«Вагончик Тронется», Или Как Выжить В Поезде № 47-48 «Кишинев – Москва»

Опубликованно: 21/08/2010 | Комментарии: 0 |

Сформировавшиеся за недолгий период превратного капитализма потребители постсоветского пространства, как представляется, делятся на две категории. Первую представляют те,  кто считает своим долгом требовать адекватного соответствия  услуг, товаров и прочего вложенным средствам. Вторые терпеливо относятся к некачественному продукту, с грустью ностальгируя по советским стандартам качества. И даже когда «издевательство за ваши деньги» переходит все мыслимые границы, представители второй категории, которых гораздо больше по численности, вряд ли посчитают своим долгом бороться если не за свои права, то хотя бы за возможность что-либо изменить. Так же молчаливо прошли все круги ада те из них, кому «посчастливилось» ехать в поезде из Кишинева в Москву.

Поезд № 47 – 48 вмещает примерно 700 человек; как правило, маршрутом пользуются представители трех этнических групп. Обычно 60 – 80 % пассажиров - это молдаване; остальные – украинцы и русские.  

Так было и 8 – 9 августа 2010 г., когда мне довелось стать одной из жертв страшных порядков, усугубленных нестерпимой жарой аномального лета.

 

Как это было?

 

Все началось с обычного, казалось, дела: на украинской таможне поезд на более чем два часа был задержан по причине обнаружения наркотических веществ у одного из пассажиров. При этом причину никто не назвал (что дало почву для размышлений, породивших страшные истории, близкие древнегреческим мифам о Кентавре), перед пассажирами никто не извинился. И все бы в порядке, как обычно.

А теперь представьте себе два часа сорок минут в советском плацкартном вагоне 47 – 48 поезда. Разбитый термометр как всегда показывал 25 с плюсом, несмотря на то, что реальная температура достигала 42 градусов. Никаких вентиляторов, тем более кондиционеров, естественно, предусмотрено не было. Зато окна (в поезде, курсирующем на южном направлении) оказались плотно закрытыми. Одно из немногих строго соблюдаемых правил пребывания на украинской таможне – необходимость нахождения пассажиров на своих местах и запрет выходить на улицу, где было выше + 30  - еще больше усугубляло обстановку. Сжалившийся проводник, привычно нарушив таможенный закон, дал людям возможность выйти в рабочий тамбур. Зрелище было потрясающее: десятки голов в две стороны торчали в дверях, обжигая губы горячим ветром, пытались словить струю холодного воздуха. Как-то отдаленно напоминало это давние советские времена депортаций или высылки фашистами неарийцев в лагеря. Согласно правилам были закрыты  туалеты.

 Обтекающие потом пассажиры, среди которых были  дети, вынуждены были дышать страшным смрадом грязи и нечистот. К слову, вагон не убирался ни разу за все время долгого пути, санитарные нормы не соблюдались, а мусор проводник неоднократно и при всех наблюдателях выбрасывал в окно. Желавший получить прибыль с пассажирских мучений торговец напитками с вагона-ресторана (а надо сказать, что торговля в поезде шла бойко – можно было купить все, начиная с авторучки и заканчивая мобильным телефоном нового поколения), вопреки всем правилам противопожарной безопасности, загромождал своей внушительных размеров тележкой узкий проход.

Кульминацией стало то, что у одного из пассажиров резко поднялось давление, и возникла угроза потери сознания. Проводника (вероятно посчитавшего, что выбитое окно – это все, чем он может помочь) на месте не оказалось; его удалось обнаружить в соседнем вагоне-купе в служебной кабинке в окружении коллег, сидящих за чашечкой какого-то напитка и с кондиционером. Что же получается, пассажиры, за которых, по определению, проводник несет ответственность и должен обеспечивать безопасность и благоприятные условия, оказались брошенными в критической ситуации на борьбу с безалаберностью?

Красовавшаяся в вагоне Памятка пассажиру (выдержка из Правил перевозки пассажиров на железных дорогах) издевательски демонстрировала нарушение сразу ряда положений.

