Современное Состояние Лютеранской Гимнографии В Современном Мире

Опубликованно: 19/09/2011 | Показы: 305 |

На сегодняшний день лютеранские евангелические церкви существуют во многих странах. В Европе они чаще встречаются  в Скандинавских странах - Исландии, Дании, Швеции, Норвегии, в Финляндии и Германии. Много лютеранских церквей в Северной Америке. Крупнейшей является лютеранская церковь Бразилии. В странах Азии лютеран мало, но чувствуется их влияние в Африке, в таких странах, как Эфиопия, Судан, Камерун, Либерия и др. Однако это еще не означает, что в этих странах мало самих протестантов других толков, как например, методистов, пятидесятников и баптистов.

 

Основными вероучительными источнками современного лютеранства являются «Аугсбургское вероисповедание» и «Апология», написанные М. Лютером и другим видным проповедником протестантизма - Филиппом Меланхтоном. Отношение к миру характеризует учение М. Лютера о двух царствах. Он четко разграничивал две сферы: религиозную и общественную жизнь. Содержание первой составляют вера, христианская проповедь, деятельность церкви; второй - мирская деятельность, гражданская мораль, государство и разум.

 

После первой мировой войны и до настоящего времени наиболее влиятельным направлением евангелической лютеранской теологии является «диалектическая теология» («теология кризиса»), крупнейшими представителями которой являются К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман. Начало этому движению было положено работой швейцарского теолога К.Барта «Послание к римлянам» (1921 г.). Основная идея «диалектической теологии» сводится к тому, что христианская вера не может быть обоснована извне, доводами разума, философскими аргументами или научными данными, а возникает из «внутренней непосредственной встречи» с Богом.

 

Как и прежде, несмотря на попытки Римо-католической церкви и некоторых протестантских лидеров примирить две воюющие стороны  католичество и протестантизм, основанием и яркой особенностью лютеранство остается непреодолимая конфронтация и размежевание его от Рима. Практически любой рассказ о лютеранстве начинается со слов критики католичества и «эксплуатации христиан испорченной клерикальной бюрократией». Споры между церквами не умолкают до сих пор, «лютеране подчеркивают непрерывность развития христианства и убеждены, что в лютеранской Реформации не создана новая церковь, а восстановлена древняя», вопрос этот безусловно спорный.

 

Лютеране верят, что «инициатива» в акте примирения человека с Богом принадлежит исключительно Богу. «Прощение грехов и избавление от вечного наказания не достигается путем совершения церковных обрядов - говорится в одном из статей лютеран, - спасение не зависит и от собственных усилий человека. Оправдание - не награда за исполнение Закона, но дар Бога». В таинстве  Евхаристии верят, что Тело и Кровь Христа присутствуют в таинстве. Лютеране признают крещение, которое обычно осуществляется в младенческом возрасте. Оба таинства рассматриваются как средства благодати.

 

Существует сборник вероисповедных документов, который содержит Апостольский, Никейский и Афанасьевский символы веры; Аугсбургское исповедание и Апологию Аугсбургского исповедания Ф. Меланхтона, два катехизиса М. Лютера, Шмалькальденские статьи и Формулу согласия. Лютеране считают, что вероисповедные тексты, собранные в Книге согласия, хотя и согласуются с Писанием, все же находятся на ином уровне, более низком по сравнению с Библией. «Исповедания веры суть просто свидетельства и изложения веры, передающие, каким образом в различные времена понималось и истолковывалось Священное Писание в церквах Божиих теми, кто тогда жил». Библия есть «единственный судья, правило и норма, в соответствии с которым следует... судить обо всех учениях». Однако судить о самих текстах Священного Писания каждый верующий может как ему вздумается.

 

В Аугсбургском исповедании говорится следующее: «Для истинного единства христианских церквей достаточно, чтобы единым образом в соответствии с чистым пониманием проповедовалось Евангелие и совершались таинства согласно Божественному Слову. И нет нужды для истинного единства христианской церкви, чтобы всюду совершались учрежденные людьми единообразные обряды» (речь идет об обрядах Католической церкви) и в их богослужениях имеется сходство, но не единообразие.

