Праздник Благовещения - Первый День Нового Мира

Опубликованно: 05/04/2013 |Комментарии: 0 | Показы: 96 |

Праздник Благовещения – это не только день, когда пришла благая весть от Архангела Деве Марии.

 

Праздник Благовещения – это, прежде всего, тайна Боговоплощения, которая в богослужении проходит на фоне ветхозаветных пророчеств и образов Богородицы: лестницы Иакова, Купины неопалимой, Горы мысленной, руна Гедеона и т.д..

Момент Боговоплощения совпадает с моментом, когда Дева Мария слышит архангельскую Благую весть, поэтому Боговоплощение и Благовещение слиты в празднике в единое целое. Однако разные акценты на том или на ином моменте дают себя знать в названии праздника.

Так в русской православной церкви он все-таки считается Богородичным и служится в голубых одеждах, а полное название праздника звучит так: «Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

На западе праздник считается Господским и называется «Благовещение  Господа Иисуса Христа».

Богословами в празднике особо подчеркивается момент унижения Сына Божия по любви к людям, Его нисхождение с Небес ради того, чтобы человек мог спастись и стать богом по благодати.

Праздник Благовещения - это  первый день творения нового мира, начало искупления рода человеческого, почитаемый в народе третьим по важности после Пасхи и Рождества Христова. Его называют также Благовещенским новым годом (не зря новый год раньше начинался в марте) или второй Пасхой.

В церкви этот праздник относится к числу двенадцати самых важных, но продолжительность его празднования очень короткая, т.к., чаще всего, Благовещение приходится на Великий Пост. Продолжительность праздника зависит от того, когда случается Благовещение: до или после Лазаревой субботы (день перед Вербным воскресением). Если до Лазаревой, то три дня (один день – перед праздником, один – сам праздник и один - отдание праздника). Если после, то два дня.

Но бывает, что Благовещение падает на Страстную седмицу или совпадает с Пасхой, тогда он все равно празднуется, но длится всего один день. Праздник, совпадающий с Пасхой, называется Кириопасхой, что в переводе означает Господственная Пасха. Это случается очень редко, один раз в несколько десятков лет, так в XX веке это случалось только два раза в 1912 и 1991 годах.

В новом XXI веке Кириопасха тоже будет дважды в 2075 и 2086 годах, а потом уже только в XXII веке - 2159 году. Совпадение двух величайших праздников не случайно: в древности считалось, что Иисус Христос воскрес именно в день Благовещения в 31 году от РХ, по другим данным именно в этот день Он был распят.

Особого смысла, кроме уже указанного, православие такому совпадению не придает. Но в народном сознании оно означает, что год, в который происходит совпадение, особый и должно произойти событие чрезвычайной важности. Так, например, Кириопасха 1991 года совпала с крушением СССР.

Поскольку содержание праздника Благовещения с богословской точки зрения очень насыщенно и многозначно, в древние времена праздник  имело разные названия: зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии.

Устоявшееся название праздника «Благовещение» относится приблизительно к VII веку и торжественное празднование этого дня было установлено тоже довольно поздно – в VI веке императором Византии Юстинианом. Дата празднования определена обратным отсчетом – от 25 декабря. О самом событии, которое вспоминается в этот день, написано только у евангелиста Луки (Лк.: 1, 26-38).

Евангелист написал фактически биографию Девы Марии, с которой, по преданию, был лично знаком и написал с Нее несколько икон, например, икону Божьей Матери Владимирскую.

Согласно Евангелию от Луки, в шестой месяц от зачатия Елизаветой, сродницей Марии, Иоанна Крестителя, был послан в Назарет Архангел Гавриил. Благовестник должен был сообщить Ей о решении Превечного совета об избрании Ее в качестве сосуда, в который должен вселиться Сын Бога Всевышнего.

Архангел, недавно узнавший о решении Совета, который держался в тайне даже от ангелов, вступает в дом Марии с опаской, размышляя в себе: «Как в Вышних непостижимый Бог от Девы может родиться? Как Он, имеющий престолом Небо, а подножием землю, может вместиться в девичью утробу?»