 Например, п. 2, декларирующего то, что работники железных дорог «обязаны обеспечивать безопасность граждан, создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать их в пути следования, быть вежливыми и предупредительными в обращении к ним…».

П. 3.5. «Производить своевременную и качественную уборку салонов вагонов, туалетов, мусоросборников». Кстати, туалеты представляли собой острова, затопленные грязной водой. Отсутствие мыла, туалетной бумаги, а тем более бумажных полотенец или  иных приспособлений для вытирания рук (действительно, если нет мыла, зачем полотенце) в процессе поездки стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Особенно после того, как проводник выдал полное удивления восклицание на вопрос о туалетной бумаге: «Вы что, бумагу не взяли с собой?» «Но ведь бумага должна входить в стоимость билета!» «В следующий раз берите с собой» - мило порекомендовал проводник, вытаскивая из закромов небольшой кусочек.

П. 4. «В целях контроля обслуживания пассажиров, выявления недостатков и предотвращения конфликтов начальник поезда обязан периодически производить обход вагонов с предварительным объявлением об этом по оповестительной сети поезда». О начальнике будет сказано отдельно. Его за 1,5 дня поездки никто из пассажиров в вагоне не видел. Наверное, он пробегал глубокой ночью, потому и оповещать не стал.

В неменяющейся с годами ситуации Правила, приведенные выше, кажутся анекдотично нелепыми. Как и нелепо уж говорить о том, что регулярно проводники провозят контрабанду (на нашу поездку пришлись вентиляторы – для задымленной Москвы, конечно). Товар, по низким ценам закупленный в Молдове или Приднестровье, раздается пассажирам (откажешься – тебя по наущению проводника «затаскают» таможенники), а в конце поездки собирается вновь. Вот и вышло, что у каждого третьего в вагоне вентиляторы одной марки.

Пассажиры, неоднократно ездившие в молдавских поездах, рассказали, что удивляться им, собственно нечему. «Так было всегда», «да бесполезно что-то говорить им».  Такие проблемы были во всех вагонах. Даже в купе не работали кондиционеры, о чем мне сообщил начальник поезда, к которому, как мне казалось, можно было обратиться с призывом о помощи.

 

Кто виноват, и надо ли что-то делать?

 

Попытка поиска виновных – дело неблагодарное. Но, как правило, простой обыватель привык искать причину в окружающей его действительности. Первый, кто принял на себя удар в истории с поездом 47 – 48, был проводник, имя которого по некоторым разумным причинам оставим анонимным. Оно и понятно: проводник - низшая инстанция железной дороги, непосредственно имеющая (или должная иметь) контакт с пассажирами. Надо признаться, что среди 52 пассажиров вагона (не считая маленьких детей) только двое решились высказать недовольство. Проводник, что характерно, предъявленные обвинения встретил оправданиями и одновременно каким-то слегка ужасающим  равнодушием. Стоя в тамбуре, он, размахивая руками и активно сдабривая свой неродной русский язык нецензурной лексикой, с непроницаемым лицом растекался в описывании своей нелегкой проводниковой доли, иногда, как «заправский» оппозиционер,  переходя к осуждению социально-политической системы своей родной Молдовы.  Из его слов выходило, что уже девять лет он работает на Молдавской железной дороге за мизерную зарплату, но не имеет возможности сменить профессию, т.к. идти, собственно, больше некуда, а дома ждут дети, супруга без работы. Нелегалом ехать в российскую столицу он не желает. Рассказал он о равнодушии начальства к его «многочисленным просьбам» сделать ремонт в вагонах, починить свет в тамбуре и т.п. При высокой безработице для начальства найти желающих работать за копейки в вагонах  - не большая проблема, а громко высказывающим свое мнение проводникам предлагают увольнение. Кстати, он заявил, что на два рейса (из Кишинева в Москву и обратно) на вагон выдают всего два рулона туалетной бумаги.

Получилось, что все оправдания проводника свелись к обвинениям начальства и низкой заработной плате, мол,  мы бы и рады работать хорошо, да наверху не дают.