 

Как говорят сами лютеране, они пересматривали традиционные средневековые религиозные богослужения только там, где они вступали в противоречие с Евангелием, а потому якобы лютеранская литургия сохранила множество католических обрядов и ритуалов. Однако это не так. Обычно в лютеранских церквах имеется алтарь и кафедра для проповеди, используются традиционная церковная одежда и утварь - облачения, распятия (в некоторых просто шокирующее, так как Спаситель на Кресте живой), бывают свечи, хотя последние встречаются очень редко.

 

Для православного понимания церковного богослужения и церковной музыки важно, прежде всего, отражение молитвенного опыта верующих и догматов святой Троицы, Боговоплощения, о Боге, как Творце, Промыслителе, Судии и Спасителе, о Всеобщем Суде, семи таинствах,  о Церкви. В музыке и словах песен мы видим молитвенное обращение к святым и небесным бесплотным силам. Все более погружаясь в атмосферу литургии, вникая в смысл текстов богослужебных текстов, человек все более наполняется светом и настоящей божественной благодатью, пронизывающей каждую строчку воздыхания. Богослужебный текст православной литургии вполне можно назвать сокровищницей духовной мудрости, откуда можно черпать ответы на вопросы веры, спасения души, целостное понимание человека, яркие примеры любви  и подражания Господу нашем Иисусу Христу святых людей, и конечно же, самое главное – пособие, как нужно молиться.

 

Ничто другое, как музыка, искусство и творчество, умение создавать нечто новое и прекрасное, не характеризует человека как «Образ» нашего Создателя в нас, имеющий Сам в Себе источник всякого творения. Мне кажется, очень важно сегодня понять нам, православной молодежи, какое бесценное наследие мы имеем в нашей Православной вере. Изучение и осознание основ веры, церковного Предания и укрепление в нем очень необходимо сегодня, с тем чтобы уметь противопоставить и показать всю красоту и глубину христианской веры и правды, которые содержатся со столь явной силой исключительно в Православии.  И, уже есть такие примеры. Почему бы нам, православным, не начать сочинять стихи о благодатном огне, который сходит только для православных, о святых и их помощи, о Божией Матери и чудесах исцелений, обращений к вере, каких имеется бесчисленное множество.  Возможно, мы не делаем этого потому, что по природе своей храним наш опыт глубоко у себя в сердце и, имеющие таланты поэтические, музыкальные, лишь немногие решаются поделиться своими внутренними религиозными переживаниями с другими.

 

В лютеранской Церкви пение прихожан является неотъемлемой частью богослужения. Община может петь без сопровождения органа или других инструментов. Каждая из них стремится к тому, чтобы иметь свой инструмент, который можно использовать для сопровождения пения. Песнопения и хоралы со времен Реформации так глубоко вошли в сознание лютеран, что являются важной составляющей их жизни. Лютеране (евангелисты) знают многие песнопения наизусть, могут спеть их в одиночку или в небольшом кругу. Песнопения для протестантов всех направлений являются выражением веры и единства. М. Лютер писал: «Христианин должен радостно и охотно петь и говорить об этом, чтобы другие тоже слышали и приходили». «И в наше время - говорит лютеранский пастор Петер Лоберс, - музыка и пение могут приводить в общину новых людей и делать ее их домом», ссылаясь на стихи из послания апостола Павла к Колоссянам: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3,16). Тогда возникает следующий вопрос, а может ли это пение приводить не только в общину, но и научить молитве, приблизить к Богу в такой степени, насколько это возможно в вере православной? Ответ будет отрицательным.

 

Сегодня за богослужением можно наблюдать не только органную музыку, но и современную, очень близкую по своему содержанию и манере исполнения к современным протестантским песням и эстраде, даже во время причастия. По сути, современная служба мало чем отличается от опыта не только дочерних евангелических церквей, но методистских и реформаторских, однако более консервативных, чем, нежели адвентистов и пятидесятников.

 

Знание немецкого языка приветствуется в странах, где распространено лютеранство, так как отрывки из Библии, некоторые песнопения и гимны исполняются на немецком языке. Знание языков в целом приветствуется для целей более качественного перевода и понимания смысла немецких гимнов, музыкальному образованию отводиться большое место и отдается предпочтение наряду с другими занятиями у детей. В некоторых сборников молитв есть утренние и вечерние молитвы в стихах, а в зависимости от события есть соответствующие гимны. Биографии жизней авторов песнопений  рекомендуется знать, а жизнь реформаторов тем более должна быть известна чуть ли не наизусть.

