Бернард Шоу

Опубликованно: 19/07/2008 |Комментарии: 0 | Показы: 13,511 |

Бернард Шоу – выдающийся английский драматург, один из основателей
реалистической драмы XX в., талантливый сатирик, юморист. Его творчество
пользуется у нас заслуженной известностью и вызывает всеобщий интерес. В
нашем литературоведении создалась целая наука о творчестве Бернарда Шоу. Ее
основы были заложены А.В. Луначарским, проявлявшим глубокий и сочувственный
интерес к поискам, противоречиям и творческому своеобразию писателя. За
последнее время советскими учеными защищен ряд докторских и кандидатских
диссертаций о творчестве Б. Шоу и опубликован ряд книг, в том числе тщательно
прокомментированный том писем драматурга (1971), его высказывания о драме и
театре (1963), книга А.Г. Образцовой о его театральной и режиссерской
деятельности (1974). Велики заслуги писавших о творчестве Б. Шоу советских
исследователей А. Аникста , П. Балашова, И. Канторовича. Несколько книг
посвятила Бернарду Шоу, его драматургическому методу и его влиянию на
английский и европейский театр А.Г. Образцова. В Англии имя Бернарда Шоу
стоит в одном ряду с именем Вильяма Шекспира, хотя и родился Шоу на триста
лет позже, чем его предшественник. Оба они внесли неоценимый вклад в развитие
национального театра Англии, и творчество каждого из них стало известно
далеко за пределами их родины.