Начальник поезда, Будлаку Сергей Васильевич, тот, что ни разу не обошел состав, оказался еще более несговорчивым и каменным снаружи и внутри. Искать его пришлось очень долго. Из первого вагона пришлось проделать путь в конец состава и обратно. Интересно, что, как оказалось, у проводников и даже работников вагона-ресторана, работает целая схема прикрытия начальства. Это выражалось в том, что каждый, при вопросе о местонахождении г-на Будлаку, отправлял нас из вагона в вагон, ссылаясь на то, что номер штабного вагона не известен, а местоположение искомого – тем более. После долгих поисков встретить господина-начальника удалось, хотя он сразу обнаружил отсутствие какого-либо  интереса. Книгу жалоб предъявить отказался, чем нарушил п. 6.6 указанных выше Правил. Несколько смущенный нашим напором разобраться в ситуации, он пригласил в свое купе, молча выслушал и в конце сказал с непроницаемым видом, что ничего сделать не может. Из его слов получалось, что он вообще никакого отношения к поезду не имеет и ответственности не несет. На удивленную реплику о том, что он занимает должность, подразумевающую некие обязанности, г-н Будлаку пришел в изумление, но посоветовал, однако, написать жалобу российскому президенту. Несомненно, он ничего другого посоветовать не мог, ведь свою должность он рассматривает как легкий источник заработка, не требующий затраты сил.

Книгу жалоб все пришлось получить после долгих просьб и ссылок на, видимо, не известные г-ну Будлаку Правила, отказов писать на отдельном листе бумаги. Жалобная тетрадь представляла собой довольно подозрительный журнал, где прописывались результаты проверок вагона, читать которые начальник запретил. При этом весь процесс составления жалобы проводился под строгим наблюдением какого-то третьего лица, очевидно, проводника одного из вагонов или помощника начальника поезда. Сам начальник поезда как-то странно загрустил, и его лицо прояснилось только тогда, когда составляя жалобу, я грустно заметила, что она, наверняка, никакого воздействия иметь не будет. Будлаку даже воскликнул: «Вот, теперь Вы говорите правильно!».

На составлении жалобы история в поезде закончилась. Конечно, одному стать воином в поле не удалось. Остался тяжелый осадок и грустное осознание того, что все усилия и долгие нервные поиски по составу оказались лишь бесполезным битьем о железную стену. Все лица, к которым я пыталась обратиться, представлялись теперь некими винтиками в неправильной, нехорошей системе, которую нельзя изменить. Молдова – не самое благополучное из неблагополучных государств на современной арене. Политические, экономические и острые социальные вопросы – лишь малая часть большого узла проблем. Порядки в молдавском поезде – проявление этого. На железной дороге переплелось все – и политика (на высшем уровне - руководству - ничего не интересно, никого не волнуют проблемы граждан, понятие права там не знакомо. Взятки за провоз лишнего товара, просроченные визы и т.п. – привычное дело. Получается своего рода гнилая по духу, но прочная в теле система в системе), и экономика (регулярный провоз контрабанды), социальные проблемы (отсутствие медпомощи, грубость, некультурность персонала), эстетические, моральные и т.п. Выходит, виновата система, не люди? Сделать вагончик счастливым в несчастной стране невозможно.

Виноваты пассажиры? Виноваты в том, что привыкли молча свыкаться с существующим положением. Получается замкнутый круг: гражданам не могут обеспечить права при перевозке в поезде, потому, что начальство не желает прислушаться к одиноко раздающимся голосам проводников, которые, в свою очередь, не находят поддержки у пассажиров. А последние ругают во всем власть, но ограничиваются кулуарами и не хотят ничего сделать. Все ограничивается только огрызками, руганью на уровне «ты – плохой, а я – хороший». Нет взгляда в корень системы.

Есть несколько вариантов выхода. Это либо отказ от протеста, смирение и терпение. Либо попытка выразить несогласие. Конечно, революции здесь ни к чему, но если бы  граждане переосмыслили положение дел, перестали ожидать падения или исправления власти и прихода добрых и справедливых людей,  написали коллективную жалобу, сделали казус достоянием общественности, словом, организовали световую волну в темном царстве, что-то могло бы сдвинуться с места.