 

Все лютеранские праздники можно разделить на несколько групп:

1. Рождество, Крещение, Пасха;

2. Праздники, связанные с евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном;

3. Праздники, связанные с апостолами, святыми, мучениками, пророками: Петром и Павелом, Иоанном Крестителем;

4. Праздники, связанные с памятными датами реформации (днями церковной истории): День Реформации, День Аугсбургского исповедания и др.);

5. Праздники, связанные с народными традициями: День Благодарения (Жатвы). (Приложение № 7)

 

День Реформации отмечается протестантскими церквями (в частности лютеранами и реформатами) 31 октября в память о 1517 годе, когда М.Лютер прибил свои знаменитые "95 тезисов" к воротам церкви в Виттенберге  - событие, считающееся официальным (формальным) началом Реформации в Европе. Курфюрст Саксонии Иоганн-Георг II в 1667 году объявил 31 октября праздником, и с тех пор эта дата добилась признания в большинстве евангелических стран. Праздник является государственным в германских землях Бранденбурга, Мекленбурга - Передней Померанияи, Саксонияи, Саксонии-Анхальт и Тюрингияи, а также в Словении и в Чили. В 1949 - 1967 годах был государственным праздником ГДР. Затем стали отмечать даты 10 ноября или 18 февраля (дни рождения и смерти Лютера), 25 июня - день Аугсбургского исповедания. Литургический цвет — красный.

 

В России существует несколько этнических традиций лютеранства: немецкая, финская, эстонская, шведская, русская. Традиции содержат свои этнокультурные особенности в зависимости от национальных особенностей празднующих, но по своему содержанию, букве и духу также идентичны. Нередко, когда отмечают какой-то праздник, его празднование продолжается концертом классической музыки или театрализованным представлением на русском, либо на другом языке. Особенно популярны произведения И. С. Баха, В. А. Моцарта и других немецких композиторов.

 

Многие лютеранские гимны известны методистам, пресвитерианам и конгрегационистам, Так, например, песнопения «Тихая ночь», «Я умер за тебя», «Что за друга мы имеем» «Радуйся, мир! Господь грядёт» и многие, многие другие, звучат за богослужением протестантов. Лютеранские гимны сегодня - это по словам самих лютеран, песни, акцентирующиеся «не на том, чему учит лютеранская теология - то есть не на кресте». Но что это за крест?.. Мы можем также наблюдать обеспокоенность лютеран, и в целом, протестантов, проблемой форм и содержания современной гимнографии, как говорят протестанты,  «поклонения», так что в среде более либеральных протестантских течений можно встретить критику в адрес современного протестантского творчества.

 

«Во многих современных песнях, посвященных хвале и поклонению, - пишет Джозеф Герль в статье «Лютеранские основы нашей гимнологии», - прихожане постоянно поднимают вопрос о музыкальном стиле этих песен, но для меня главной проблемой здесь является не стиль, а теология. Часто песни эти скорее сконцентрированы на отдельном человеке, а не на Боге, и, как правило, в них показан всемогущий и величественный Бог, а не Тот, Кто смог умалиться и быть распятым за наши грехи». И это так, можно сказать, что сила тяжести ушла в сторону человека, служба стала более антропоцентрична, также почти никогда не упоминаются таинства. «Ни подобная теология, ни та шаткая и расплывчатая теологии, которую мы встречаем в подавляющем большинстве современных гимнов, не являются приемлемыми для нас» – утверждает Джозеф Герль. Д. Герль приводит в пример двоих современных авторов лютеранских гимнов: Германа Штюмпфле (Herman Stuempfle) и Стивен Штарке (Stephen Starke), чьи песнопения вошли в новый сборник молитв.

 

«Мы поем наши мелодии в разнообразных ритмических вариантах, - объясняет далее пастор практику современного пения гимнов на его приходе, - мы не используем одинаковый ровный ритм, полюбившийся большинству протестантов… потому, что такой ритмический вариант - это первоначальный вариант мелодии». Такой ритм придавал мелодиям определенную живость - что позднее встречалось, вплоть до наступления эпохи джаза. Записанные равными длительностями (изометрические) мелодии получили распространение в XVII столетии, когда темпы стали тяжеловесно-медленными из-за того, что большие приходы пели в помещениях с большой реверберацией без органного аккомпанемента. При таких условиях им сложно было удержать темп и сохранить высоту мелодии. «Некоторые из таких изометрических мелодий в обработке И. С. Баха хороши для работы с хором, но они плохо подходят для приходского пения» - говорит лютеранин.