И он долго стоит, не решаясь поприветствовать Деву. Так о событии праздника рассказывает Богослужение. Рассказ полон нежности и радости, он построен на диалоге Девы Марии и Архангела. Удивительное Богослужение, поэтическое и трогательное!

Архангел Гавриил после некоторого раздумья исполняет волю Троического Совета и говорит Пречистой: "Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою, родиши Сына превечного от Отца". Он ждет Ее реакции, потому что теперь только от Ее ответа будет зависеть, как дальше будут развиваться события. Бог хочет добровольного согласия человека на свое спасение. Но Она испугалась и медлит, потому что знает, что зло может быть в разных обличьях, как, например, в раю в момент соблазнения Евы змием.

Видя ее ужас и смятение, он говорит спокойно и ласково: «Не удивляйся, Мария, странному моему образу, не ужасайся, потому что я Архангел. Я знаю, что некогда змей прельстил Еву, но сейчас я благовествую Тебе радость: и пребудешь нетленной, и родишь Господа».

И Мария вновь удивляется: «Безмужняя Я есть и как рожу Сына? Кто видел бессеменное рождение?» и архангел Гавриил говорит, как это произойдет: «Нет, не так это будет, но Дух Святой осенит Тебя зиждительною силою и совершит сие. Но ты останешься Девой и в Рождестве и по Рождеству».

А Она снова не верит: «Я знаю, что Моя праматерь Ева, приняв разум змия, была изгнана от Божественной пищи, поэтому Я боюсь странного твоего приветствия и стыжусь твоего поползновения». Но архангел успокаивает Ее: «Что меня боишься, я сам больше Тебя  боюсь? Что передо мной благоговеешь, я сам больше благоговею перед Тобой?»

Так шел диалог между человеком и ангелом, исполненный естественных человеческих эмоций, сомнений, удивлений, радости, пока Отроковица не сказала архангелу: «Радости пришел ты благовестник и будет Мне по глаголу твоему, да вселится Бог в Меня».

Когда читаешь этот изумительный диалог, чувствуешь тонкую нежность и благоговение с обеих сторон, чувствуешь, как постепенно начинают они понимать друг друга, как мало-помалу проходит страх с обеих сторон. Если кто-то сможет найти Минею от 25 марта (по ст.ст.), почитайте, почувствуйте всю гамму этих чувств.

Но кроме евангельского отрывка, существуют апокрифы: протоевангелие от Иоанна и Евангелие от псевдо-Матфея, в которых событие излагается несколько пространно. В них говорится, что прежде Благовещения, произошло предблаговещение у колодца.

Случилось это так: Богородица пошла с кувшином за водой к колодцу и вдруг раздался голос: «Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Придет свет с неба, дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире".

Испугавшись, Дева Мария, бросила кувшин и убежала домой. Здесь Она села за работу - прясть завесу, которая в соответствии с этими же апокрифами, досталась Ей по жребию. И тут явился перед Ней красивый юноша, который снова повторил те же слова. И Она снова была удивлена и испугана. И только когда он Ее успокоил и объяснил, как произойдет зачатие, Она сказала со смирением: "Я -- раба Господа, да будет Мне по слову твоему».

Так апокрифы показывают, как постепенно Мария свыкалась с этой мыслью и только хорошо ее уяснив, согласилась.

Предание (евангелие от псевдо-Матфея) также сообщает, что Пречистая в момент известия, читала книгу пророка Исайи, в которой говорилось о том, что Дева зачнет в чреве своем. Эта сцена особенно часто встречается в картинах западноевропейских художников.

Сказание о предблаговещении у колодца, о чтение книги и прядении завесы Иерусалимского храма нашло отражение в иконографии праздника. Существуют иконы Благовещения у колодца, Благовещения с книгой, но больше всего икон Благовещения с пряжей. Это три типа благовещенских икон.

Праздник дал начало строительству на Руси множества Благовещенских храмов и монастырей. Всем известны, например, Благовещенский Кремлевский собор в Москве, Благовещенский Кремлевский собор в Казани, срубленный в три дня по приказу Ивана Грозного в 1552 г., Благовещенский женский монастырь в г. Киржач, основанный Сергием Радонежским в 1358 г., Благовещенский женский монастырь в г. Бежецке, основанный священником-юродивым Петром Томаницким, о котором мы писали раньше, и т.д..

