Мыслитель И Первый Узник. Часть 1

Опубликованно: 13/09/2012 |Комментарии: 0 |

Первый в списке моего мартиролога - Максим Грек (1475-1556) - греческий монах, мыслитель и русский узник, приехавший с Афона в Россию в возрасте около 40 лет по приглашению Василия III с миссией просвещения, но так и не выпущенный обратно, почивший в Троице-Сергиевой Лавре в возрасте 81 года, 35 из которых провел в русских темницах и  монастырских заточениях.

Сначала оболганный, потом заточенный в темницу завистниками, отнявшими у него даже право писать и читать, наконец, закованный в монастырь на долгие 20 лет без права причащения Святых Даров и только в возрасте 75 лет переведенный в Троице-Сергиеву Лавру, предоставившую ему возможность спокойно жить и работать. Там он захоронен, там обретены его благоухающие мощи (21.06.1996 г). Так случилось, что братья-славяне  Кирилл и Мефодий принесли на русскую землю славянскую письменность, а  грек стал на русской земле христианским просветителем.

Трагедия, случившаяся с великим мыслителем и  подвижником, сделала почитание преподобного Максима в России равным почитанию апостола среди языков. Он стал просветителем православия, которое в то время подменялась обрядоверием и распространением суеверий. Для просвещения в православии  он написал более 150 статей, посвященных обличению пороков, неверия, католичества, мусульманства. Много статей посвящено тому, как надо каяться, причащаться, как готовиться к монашеству и требования, предъявляемые к монахам, почему не надо скорбеть об умерших, о зле разводов, о книгах апокрифических, завезенных к нам из Болгарии и т.д..

Его полюбили, к нему тянулись те, кто хотел научиться грамоте, просветиться в православии и науках. Он стал первым в России  богословом, мыслителем,  философом, справщиком богослужебных книг,  переводчиком с греческого Толковой Псалтири и книг известных богословов: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.

Но неточности в богослужебный книгах и Священном Писании, нежелание принимать этот факт и справу книг, воспринимавшуюся как посягательство на русскую старину, обличение Максимом суеверий в жизни русского общества, активное участие на стороне монахов-нестяжателей, проповедь любви и милосердия сделали Максима Грека врагом многих из числа власть придержащих и духовенства.

У преподобного Максима несоответствие человека образу Христа всегда вызывало сожаление, но не  желание уничтожить, сожаление о нарушении им Божьего замысла. У церковных властей России преобладает стремление  уничтожить человека, преступившего церковные правила или поступившего не в соответствии с их нормами. Такой человек  только, и прежде всего, враг, которого следует засудить, засадить или вовсе уничтожить. 

Джон Милбанк, лидер нового богословского направления «Радикальная ортодоксия», говорит, что деятели православия очень неохотно вступают в диалог с другими христианскими конфессиями (протестантизмом, католичеством, баптизмом и т.д.) и, когда им что-то активно не нравится, они просто выходит из диалога. «Кто не с нами, тот против нас» –лозунг, взятый на вооружение фундаменталистами от православия, как, впрочем, и всеми ортодоксальными верованиями.

Как-то прочитала фразу, как будто сказанную протопресвитером А. Шмеманом: «Сначала монахи ушли в пустыню от мира,  потом вернулись в мир, чтобы сделать его монастырем». Не знаю, сказал ли это пр. Александр Шмеман, да это и неважно, потому что есть в этих словах правда. Русские священнослужители, особенно малограмотные, отличаются особой жестокостью, о чем много раз писали известные русские мыслители. Это хорошо видно и из истории спора XVI века между митрополитом московским Даниилом  и преподобным Максимом.

Был спор двух подходов: с одной стороны – московский  митрополит Даниил, малообразованный, но обличенный властью, хитрый интриган, властолюбец, поставленный на митрополичью кафедру Василием III, монах и бывший настоятель  крупнейшего Иосифова Волоколамского монастыря, владевшего огромной земельной собственностью. Ученик Иосифа Волоцкого и благочестивый монах,  но переродившийся как только его поставили митрополитом.

С другой стороны  – чужестранец, грек,  образованнейший человек своего времени, знавший несколько языков, в короткий срок изучивший русский и церковно-славянский языки, просветитель православия, выступавший против землевладений и вообще монастырской собственности, аскет, человек огромной духовной силы и святости.

