Уроки Православной Иконы: Свет

Опубликованно: 18/09/2012 |Комментарии: 0 | Показы: 36 |

Идя вглубь понимания иконы от  сюжета изображения, имеющего реальное основание в здешнем мире, мы переходим на новый – символический – уровень, который раскрывает нам красоту не земного бытия, а бытия Царства Небесного. И, поскольку земной мир, явленный нам в сюжете иконы, и Град Божий – два совершенно разных бытия,  изображение небесного передается по-другому - светом иконы и цветом.

Понять их – значит понять, пусть приближенно,  Царство Небесное, как Оно просвечивает сквозь земное существование, как потусторонний мир отражается в посюстороннем. Цвет  и свет иконы имеют максимальную планку, представляя идеальный мир, и минимальную, нижнюю, символическую, в которой они являются символами  божественной истории, прежде всего, евангельской.

Свет в иконе – главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду: он падает на лик, одежду, освещает предметы, при  этом на иконе нет источника света. Он находится как бы за образами, проникая и просвечивая сквозь них, как солнце просвечивает сквозь пальцы, если поднять к нему ладонь.

Свет иконы делает видимой святость. Святость – это свет Духа Святого. Иконописец раскрывает святость лика через его просветление, он являет его из тьмы, раскрывает через постепенное и многократное  наложение более светлых тонов на более темные, постепенно добиваясь нужной просветленности  и чистоты лика.

То же самое иконописец  делает с одеждой святого. Пробелы одежды на сгибах  показывают, как она струится по телу святого, делая его  невесомым, возвышенным, неземным, сияющим как свет свечи. Свет делает святого  горящей свечой, которую не скроешь под спудом. Святые -

«есте свет мира: не может град укрыться верхугоры стоя…»  (Мф. 5;1416).

Духовный Нетварный Свет – это божественная энергия, проступающая  на лицах святых уже здесь, они излучают умиротворение, мир и покой. Бог - это тихое дуновение ветра, коснувшееся Илии, это свет, проступающий сквозь лик святого, свет обожения человека.

Мы знаем из беседы  Серафима Саровского с Мотовиловым, как его лицо просияло этим неземным светом: в избе стало светло как днем. Мотовилов не мог смотреть на лицо Серафима, настолько оно стало светлым и просиявшим.

Мы знаем, что  произошло на горе Фавор, когда ученики Иисуса Христа не могли видеть света, которым просиял Господь, и пали на землю, чтобы не ослепнуть.

На  иконе никогда нет теней, потому что Нетварный Свет не похож на свет земного солнца, от которого падают тени, это свет вечности.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/zhivopis-statya/uroki-pravoslavnoj-ikony-svet-6193163.html

Метки:

свет иконы

,

православная икона

,

святость на иконе

Автор рассказывает о цвете православной иконе: его особенностях, иерархии цветов, их антиномичности в иконе, ооб отличительных особенностях иконописных школ по цветовой гамме, симфонии цветов.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 28/09/2012 lПоказы: 142

(христианские мотивы в творчестве рок-музыканта)

От: Секов Алексей Владимировичl Культура> Театрl 09/08/2007 lПоказы: 4,963

Обсуждение Государственной думой России и вот уже фактическое принятие законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», явно и, я бы сказал, вызывающе означает правовой передел общенародной собственности в конституционно светском государстве в пользу религиозных институтов, что переполнило мою «чашу терпения» и свою безучастность к этому я посчитал некой сделкой со своей гражданской совестью.

От: dongulukl Общественность> Политикаl 25/11/2010 lПоказы: 13

Иеронимус Босх – очень необычный художник и мало кто из современников может понять его диковинные символы, изображенные в виде животных – кошек, жаб, змей. Но в его картинах есть что-то завораживающее и проникающее в подсознание, даже если не всегда понимаешь изображенное. Его триптих «Страшный суд» - не исключение. Особенно интересно сравнивать его с православной иконой Страшного суда. У Босха движение идет по горизонтали, а не вертикали, и чем выше – тем мрачнее.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 13/04/2013

Можно ли жить готовыми рецептами, выработанными человечеством, но не пропущенными через собственное сердце, через собственный опыт? Мне очень близко то, как решил этот вопрос Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Великий мастер, великая судьба и великая философская картина, звучащая как слова Господа «Свершилось». Последняя точка и последнее слово того, кто познал в жизни все и сумевший выразить это в одной единственной - последней - работе – «Возвращение блудного сына»...

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 12/04/2013

Скоро праздник Благовещения, каждый год христианский мир отмечает его 7 апреля. Весна, тепло, птички поют, снег уже сошел или почти сошел и на душе радостно. А на дворе Великий Пост, и в храме – умилительное пение и дым ладана. Эту радость и щедрость мы ощущаем во всех иконах Андрея Рублева, но особенно - в иконе Благовещения. Икона Андрея Рублева полна любви, мягкости и нежности к Деве Марии, которая в смирении склонила голову, услышав, что Она зачнет Сына в чреве Своем.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 03/04/2013

Сюрреализм как одно из направлений в искусстве сформировался во Франции в начале 1920-х годов. Свое название новое течение получило от французского слова «surrealisme», что в переводе означает «сверхреализм». Отличительной особенностью данного направления явилось использование парадоксальных сочетаний различных форм и иллюзий.