Как известно, еще в 2006 году поезд хотели отменить. Но он до сих пор курсирует. Не пора ли предпринять что-либо решительное?

 

 

(RusArticles SC #3097414)

Оценить
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 0 голос(ов)

    Источник статьи: http://www.rusarticles.com/transportnye-uslugi-statya/vagonchik-tronetsya-ili-kak-vyzhit-v-poezde-47-48-kishinev-moskva-3097414.html

    Тэги статьи:

    транспорт

    ,

    Молдова

    ,

    железная дорога

    С ростом городов, растет и их население, и удовлетворять потребности большого числа граждан становится достаточно сложным занятием, в том числе это касается и услуг такси. На сегодняшний день существует множество организаций, которые могут предложить самые различные услуги в дополнение к услуге вип такси. Но следует выбирать проверенную компанию, у которой название услуги не носит просто номинальное название, а действительно оказывает вип услуги.

    От: msk-takil Авто / Мото> Транспортные услугиl 26/08/2010

    Еще во времена, когда начали появляться первый гонцы, почта, извозчики и курьеры, многие начали понимать их важность в повседневной жизни. Ведь можно было вести различные переговоры в достаточно сжатые сроки, при этом не требовалось личное присутствие. Конечно, скорость доставки различных документов и корреспонденции всегда зависело от средства передвижения, но на сегодняшний день более быструю доставку, чем курьерских услуг такси найти сложно.

    От: msk-takil Авто / Мото> Транспортные услугиl 25/08/2010

    В статье кратко описываются разнообразные виды спецтехники и что достоинством их использования считается существенное увеличиение производительности труда и сокращение длительности работ. Также обращается внимание на такие параметры при выборе требуемой спецтехники, например: тип двигателя, скорость перемещения, и прочее.

    От: Олегl Авто / Мото> Транспортные услугиl 23/08/2010

    Грузовые автомобили с краном-манипулятором - незаменимые помощники при доставке крупногабаритных грузов и стройматериалов. Самостоятельная загрузка, перевозка, разгрузка значительно сокращают время и затраты на перевозку грузов.

    От: Олег Анатольевичl Авто / Мото> Транспортные услугиl 22/08/2010

    О так и не отмененном поезда № 47 - 48

    От: Leena Kochetkoval Авто / Мото> Транспортные услугиl 21/08/2010

    Авторизованная СТО Volvo Trucks – ООО «Навля Трак Центр», расположенная на трассе М3 "Украина" в 40 км от Брянска в поселке городского типа Навля, официально приступила к работе по обслуживанию клиентов и продаже оригинальных запчастей Volvo. «Навля Трак Центр» стала 44-й сервисной станцией Volvo в России, и первой в Брянской области.

    От: art-medl Авто / Мото> Транспортные услугиl 18/08/2010

    Сам по себе переезд, квартирный или офисный, это просто таки огромное количество проблем, которые встречаются фактически на каждом этапе данного мероприятия. Перенос и погрузка тяжелой мебели, транспортировка стеклянной посуды, оргтехники, бытовой техники, крупногабаритных предметов, этот список можно продолжать до бесконечности.

    От: nazar3l Авто / Мото> Транспортные услугиl 15/08/2010

    Основной вид деятельности EQUAL, это Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), обусловленная всесторонней организацией по взаимодействию Российских предпринимателей, юридических и физических лиц с Китайскими

    От: Сергейl Авто / Мото> Транспортные услугиl 11/08/2010

    О так и не отмененном поезда № 47 - 48

    От: Leena Kochetkoval Авто / Мото> Транспортные услугиl 21/08/2010

    Некоторые существенные "минусы" классического вуза в российской провинции

    От: Leena Kochetkoval Наука/Образование> Учебные заведенияl 21/08/2010

    Добавить новый комментарий

     
    * Необходимые поля
    Блок автора
    Категории статей
    Все категории