 

Немцы в начале XIX века, и отдельные ученые предприняли попытки восстановить старые ритмические варианты, но в Германии это сделал на своем приходе органист и пастор из Саксонии по имени Карл Фердинанд Вильгельм Вальтер, известный как первый президент Миссурийского синода. Когда он эмигрировал в Америку и стал служить в приходе штата Миссури, он проводил регулярные репетиции со своими прихожанами, чтобы выучить с ними первоначальные версии гимнов. Им был выпущен первый сборник гимнов, использовавшийся во многих церквях Германии уже позднее, а ритмичные версии вошли в моду. В Германии такие ритмические варианты были полностью восстановлены лишь в1950 г., когда был издан общий сборник гимнов. Таким образом, Миссурийский синод был первой современной церковной организацией, исполнивший лютеранские гимны в их первоначальном варианте, за сто лет до того, как это сделали немцы.

 

«Сколь часто при посещении наших церквей я слышу, - объясняет Д. Герль, - что гимны эти играются так, словно их волочат сквозь толстый слой грязи. Это не всегда является виной органиста - порой гармонизация гимнов такова, что вызывает затруднения и при игре, и при пении. Например, в обработке гимна «Я не оставлю Бога, ведь Он всегда со мной» почти на каждую четвертную ноту приходится новый аккорд». 

 

В разных протестантских направлениях понятия обряда и таинства, в том числе это касается и предмета изучения, могут иметь различное содержание. В случае, если признаются таинства, то их два - Крещение и Причащение. В других случаях за этими действиями признаётся только символический смысл. Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй, что, впрочем, не самоцель, и происходит от убеждения, что в подобном декоре нет необходимости. Зданием церкви может служить любое строение, которое берётся в аренду или приобретается на равных с мирскими организациями условиях. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве и пении псалмов и гимнов на национальных языках, а также на причастии, которому некоторые направления (например, лютеране) придают особое значение.

 

Брак, исповедь (и прочее подобное) в любом случае считается просто обрядом. Протестанты не видят смысла в молитвах за умерших, молитвах святым и многочисленных праздниках в их честь. Тем более, ни о каких песнопениях в их честь не может быть речи. В то же время уважение к святым бывает почтительным как к примерам праведной жизни и хорошим учителям. Поклонение мощам не практикуется как несоответствующее Писанию. Отношение к почитанию образов неоднозначно: от отторжения как идолопоклонства, до учения, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу (определяется принятием или непринятием решений Второго и седьмого Вселенских Соборов. Так или иначе, понимание того, что происходит за службами в протестантских молитвенных домах сегодня, как более консервативных, так и менее, и что сделало современное протестантское музыкальное искусство таким, следует обратиться в прошлое, к тем истокам, где оно зарождалось. Здесь можно увидеть четкие исторически сложившиеся причинно-следствнные связи особенностей и характеристик протестантизма в целом.

 Список литературы:

[1] Сборник песнопений Евангелическо-Лютеранской Церкви, С.-П. Библиотека «Славянское лютеранство» с.  692.

[2] Портал "Славянское лютеранство".

[3] Портал "Теология диалектическая Философская энциклопедия".

[4] Портал "Евангелическо-лютеранская церковь".

[5] Портал Энциклопедия «Кругосвет».

[6] Портал Альманах «Восток» РПЦ, Официальные документы. Выпуск: N 10(22), октябрь, 2004.

[7] Портал "Евангелическо-лютеранская церковь".

[8] Портал Петер Лоберс, пастор, г. Гёрлитц Источник: Вестник/Der Bote, № 4, 2007.