Благовещение значительно повлияло на роспись крестов-купольных храмов. Образ Благовещения можно увидеть на восточных столбах у входа в алтарную часть на границе между алтарем и основной частью храма – наосом. Слева – архангел Гавриил, справа – Богородица.

Сцена Благовещения  всегда присутствует на царских вратах, через которые священник выносит Святые Дары для причащения прихожан, т.к. Благовещением открывается дверь в Царство Небесное. Оно дословно означает то же, что и евангелие – Благая весть. В русских православных храмах Благовещение обычно изображается на самом верху створок царских врат.

Богослужение и песнопения праздника  очень красивые: слова архангела Гавриила «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою» стали тропарем, который поется в православных храмах почти на всех вечерних службах. В католичестве эти слова известны по песне Шуберта «Аве Мария». Кондак праздника "Взбранной Воеводе победительная" взят из Акафиста Богородице.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/hristianstvo-statya/prazdnik-blagoveshheniya-pervyj-den-novogo-mira-6537025.html

Обсудить статью

В народе отношение к Благовещению двойственное: с одной стороны Богородица, Архангел, с другой - Благовещение считается опасным днем, в который птица гнездо не вьет и девица косу не плетет. Благовещение считался днем «наоборот» и связывался с сумасшествием, а Благовестник радости Архангел Гавриил назывался «блаженным». Но оборотная сторона Благовещения встречала весну и пробуждение природы, на этот день существовали особые приметы и запреты.

От: alevtina gajkoval Культура> Народное творчествоl 05/04/2013 lПоказы: 180

В русской православной церкви образ Богоматери неразрывно связан со Спасителем, Богочеловеком, положившим на алтарь свою жизнь во имя спасения человечества. Пресвятая Дева Мария достойно несла свой крест и отдала людям самое дорогое, что у неё было – своё дитя. Преклоняясь перед её подвигом, верующие люди испытывают особое благоговение перед образом Богородицы.

От: Еленаl Духовность> Христианствоl 06/04/2011 lПоказы: 106

Скоро праздник Благовещения, каждый год христианский мир отмечает его 7 апреля. Весна, тепло, птички поют, снег уже сошел или почти сошел и на душе радостно. А на дворе Великий Пост, и в храме – умилительное пение и дым ладана. Эту радость и щедрость мы ощущаем во всех иконах Андрея Рублева, но особенно - в иконе Благовещения. Икона Андрея Рублева полна любви, мягкости и нежности к Деве Марии, которая в смирении склонила голову, услышав, что Она зачнет Сына в чреве Своем.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 03/04/2013 lПоказы: 607

Молитва "Богородице Дево, Радуйся!" - одна из самых любимых у христиан. Но каждый вкладывает в нее свой смысл. У кого-то она несет только радость, у кого-то связана с воспоминаниями не очень отрадными. Но в любом случае эта молитва - надежда на то, что печаль сменится радостью, а радость останется навсегда с тобой. Радость от того, что однажды Богородица вошла в твой дом и принесла с собой веру, надежду и любовь.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 06/05/2013 lПоказы: 118

Статья продолжает сравнительный анализ православной и католической иконы. Сравниваются пространственное и временное решение икон, цветовая гамма, изображение фигур, духовный смысл образов

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 28/09/2012 lПоказы: 2,047

Рассказ о местах которые можно и нужно пометить на Севере Израиля, Галилея, голанские Высоты, озеро Кинерет или Генисаретское море, святые места, парвославные , католические, Также о Назарете, нет пророка в своем отечестве

От: Sergei Nedregal Путешествия> Интересные местаl 20/03/2011 lПоказы: 234

Вознесение – один из двенадцати великих праздников православной церкви. Это праздник радости разлуки и радости встречи. Для апостолов, которых Иисус учил и готовил к их основной миссии – проповеди Царства Божия. Получив негативный опыт страха и неверия, ученики по-другому стали воспринимать слова Учителя, когда после Воскресения Он стал являться им уже в другом теле, духовном. Вера стала возвращаться, но оставались иллюзии относительно Иисуса, Которого они по-прежнему считали земным Мессией.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 28/06/2013 lПоказы: 55
Евгений Чернецов

Интервью профессора латвийского государственного университета, специалиста по религиям и культам относительно взаимоотношений гомосексуалистов и христианской церкви.