Пережив свой наивысший расцвет в эпоху
Возрождения, английская драма поднялась на новую высоту лишь с приходом в нее
Бернарда Шоу. Он – единственный, достойный соратник Шекспира; его по праву
считают создателем современной английской драмы. Продолжая лучшие традиции
английской драматургии, и впитав опыт крупнейших мастеров современного ему
театра – Ибсена и Чехова, - творчество Шоу открывает новую страницу в
литературе XX столетия. Основным оружием своей борьбы с социальной
несправедливостью Шоу избирает смех. Это оружие служило ему безотказно. “Мой
способ шутить заключается в том, чтобы говорить правду”, - эти слова
Бернарда Шоу помогают понять своеобразие его обличительного смеха, громко
звучащего с подмостков сцены вот уже целое столетие. Бернард Шоу родился в
1856 г. в Ирландии в Дублине. На протяжении всего XIX в. “Зеленый остров”,
как называли Ирландию, бурлил. Нарастала освободительная борьба. Ирландия
стремилась к независимости от Англии. Ее народ жил в нищете, но не желал
терпеть порабощения. В атмосфере горя и гнева, переживаемых его родиной,
протекали детство и юность будущего писателя. Родители Шоу происходили из
среды обедневшего дворянства. Жизнь семьи была неустроенной и недружной.
Лишенный практической жилки, постоянно пьяный отец не преуспел в избранном им
деле – хлебной торговли. Мать Шоу – женщина незаурядных музыкальных
способностей – вынуждена была сама содержать семью. Она пела в концертах, а
позднее зарабатывала на жизнь уроками музыки. На детей в семье обращали мало
внимания; средств на то, чтобы дать им образование, не было. Но по своим
настроениям и взглядам родители Шоу к передовым патриотически-настроенным
слоям дублинского общества. Они не придерживались религиозных догм и
вырастили своих детей свободомыслящими атеистами. Основная заслуга в этом
принадлежала матери Шоу, характер которой не был сломлен неудачно сложившейся
семейной жизнью. Учился Шоу в дублинской школе, но пребывание в ней не было
для него особенно радостным. Не случайно он в последствии писал: “В школе я
не выучил не чего и забыл многое”. Однако и школьный курс завершен им не был.
В пятнадцать лет он начал сам зарабатывать себе на жизнь. Служил мелким в
земельной конторе. Собирал квартирную плату с обитателей бедных кварталов
Дублина. Жизнь городских трущоб он узнал хорошо. К двадцати годам Шоу получил
место старшего кассира. Это было не мало, но к этому времени интересы Шоу
уже определились. Ничего общего со служебной карьерой чиновника они не имели.
Шоу глубоко интересовался искусством – литературой, живописью, музыкой. В
1876 г. Шоу покинул Ирландию и переехал в Лондон. Определенных занятий у
него не было, не было и сре дств к с уществованию, но круг его интересов и
культурных запросов был очень широк. Он увлекался театром, под псевдонимом
Корно де Боссето публикует свою первую музыкальную рецензию, а затем в течени
и ряда лет выступает в печати как музыкальный критик. Шоу был не только
знатоком музыки, но и сам великолепно играл. Его имя становится хорошо
известным и в театральных кругах Лондона. Шоу никогда не отделял занятия
искусством от присущего ему интереса к общественно-политической жизни своего
времени. Он посещает собрания социал-демократов, принимает участие в
диспутах, настойчиво вырабатывая в себе навыки оратора, с увлечением и
глубоким интересом читает “Капитал” Маркса – труд, который, по его
собственным словам, явился для него откровением. Интерес Шоу к актуальных
проблемам современности сказался в самых ранних его произведениях. В период
с 1879 по 1883г. Шоу написал пять романов: “Незрелость”, “Неразумный брак”,
“Любовь артистов”, “Профессия Кэшиля Байрона”, и “Социалист-одиночка”. В те
годы романы Шоу не получили признания. Начинающему писателю пришлось
выдержать длительное и неравное единоборство с многочисленными издателями. Он
получал только отказы, но не сдавался. Новатор по своей природе, Шоу и в
роман стремился внести нечто новое. Романы Шоу свидетельствовали о присущем
ему мастерстве драматурга, которое еще ждало случая для своего выявления. В
романах оно сказалось в отчетливо выраженной склонности к диалогизированной
форме, в блестяще построенных диалогах, которым во всех без исключения
произведениях Шоу принадлежит основное место. В 1884 г. Шоу вступил в
Фабианское общество, вскоре же после его создания. Это была
социал-реформистская организация, стремившаяся к руководству рабочим
движением. Своей задачей члены Фабианского общества считали изучение основ
социализма и путей перехода к нему. Как подлинный новатор Шоу выступил в
области драмы. Он утвердил в английском театре новый тип драмы –
интеллектуальную драму , в которой основное место принадлежит не интриге, не
захватывающему сюжету, а тем напряженным спорам, остроумным словесным
поединкам, которые ведут его герои. Шоу называл свои пьесы
“пьесами-дискуссиями”. Они захватывали глубиной проблем, необычайной формой
их разрешения; они будоражили сознания зрителя, заставляли его напряженно
размышлять над происходящим и весело смеяться вместе с драматургом над
нелепостью существующих законов, порядков, нравов. Начало драматургической
деятельности шоу было связано с “Независимым театром”, открывшемся в 1891 г.
в Лондоне. Его основателем был известный английский режиссер Джекоб Грейн .
Основная задача, которую ставил перед собою Грейн , заключалась в
ознакомлении английского зрителя с современной драматургией. “Независимый
театр” противопоставлял потоку развлекательных пьес, заполнявших репертуар
большинства английских театров тех лет, драматургию больших идей. На его
сцене были поставлены многие пьесы Ибсена, Чехова, Толстого, Горького. Для
“Независимого театра” начал писать и Бернард Шоу. “Неприятные пьесы” Свой
путь драматурга Шоу начинает с цикла пьес, объеденных под общим названием
“Неприятные пьесы”. Сюда вошли: “Дома Вдовца”, работать над которой Шоу начал
в 1885 г., “Профессия миссис Уоррен” и “Волокита”. В своем предисловии к
“Неприятным пьесам” Шоу писал: “… сила драматического искусства в этих пьесах
должна заставить зрителя стать лицом к лицу с неприятными фактами. Несомненно,
каждый автор, искренно желающий благ человечеству, совсем не считается с
чудовищным мнением, будто бы задачей литературы является лесть. Но в этих
драмах мы сталкиваемся не только с комедией и трагедией индивидуального
характера и судьбой отдельного человека, но и с ужасными и отвратительными
сторонами общественного устройства. Ужас этих отношений заключается в том,
что обыкновенной средней руки англичанин, человек, может быть, даже мечтающий
о тысячелетнем царстве благодати, - в своих общественных проявлениях
оказывается преступным гражданином, закрывающим глаза на самые подлые на
самые ужасные злоупотребления, если их устранение грозит ему потерять хотя
бы один грош из своих доходов”. В “Неприятных пьесах” перед нами внешне
вполне порядочные респектабельные английские буржуа, располагающие
значительными капиталами и ведущие спокойную устроенную жизнь. Но это
спокойствие обманчиво. Оно таит за собой такие явления, как эксплуатация, как
грязное, бесчестное обогащение буржуа за счет нищеты и несчастий простого
народа. Перед глазами читателей и зрителей пьес Шоу проходят картины
несправедливости, жестокости и подлости буржуазного мира. Характерно, что
пьесы Шоу начинаются с традиционных картин будничной жизни буржуазной семьи.
Но вот, как это обычно бывает в драмах Ибсена, наступает момент, когда на
первый план выступает социальный аспект глубоко волнующего писателя
вопроса: где источники богатства героев? на какие средства они живут? какими
путями удалось добиться им того благополучия, в котором они пребывают? Смелая
постановка этих вопросов и не менее ответы на них и составляют основу той
обличительной силы пьес Шоу, которая возмущала одних и не могла не
импонировать и не восхищать других. “Пьесы для пуритан”