 

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/hristianstvo-statya/sovremennoe-sostoyanie-lyuteranskoj-gimnografii-v-sovremennom-mire-5232332.html

Обсудить статью

Вознесение – один из двенадцати великих праздников православной церкви. Это праздник радости разлуки и радости встречи. Для апостолов, которых Иисус учил и готовил к их основной миссии – проповеди Царства Божия. Получив негативный опыт страха и неверия, ученики по-другому стали воспринимать слова Учителя, когда после Воскресения Он стал являться им уже в другом теле, духовном. Вера стала возвращаться, но оставались иллюзии относительно Иисуса, Которого они по-прежнему считали земным Мессией.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 28/06/2013 lПоказы: 55
Евгений Чернецов

Интервью профессора латвийского государственного университета, специалиста по религиям и культам относительно взаимоотношений гомосексуалистов и христианской церкви.

От: Евгений Чернецовl Духовность> Христианствоl 26/06/2013 lПоказы: 115
Amaplace.ru

В 1947 г. недалеко от северо-западного побережья Мертвого моря, в пещере Кумран, два юноши-бедуина сделали удивительное открытие. Ими были обнаружены древние свитки, имевшие отношение к жизни некоей общины. Членами ее могли быть только мужчины, все они были равны между собой.

От: Amaplace.rul Духовность> Христианствоl 08/06/2013 lПоказы: 84

Женская любовь способна на самопожертвование и самозабвение, на мужество и существенные материальные траты. В хрупком женском сосуде содержится такая сила, которой могут позавидовать мужчины. О чем и повествует нам Евангелие. В третье воскресенье по Пасхе церковь вспоминает мужественных жен-мироносиц, которые в отличие от учеников Христовых, предавших, разбежавшихся и затаившихся за закрытой дверью от страха, рано утром, в темноте, идут ко гробу, несмотря на страх и ужас.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 21/05/2013 lПоказы: 69

Радуница. Красивый и радостный народный праздник. Все что-то делают, чистят и радуются встрече. Но кроме Радуницы, русского обычая поминания умерших, есть и поминальные обряды и традиции в других славянских странах. Они тоже очень красивые. Кто, например, знает о Навском Великом дне? В русской традиции его нет, но есть в украинской. А почему мы вспоминаем в этот день сказание «Хождение Богородицы по мукам»? А что такое психудия и почему раздают кувшины для воды на кладбищах? Все это о поминании

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 15/05/2013 lПоказы: 239

Один раз в год родительский день отмечается не как обычно, в субботу, а во вторник. Этот день в народе называется Радуницей. Радуница отмечается на девятый день после Пасхи. Тогда на кладбище столько народа, что кажется живых больше, чем усопших. И понимаешь в этот день смысл слов: «Смерти нет» и что Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. У Бога все живы. Радуница имеет и другое название – «Проводы». Кого и куда провожают? Почему провожают?

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 14/05/2013 lПоказы: 89

Юродство возникло еще в ранние века, но как массовое явление, если его вообще можно назвать массовым, начало существовать в России только в 14 веке, а расцвет приходится - на 16 век. Одним из последних русских юродивых был отец Петр Томаницкий. Петр Томаницкий стал юродивым в 32 года, сделав своим девизом смирение и кротость. Его объявляли сумасшедшим, помещали в психиатрическую клинику, били и травили, но он все принимал со смирением. Постепенно к нему пришла слава и хоронили его уже тысячи.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 09/05/2013 lПоказы: 108

Икона Страшного суда очень емкая и насыщенная. Она включает в себя события, связанные с подготовкой к Великому Посту, Великий Пост и страстную седмицу. Нагруженность иконы евангельскими и апокалиптическими образами требуют расшифровки, хотя в древности русскому человеку они были понятны даже самым неграмотным и собственно икона рассчитана как раз на них. Но современному человеку требуется расшифровка иконы, т.к. у большинства нет ни знания Нового Завета, ни понимания Великого Поста.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 07/05/2013 lПоказы: 229

Реформаторское движение во Франции в XVI веке трудно представить без реформации духовной музыки Римо-католической церкви и появления нового репертуара. Новые гимны и песни, призывающие к делу Реформации, сослужили неизмеримо большую службу, подменив вместе с продолжительной проповедью прежнее богослужение. Вслед за отрицанием почитания святых икон, мощей угодников Божиих, движение кальвинизма в целом, подвергло критике всякое внешнее проявление богопочитания, приведя его до скудного минимума.

От: Angelinal Духовность> Христианствоl 30/08/2011 lПоказы: 134
Блок автора
Категории статей
Quantcast