Принцесса София. Париж-10
Принцесса София из Монбельяра, маленького городка на востоке Франции, который был то в составе Франции, то в составе германской Священной Римской империи, немецкая принцесса, которая нашла себя в России.
Принцессе Софии из Монбельяра, бывшего сельскохозяйственного района, довелось сыграть очень большую роль в истории России и определить направление ее развития почти на сто лет.
Монбельяр очень своеобразный городок, о котором один из путешественников сообщает: "очаровательное местечко во французских Юра (горах), его жители, скажем, «грубые»…Немного мужланы, вышедшие из земли, если вы понимаете образ, который я вам хочу дипломатично донести"
Характеристика, данная путешественником, очень важна и точна, если учесть, что речь пойдет об уроженке Монбельяра, русской императрице Марии Федоровне, жене императора Павла I и матери будущих двух императоров Александра и Николая. Вспомним также, что 2013 год – год четырехсотлетия Романовых.
Я воспользуюсь Парижскими дневниками только как поводом вспомнить дом Романовых и ту тонкую связь, соединяющую Россию и Монбельяр, Россию и Германию, Россию и Францию.
До замужества и принятия православия Мария Федоровна была принцессой Софией-Марией-Доротеей-Августой-Луизой Вюртембергской, а Монбельяр был маленьким немецким княжеством, которое не могло сформировать у будущей невестки Екатерины II широких политических взглядов, что было немалым поводом для бесконечных насмешек и унижений невестки во дворе ЕкатериныI.
София Доротея была воспитана в строгих религиозных правилах, очень набожная, не отличавшаяся королевскими манерами, слишком правильная и прямолинейная. Ее кредо было выражено всего в двух предложениях: «Нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость — вот в чем должно состоять её учение и философия».
Так она и вела семейную жизнь, контролируя буквально в мелочах не только расходы, но и мужа, и детей, и прислугу.
Но именно такую выбрала в жены Екатерина II своему сыну, которого не любила и нелюбовь распространилась и на невестку. Она видела в ней соперницу: Мария Федоровна считала своим долгом быть опорой мужу, а Екатерина II никогда не была счастлива в семейной жизни и никогда не пыталась стать опорой мужу.
Насмехаясь над Марией, Екатерина говорила про ее дочерей и своих внучек: «Мне бы хотелось назвать всех их, хотя бы народилось их десять, именем Марии, - говорила Екатерина о наследницах. – Тогда, мне кажется, они будут держать себя прямо, заботиться о своем стане и цвете лица, есть за четверых, благоразумно выбирать книги для чтения и напоследок из них выйдут отличные гражданки для какой угодно страны».
Сколько сарказма и издевки!
Итак, в шестнадцать София Доротея стала супругой Павла Петровича, быстро выучив русский язык. Она родила десятерых детей, как это было принято у нее на родине, но немецкий идеал семейной жизни в России не прижился.
Ее семейное воспитание в духе аскетизма, строгого немецкого порядка (отец был офицером), бережливости и экономии немало способствовал тому, чтобы в Гатчине, где поселилась семья Павла Петровича, воцарился вюртембергский немецкий дух Монбельяра.
Это был дух рыцарства, строжайшей дисциплины, порядка, долга, мещанской «добродетели», верности традиционным заветам религии и бытовой морали, но без нежности, любви, душевной близости и чуткости.
Но, тем не менее, Александр Павлович и все младшие Павловичи, особенно Николай Первый, восприняли эту вюртембергскую наследственность в полной мере. Под ее знаком Россия жила практически весь XIX век.
Дух, который сначала был доведен до крайности в три года правления Павла Первого, потом продолжен в аракчеевщине - при Александре Первом и наконец, как апофеоз – в период реакции Николая Первого, еще долго не отпускал.
Из малого выросло большое, из незаметного и маленького Монбельяра выросла большая казарменная Россия... Но в этой истории Штольц не победил Обломова, скорее наоборот.
Семейная жизнь Марии Федоровны не сложилась, начались ссоры, которые не скрывались от детей, в результате чего почти у всех детей не сложилась семейная жизнь. Мария Федоровна распространяла свою опеку не только на свою семью, но и на семьи своих детей, доводя невесток своей мелочностью до истерик.
В последние годы Павел Петрович вообще отошел от жены, после десяти родов врачи настояли, чтобы между супругами прекратились интимные отношения. Оставалось только внешне сохранять видимость показных чувств и не выходить за рамки общепринятых приличий.
Когда убили ее мужа, императрица надела черный траур и, вся затянутая и в черном, стала такой, какой и была все годы совместной жизни с императором: строгой, жесткой, добропорядочной и правильной.
Ее спасла, как это ни странно, любовь детей, своих и чужих, а по большому счету спасла Россия, с ее бедностью, несчастьями, огромным полем для благотворительности и меценатства, чему она и посвятила всю вторую половину жизни, более тридцати лет.
Мария Федоровна стала первой женой главы государства, которая стала заниматься проблемами воспитания, образования и медицины. Началось это так: сразу после воцарения Павла Петровича вышло его постановление: «начальствовать его супруге над Воспитательным обществом благородных девиц».
