по Пасхе церковь вспоминает мужественных жен-мироносиц, которые в отличие от учеников Христовых, предавших, разбежавшихся и затаившихся за закрытой дверью от страха, рано утром, в темноте, идут ко гробу, несмотря на страх и ужас.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 21/05/2013 lПоказы: 67

Радуница. Красивый и радостный народный праздник. Все что-то делают, чистят и радуются встрече. Но кроме Радуницы, русского обычая поминания умерших, есть и поминальные обряды и традиции в других славянских странах. Они тоже очень красивые. Кто, например, знает о Навском Великом дне? В русской традиции его нет, но есть в украинской. А почему мы вспоминаем в этот день сказание «Хождение Богородицы по мукам»? А что такое психудия и почему раздают кувшины для воды на кладбищах? Все это о поминании

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 15/05/2013 lПоказы: 236

Один раз в год родительский день отмечается не как обычно, в субботу, а во вторник. Этот день в народе называется Радуницей. Радуница отмечается на девятый день после Пасхи. Тогда на кладбище столько народа, что кажется живых больше, чем усопших. И понимаешь в этот день смысл слов: «Смерти нет» и что Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. У Бога все живы. Радуница имеет и другое название – «Проводы». Кого и куда провожают? Почему провожают?

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 14/05/2013 lПоказы: 84

Юродство возникло еще в ранние века, но как массовое явление, если его вообще можно назвать массовым, начало существовать в России только в 14 веке, а расцвет приходится - на 16 век. Одним из последних русских юродивых был отец Петр Томаницкий. Петр Томаницкий стал юродивым в 32 года, сделав своим девизом смирение и кротость. Его объявляли сумасшедшим, помещали в психиатрическую клинику, били и травили, но он все принимал со смирением. Постепенно к нему пришла слава и хоронили его уже тысячи.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 09/05/2013 lПоказы: 102

Икона Страшного суда очень емкая и насыщенная. Она включает в себя события, связанные с подготовкой к Великому Посту, Великий Пост и страстную седмицу. Нагруженность иконы евангельскими и апокалиптическими образами требуют расшифровки, хотя в древности русскому человеку они были понятны даже самым неграмотным и собственно икона рассчитана как раз на них. Но современному человеку требуется расшифровка иконы, т.к. у большинства нет ни знания Нового Завета, ни понимания Великого Поста.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 07/05/2013 lПоказы: 225
Блок автора
Категории статей
Quantcast