От: Полина Скайl Культура> Живописьl 26/02/2013 lПоказы: 12

В Паттайе появился интересный музей . "Art in Paradise " является одним из крупнейших интерактивных художественных музеев во всем мире. Если вы собрались на отдых в Паттаю, обязательно сохраните адрес уникального музея, посещение которого, несомненно доставит удовольствие и Вам и вашим детям. Речь идет о музее "Art in Paradise " . В музее представлены 3D-картины, такие как подводный мир, мир динозавров, животные, пейзажи и многое другое. Посетители могут не только рассматривать картины..

От: Татьяна Сянкувенеl Культура> Живописьl 18/01/2013 lПоказы: 38

Романтизм - идейное и художественное движение в европейской и американской культуре конца ХVІІІ - первой половины ХІХ века, который возник как реакция на общественный излом предыдущего (феодального) строя, а заодно и мироздания, которое казалось вечным.

От: postupl Культура> Живописьl 09/01/2013 lПоказы: 32

Марат Рашидович Закиров — талантливый и необычный художник использующий пластилин за место красок и собственные руки за место кисти и карандаша.

От: Марсель Морпеховl Культура> Живописьl 14/12/2012 lПоказы: 55

Разговор пойдет об отношениях художника и критиков. Понимают ли они друг друга и смогут ли они когда-нибудь договориться между собой и прийти к единому мнению.

От: Danidarl Культура> Живописьl 29/11/2012 lПоказы: 17

Исполнителей много, и даже самых выдающихся. Но мало тех, кто не только исполнитель, но еще и мощная личность. Сочетание того и другого с умением до тонкостей и самых глубин входить в произведение исполняемого автора – таким был единственный - Святослав Рихтер. Но мало кто, любя исполнительское мастерство Рихтера, знают о его внутренней сложной жизни, кто понимает его трагедию. Говорят, он был очень жизнерадостным, любил жизнь, но все-таки на родине он был скорее чужестранцем, чем своим.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 15/04/2013

Иеронимус Босх – очень необычный художник и мало кто из современников может понять его диковинные символы, изображенные в виде животных – кошек, жаб, змей. Но в его картинах есть что-то завораживающее и проникающее в подсознание, даже если не всегда понимаешь изображенное. Его триптих «Страшный суд» - не исключение. Особенно интересно сравнивать его с православной иконой Страшного суда. У Босха движение идет по горизонтали, а не вертикали, и чем выше – тем мрачнее.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 13/04/2013

Можно ли жить готовыми рецептами, выработанными человечеством, но не пропущенными через собственное сердце, через собственный опыт? Мне очень близко то, как решил этот вопрос Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Великий мастер, великая судьба и великая философская картина, звучащая как слова Господа «Свершилось». Последняя точка и последнее слово того, кто познал в жизни все и сумевший выразить это в одной единственной - последней - работе – «Возвращение блудного сына»...

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 12/04/2013

В год четырехсотлетия дома Романовых те места, в которых побывала давным-давно, окрашиваются сегодня другой значимостью и другими смыслами, более нагруженными русской историей и русским взглядом. Юная шестнадцатилетняя принцесса из маленького Французского городка, а по сути – немецкого княжества с небольшим городком Монбельяр в центре, решает судьбу России на долгие сто лет. Решает своей ментальностью, духом и воспитанием. Но Россия все-таки берет свое...

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 11/04/2013 lПоказы: 11

Новый творческий подъем у Пикассо опять связан с женщиной – молодой и амбициозной Франсуазой Жило. Сильная, независимая и неординарная она оказалась единственной, которую Пикассо не разрушил. С детства приученная отцом покорять вершины, союз с Пикассо она восприняла как соперничество. Но силы оказались слишком неравны. Его вернула к жизни Жаклин Рок, седьмая муза художника. К тому времени ему было уже за 70. Она сгладила его старость и одиночество.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 08/04/2013

Во второй части - рассказ о следующих двух периодах художника. Пикассо постепенно отходит от Ольги, выстраивая свой новый мир вдалеке, в новом замке, купленном специально для новой пассии – Мари-Терез Вальтер. От угловатых фигур мастер переходит к мягким округлым формам, которые словно плывут в невесомости. Но после разрыва с женой все рухнуло: он также неожиданно охладевает к своей пассии, как когда-то неожиданно ею пленился. Теперь рядом с ним умная и независимая Дора Маар.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 08/04/2013

Музей Пикассо, сегодня закрытый на реставрацию, тогда, 1993 году, произвел огромное впечатление, не меньшее, чем музей Орсе. И самое большое удивление было от того, как менялся стиль Пикассо от периода к периоду, от женщины к женщине. Женщина помогала ему разобраться в себе, в понимании внутреннего мира женщины, которая тогда была рядом с ним, обрести новое дыхание. В первой части речь идет о трех музах художника: Фернандо Оливье, Марсель Умбер (Еве Гуэль) и Ольги Хохловой.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 06/04/2013

Сент-Женевьев-де-Буа – огромный памятник ушедшей навсегда в прошлое России Дома Романовых. Аристократы, доблестные генералы, казаки, юнкера, цвет интеллектуальной и культурной жизни. Чужие там, чужие здесь. Они – нигде. Русское кладбище мысли и воинской чести… Кладбище, настраивающее на философские размышления. И приходится констатировать: история нашей страны такова, что с каждым новым поворотом она падает все глубже в бездну, постепенно вымирая и теряя силу возрождения.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 06/04/2013

Обсудить статью

Блок автора
Категории статей
Quantcast