Еще один цикл пьес
“Пьесы для пуритан” создан в период с 1897 – 1899 гг. Сюда входят пьесы
“Ученик дьявола”, “Цезарь и Клеопатра”, “Обращение капитана Брассбаунда ”. В
предисловии к “Пьесам для пуритан” Шоу поясняет смысл названия сборника. Он
противопоставляет свои пьесы драматическим произведениям, в которых основной
интерес сосредоточен на любовной интриге и на эротике. Это не значит, что Шоу
чуждается изображения чувств, но он не хочет признать, что в основе
поступков человека лежат только любовные побуждения. “Я пуританин во взглядах
на искусство, - заявляет он. – Я симпатизирую чувствам, но считаю что замена
чувственным экстазом всякой интеллектуальной деятельности, и честности –
величайшее зло”. Шоу стремится показать многообразие форм человеческой
деятельности, противопоставляя широко понимаемый им долг и ответственность
узко эгоистическим побуждениям и слепой чувственности. Пуританство Шоу
связано с героическими пуританским традициями эпохи английской революции,
эпохи Кромвеля и Мильтона.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/literatura-statya/bernard-shou-489951.html

Обсудить статью

Дмитрий

1."Лучший способ достигнуть желаемого - пренебречь. Когда ищешь что-то, ни за что не найдёшь, а как думать о том забудешь, само идёт в руки". Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Graci;n y Morales) 2. " Надежда - мастерица подделывать истину".

От: Дмитрийl Культура> Литератураl 18/03/2012 lПоказы: 95

Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 11/07/2013 lПоказы: 603

Высказываю свое мнение по поводу комментариев к /и самих публикаций сочинской поэтессы Анны Гольц (она же Анна Хохлова). Я не критик, а всего лишь человек, который имеет право оценивать то, что он видит. И я оцениваю это очень высоко........

От: Sanya22l Культура> Литератураl 06/07/2013 lПоказы: 107

У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 02/07/2013 lПоказы: 168

Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 01/07/2013 lПоказы: 183

Сколько уже написано слов о Пушкине, а он снова и снова рождается для каждого из нас. Для некоторых он так и остается школьным поэтом, для других – его поэзия становится недосягаемой звездой и мерилом поэтического, для третьих –притягателен внутренний мир Пушкина, его отношение к женщине, России, популярности. Для меня он – скорее третье, потому что стихов не пишу и поэты рождаются не от мира сего, а жизнь проживает каждый и каждый может примерять жизнь поэта на себя.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 30/06/2013 lПоказы: 181

Русских народных поэтов, которых любит народ, не так много. Первым на ум приходит Есенин, потом Высоцкий… Сегодня можно говорить еще об одном уникальном, гениальном и по-настоящему народном поэте – Михаиле Анищенко. О нем знают немногие, но те, кто читал его стихи, говорят, что они не просто задевают, залезают под кожу. Знаю по себе: мурашки по коже при первых строчках. Все, кто любит поэзию и болеет душой за Россию, знакомьтесь с великим русским народным поэтом Михаилом Анищенко

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 24/06/2013 lПоказы: 83
Ferris Buller

Анонс книги Эрика Берна: «Игры, в которые играют люди» Берн — знаменитый психолог и психиатр двадцатого века, создал «анализ взаимодействий», который изучает поведение человека в ближайшем его окружении (семья, работа и т.д.). Анализ Э. Берна основывается на определении состояний Эго, задействованных в игре (человек имеет три состояния Эго: родитель, взрослый и ребенок).

От: Ferris Bullerl Культура> Литератураl 24/06/2013 lПоказы: 75

Вы автор стихов, пишете их для себя, друзей… Считаете, что это так… хобби… Может ваш труд достоин внимания общественности и вам стоит принять решение и издать книгу стихов.

От: DPKPressl Культура> Литератураl 18/06/2013 lПоказы: 125

Марк Твен — выдающийся американский писатель—реалист, сатирик, лектор, журналист, публицист и общественный деятель. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор — его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена...

От: aforistl Культура> Литератураl 19/07/2008 lПоказы: 38,039

В девяностых Россия была страной равных возможностей. В те годы, не имея за душой ничего, кроме трудолюбия и огромного желания вырваться из нищеты, можно было организовать собственное дело и начать зарабатывать деньги. Тогда очень многие наши соотечественники с воодушевлением приняли перестройку, поняли ее, и владеют сейчас достаточно крупными предприятиями.

От: aforistl Путешествия> Интересные местаl 19/07/2008 lПоказы: 39
Блок автора
Категории статей
Quantcast