Началась новая жизнь. Мария Федоровна стала меценатом, основательницей множества сиротских училищ для девочек, образовательных и медицинских учреждений для женщин, воспитательных домов, больниц для умалишенных. Она тратила на это свои собственные средства, собирала большие пожертвования.
Мария Федоровна заведовала всеми делами образования девочек и женщин, которого до нее в России не было. Под ее покровительством было организовано несколько институтов благородных девиц, в том числе и известный Смольный институт. Она открывала богадельни, дома для вдов, повивальный институт, больницы для бедных, сиротские дома.
Александр I в честь матери учредил Мариинский знак беспорочной службы, вручавшийся женщинам, много лет посвятившим делу воспитания и образования. Николай I создал после смерти матери четвертое отделение своей канцелярии, которое занималось делами управления образовательными и благотворительными учреждениями, получившее в последствии наименования «ведомства учреждений императрицы Марии».
Немецкая скрупулёзность, аккуратность, строгий порядок и контроль, даже в мелочах, позволил ей отстроить грандиозный памятник культуры – дворцово-садовый комплекс в Павловске под Санкт-Петербургом. С какой любовью служительницы этого комплекса говорят о Марии Федоровне - не передать! Это надо слышать: они все боготворят и любят Марию Федоровну, искренне и самозабвенно.
А у меня перед глазами стоит этот великолепный огромный парк с прудами, широкими и длинными аллеями, беседками, мавзолеями ее родителей и Павла Петровича, Павильоном Роз ... Парк-музыка, парк-тишина, парк-философия, парк-памятник, один из лучших парков мира, подобный которому не встречала даже в Париже, хотя парков там хватает.
Мария Федоровна много вложила в этот ансамбль: сама планировала сооружения, предлагала изменять, если ей что-то не нравилось, контролировала, заказывала, покупала вместе с Павлом Петровичем предметы, под которые строился дворец. Сама выращивала цветы, и каждый день у нее на столе стояли свежие цветы. Она лично заказывала розы во всех странах Европы, чтобы устроить Павильона Роз.
В 1814 году, после возвращения из Франции с победой Александра Первого, она устроила бал в его честь. Бал проходил Павильоне Роз, к которому всего за семнадцать дней был пристроен танцевальный зал с великолепным убранством. В этом же году Александр Павлович посетил Монбельяр, родину своей матери, где останавливался в Отеле, ныне известном как музей культуры и истории.
Мария Федоровна работала на токарном станке, вытачивала камелии, писала картины и портреты, у нее был необыкновенно тонкий, утонченный вкус и художественное чутье.
Но она оставалась преданной и своей родине, многие ее родные и близкие приехали из Монбельяра в Россию. Мария Федоровна до конца любила все немецкое, все, что напоминало ей о Монбельяре.
Такой она и останется в нашей памяти и в истории России – немецкая принцесса София из Монбельяра, благотворительница и устроительница великолепного Парка.
Обсудить статью
Причин посетить иудейское государство несколько. Во-первых, очень интересные предлагает Израиль экскурсии, цены на которые достаточно демократичны, причем есть огромный выбор маршрутов. С того самого момента, как въезд в Израиль для российских граждан стал безвизовым, эта страна стала объектом внимания наших туристов.
Кисловодск с давних времен известен на весь мир бальнеолечебными свойствами и минеральным источником "Нарзан". Санатории Кисловодска – здравницы, основанные на уникальных курортных факторах, созданных самой природой.
Что посетить в Торревьехе,Испания.Короткий обзор наиболее интересных и красивых мест города Торревьехи которые по нашему мнения стоит посетить.
Лучшее место на земле! Всегда можно путешествовать по горам Альпам, когда есть деньги, главное что бы были дентги и длоска!
Израиль – страна с субтропическим климатом. Соответственно, лето там продолжается долго, захватывая и осенние месяцы в том числе. Осень не начнется в Израиле и с наступлением октября, исключение может составить лишь конец месяца. Воздух в это время прогревается до 23-26 (по ночам температура снижается до 18 градусов).
Дорога к храму у каждого имеет свое начало. Мне повезло. Свой путь к православию у меня начался с собора Александра Невского в Париже. Сейчас можно прочитать много интересного про собор, его историю, художников, регентов и архитекторов храма. Его история началась более 150 лет назад. Но я ничего тогда не знала ни о соборе, ни о православии, ни о тех замечательных людях, чьи имена вписаны в его историю. Красота, великолепие, чистейшее песнопение, благоговейное богослужение покорили меня.
Есть некоторое количество отличных курортов, где можно отдохнуть, но не многие из них мы можем посетить. Зачем они вам, ведь имеется отличная возможность отправиться на отдых в Судак. 2013 год обеспечивает традиционные невысокие стоимость
Сад, с которым хочу познакомить, появился на моем горизонте случайно. Просто хотелось поехать далеко-далеко, помолчать, отвлечься. Ехала в Венсеннский замок – казарму и тюрьму, а приехала в великолепный сад, который по красоте, запахам, цветам и разнообразию трудно превзойти. Кто видел японские сады, тот поймет мой восторг, кто не видел их – прикоснетесь к нежной изысканной красоте и восхититесь, кто любит цветы, тот не останется равнодушным, кто в унынии, тому это поднимет настроение.
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.
Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.