Даниил – представитель традиции Иосифа Волоцкого,  основателя  Волоколамского монастыря, сторонника владения монастырями, земельной и иной собственности. Максим Грек - представитель афонской традиции, не признававший русскую автокефалию*, отстаивавший отказ от монастырских владений и собственности, считавший, что попечение о собственности отвлекает монахов от духовного делания и втягивает в мирскую суету.

Спор о монастырских владениях, длившийся не одно десятилетие, известен как борьба стяжателей и нестяжателей. Максим Грек, приехал в Россию в качестве переводчика. Но со временем втянулся во внутрицерковный спор,  безоговорочно встав на сторону нестяжателей. Это стало одной из причин его заточения и резких обвинений в его адрес, не говоря уже об образованности, также косвенно вменявшейся ему в вину   (окончание следует).

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/znamenitosti-statya/myslitel-i-pervyj-uznik-chast-1-6185402.html

Метки:

максим грек

,

просвещение

,

митрополит даниил

Статья продолжает историю афонского монаха Максима Грека. В статье рассказывается о том, где Максим получил образование и как попал в Россиию. Как в России он трудился над переводами богослужебных книг, их исправлением и как вызвал гнев властителей за поддержку монахов-нестяжателей и осуждение великого княза Василия за желание заточить первую жену в монастырь и жениться на Наталье Глинской. В статье подробно рассказывается о мытарствах Максима по монастырям, его пытках и благочестивой смерти.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 13/09/2012

Исполнителей много, и даже самых выдающихся. Но мало тех, кто не только исполнитель, но еще и мощная личность. Сочетание того и другого с умением до тонкостей и самых глубин входить в произведение исполняемого автора – таким был единственный - Святослав Рихтер. Но мало кто, любя исполнительское мастерство Рихтера, знают о его внутренней сложной жизни, кто понимает его трагедию. Говорят, он был очень жизнерадостным, любил жизнь, но все-таки на родине он был скорее чужестранцем, чем своим.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 15/04/2013

Эпизод из истории астрофизических открытий "на кончике пера", героями которого являются Виктор Амбарцумян, Субраманьян, Чандрасекхар и сэр Артур Эддингтон.

От: Rubenl Культура> Знаменитостиl 26/11/2012 lПоказы: 15

Статья продолжает историю афонского монаха Максима Грека. В статье рассказывается о том, где Максим получил образование и как попал в Россиию. Как в России он трудился над переводами богослужебных книг, их исправлением и как вызвал гнев властителей за поддержку монахов-нестяжателей и осуждение великого княза Василия за желание заточить первую жену в монастырь и жениться на Наталье Глинской. В статье подробно рассказывается о мытарствах Максима по монастырям, его пытках и благочестивой смерти.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 13/09/2012
Наталья Наглядная

Гениальность - врожденный дар или развиваемый с годами талант? От жизнеописания одного из величайших сталинских палачей ген. комиссара гос. безопасности ОГПУ Генриха Ягоды к понятию о человеческой гениальности.

От: Наталья Нагляднаяl Культура> Знаменитостиl 04/09/2012 lПоказы: 106

В статье рассказывается о замечательном русском богослове-экзегете Герасиме Петровиче Павском, первом переводчике Священного Писания, русском филологе, столкнувшимся с жесткой церковной цензурой, но не сломавшимся. До конца жизни, даже когда его "ушли на покой", он трудился, став классиком русской филологии.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 27/08/2012

В статье рассказывается о трагической судьбе одного из самых интересных и замечательных людей России XIX века, духовнике Николая I - Павском. Первом переводчике Библии на русский язык, совершившем подвиг, аналогичный подвигу Иеронима (IV век), основоположнике русской библейско-исторической школы и первом исследователе особенностей русского языка, чьи труды стали классикой и до сегодняшнего дня пользуются неизменным интересом у специалистов- филологов.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 16/08/2012

Говорят, что в России, чтобы получить признание, надо жить долго или вовремя умереть. Но это не всегда так. Есть имена людей, которые при жизни были настоящими стяжателями Духа Святого и первопроходцами мысли, опередившими современность на несколько десятков лет, но в силу этого непонятые, возбуждавшие зависть у тех кто хотел их если не уничтожить, то унизить; людей, проигравшие в земной жизни, но выигравшие в вечности и истории.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 11/08/2012 lПоказы: 18