От: Евгений Чернецовl Духовность> Христианствоl 26/06/2013 lПоказы: 115
Amaplace.ru

В 1947 г. недалеко от северо-западного побережья Мертвого моря, в пещере Кумран, два юноши-бедуина сделали удивительное открытие. Ими были обнаружены древние свитки, имевшие отношение к жизни некоей общины. Членами ее могли быть только мужчины, все они были равны между собой.

От: Amaplace.rul Духовность> Христианствоl 08/06/2013 lПоказы: 84

Женская любовь способна на самопожертвование и самозабвение, на мужество и существенные материальные траты. В хрупком женском сосуде содержится такая сила, которой могут позавидовать мужчины. О чем и повествует нам Евангелие. В третье воскресенье по Пасхе церковь вспоминает мужественных жен-мироносиц, которые в отличие от учеников Христовых, предавших, разбежавшихся и затаившихся за закрытой дверью от страха, рано утром, в темноте, идут ко гробу, несмотря на страх и ужас.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 21/05/2013 lПоказы: 69

Радуница. Красивый и радостный народный праздник. Все что-то делают, чистят и радуются встрече. Но кроме Радуницы, русского обычая поминания умерших, есть и поминальные обряды и традиции в других славянских странах. Они тоже очень красивые. Кто, например, знает о Навском Великом дне? В русской традиции его нет, но есть в украинской. А почему мы вспоминаем в этот день сказание «Хождение Богородицы по мукам»? А что такое психудия и почему раздают кувшины для воды на кладбищах? Все это о поминании

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 15/05/2013 lПоказы: 239

Один раз в год родительский день отмечается не как обычно, в субботу, а во вторник. Этот день в народе называется Радуницей. Радуница отмечается на девятый день после Пасхи. Тогда на кладбище столько народа, что кажется живых больше, чем усопших. И понимаешь в этот день смысл слов: «Смерти нет» и что Бог – не Бог мертвых, но Бог живых. У Бога все живы. Радуница имеет и другое название – «Проводы». Кого и куда провожают? Почему провожают?

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 14/05/2013 lПоказы: 89

Юродство возникло еще в ранние века, но как массовое явление, если его вообще можно назвать массовым, начало существовать в России только в 14 веке, а расцвет приходится - на 16 век. Одним из последних русских юродивых был отец Петр Томаницкий. Петр Томаницкий стал юродивым в 32 года, сделав своим девизом смирение и кротость. Его объявляли сумасшедшим, помещали в психиатрическую клинику, били и травили, но он все принимал со смирением. Постепенно к нему пришла слава и хоронили его уже тысячи.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 09/05/2013 lПоказы: 108

Икона Страшного суда очень емкая и насыщенная. Она включает в себя события, связанные с подготовкой к Великому Посту, Великий Пост и страстную седмицу. Нагруженность иконы евангельскими и апокалиптическими образами требуют расшифровки, хотя в древности русскому человеку они были понятны даже самым неграмотным и собственно икона рассчитана как раз на них. Но современному человеку требуется расшифровка иконы, т.к. у большинства нет ни знания Нового Завета, ни понимания Великого Поста.

От: alevtina gajkoval Духовность> Христианствоl 07/05/2013 lПоказы: 229

Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 11/07/2013 lПоказы: 600

Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 09/07/2013 lПоказы: 175

Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.

От: alevtina gajkoval Духовность> Философияl 07/07/2013 lПоказы: 224

Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.

От: alevtina gajkoval Культура> Знаменитостиl 05/07/2013 lПоказы: 311

Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.

От: alevtina gajkoval Культура> Музыкаl 04/07/2013 lПоказы: 118

Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.

От: alevtina gajkoval Культура> Живописьl 03/07/2013 lПоказы: 266

У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 02/07/2013 lПоказы: 168

Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.

От: alevtina gajkoval Культура> Литератураl 01/07/2013 lПоказы: 183
Блок автора
Категории статей
Quantcast