Снежный Барс» - Глеб Агафонов (Об альпинизме, встречах с Ю.Визбором и Снежном человеке)

От: Димитрийl Культура> Знаменитостиl 07/08/2012 lПоказы: 40

Исполнителей много, и даже самых выдающихся. Но мало тех, кто не только исполнитель, но еще и мощная личность. Сочетание того и другого с умением до тонкостей и самых глубин входить в произведение исполняемого автора – таким был единственный - Святослав Рихтер. Но мало кто, любя исполнительское мастерство Рихтера, знают о его внутренней сложной жизни, кто понимает его трагедию. Говорят, он был очень жизнерадостным, любил жизнь, но все-таки на родине он был скорее чужестранцем, чем своим.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 15/04/2013

Иеронимус Босх – очень необычный художник и мало кто из современников может понять его диковинные символы, изображенные в виде животных – кошек, жаб, змей. Но в его картинах есть что-то завораживающее и проникающее в подсознание, даже если не всегда понимаешь изображенное. Его триптих «Страшный суд» - не исключение. Особенно интересно сравнивать его с православной иконой Страшного суда. У Босха движение идет по горизонтали, а не вертикали, и чем выше – тем мрачнее.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 13/04/2013

Можно ли жить готовыми рецептами, выработанными человечеством, но не пропущенными через собственное сердце, через собственный опыт? Мне очень близко то, как решил этот вопрос Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Великий мастер, великая судьба и великая философская картина, звучащая как слова Господа «Свершилось». Последняя точка и последнее слово того, кто познал в жизни все и сумевший выразить это в одной единственной - последней - работе – «Возвращение блудного сына»...

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 12/04/2013

В год четырехсотлетия дома Романовых те места, в которых побывала давным-давно, окрашиваются сегодня другой значимостью и другими смыслами, более нагруженными русской историей и русским взглядом. Юная шестнадцатилетняя принцесса из маленького Французского городка, а по сути – немецкого княжества с небольшим городком Монбельяр в центре, решает судьбу России на долгие сто лет. Решает своей ментальностью, духом и воспитанием. Но Россия все-таки берет свое...

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 11/04/2013 lПоказы: 11

Новый творческий подъем у Пикассо опять связан с женщиной – молодой и амбициозной Франсуазой Жило. Сильная, независимая и неординарная она оказалась единственной, которую Пикассо не разрушил. С детства приученная отцом покорять вершины, союз с Пикассо она восприняла как соперничество. Но силы оказались слишком неравны. Его вернула к жизни Жаклин Рок, седьмая муза художника. К тому времени ему было уже за 70. Она сгладила его старость и одиночество.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 08/04/2013

Во второй части - рассказ о следующих двух периодах художника. Пикассо постепенно отходит от Ольги, выстраивая свой новый мир вдалеке, в новом замке, купленном специально для новой пассии – Мари-Терез Вальтер. От угловатых фигур мастер переходит к мягким округлым формам, которые словно плывут в невесомости. Но после разрыва с женой все рухнуло: он также неожиданно охладевает к своей пассии, как когда-то неожиданно ею пленился. Теперь рядом с ним умная и независимая Дора Маар.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 08/04/2013

Музей Пикассо, сегодня закрытый на реставрацию, тогда, 1993 году, произвел огромное впечатление, не меньшее, чем музей Орсе. И самое большое удивление было от того, как менялся стиль Пикассо от периода к периоду, от женщины к женщине. Женщина помогала ему разобраться в себе, в понимании внутреннего мира женщины, которая тогда была рядом с ним, обрести новое дыхание. В первой части речь идет о трех музах художника: Фернандо Оливье, Марсель Умбер (Еве Гуэль) и Ольги Хохловой.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 06/04/2013

Сент-Женевьев-де-Буа – огромный памятник ушедшей навсегда в прошлое России Дома Романовых. Аристократы, доблестные генералы, казаки, юнкера, цвет интеллектуальной и культурной жизни. Чужие там, чужие здесь. Они – нигде. Русское кладбище мысли и воинской чести… Кладбище, настраивающее на философские размышления. И приходится констатировать: история нашей страны такова, что с каждым новым поворотом она падает все глубже в бездну, постепенно вымирая и теряя силу возрождения.

От: alevtina gajkoval Путешествия> Интересные местаl 06/04/2013

Обсудить статью

Блок автора
Категории статей
Quantcast