Село Линовица

Опубликованно: 19/08/2011 |Комментарии: 0 | Показы: 287 |

Тысячи сел Украины отличаются друг от друга не только незабываемыми пейзажами и историей, людьми, событиями. История, люди, события давали название и жизнь селам и городам по всему миру. Одно из таких сел – Линовица.

Мы привыкли брать официальную дату появления поселка с того времени когда оно впервые было упомянуто в каком либо письменном источнике или в дневнике путешественника. А если в таком месте не было, ничего сверхъестественного и жизнь здесь проходила тихо и без особенных исторических и природных катаклизмов?

Касаясь, история села Линовица, стоит отметить, что здесь жили люди с давних времен. Свидетельством чему есть открытые археологами погребальные курганы 2-3 тс. до н. э. Официально Линовица впервые упоминается в переписи городов и сел Левобережной Украины за 1629 г. Именно с этого письменного упоминания начинается история села. В этой переписи упоминается о том, что Линовица была хутором, а старостуй, или как тогда говорили вийтом, был Василий Линовицкий.

В дальнейшем в среде исследователей и краеведов выстроилось две теории происхождения названия села Линовица.

В первом варианте село, в то время хутор, не имело какого либо определенного названия, иле человек, который делал записи, не желал вникать в историю этого поселка и в итоге он именовал его как Линовица от фамилии старосты хутора Василия Линовицкого.

Во втором варианте село получило название от рыбы лын, которой по местным преданиям, была наполнена местная река. По давним легендам, именно здесь казаки основали хутор, где ловили рыбу. Поэтому название села Линовица по этой версии произошло от словосочетания лин ловится.

Придерживаясь этой версии, учитель Линовитской школы Виталий Евфимович в1921 г. написал такой стих.

« В старину там невеличка

Протікала кажуть річка,

в ній водилися лини.

Два козачі курені,

понад річкою стояли

вони й церкву збудували

вічна пам'ять, козаки!

Їхній полк був у Прилуці,

він прилуцьким звався

і линами з тої річки увесь годувався»

На сегодняшний день нет единого мнения в вопросе происхождения названия села Линовица. Но радует то, что эти две теории не противоречат самому названию села.

Село Линовица в первой половине ХVII в. входило в состав Речи Посполитой  и находилось во владении Яремы Вишневецкого с 1639 по 1648 гг. По переписи1654 г. после Переясловской Рады, в Линовице насчитывалось 17 дворов.

В 1697 г. прилукский протопоп Иоанн Магеривский покупает хутор Линовица и основывает здесь слободу. В1713 г. Линовица уже была во владении гетмана Ивана Скоропадского. По переписи этого года в Линовице насчитывалось больше 30 дворов.

В 1735 г. на средства Бутурынского и Переясловского казацких полков было сооружено деревянную церковь в честь апостола и евангелиста Луки.

Начиная с 1781 г. часть села Линовица выкупает Мария Башилова, которая в последствии отпишет линовицкое имение в приданное Петру Антоновичу де Бальмену.

Именно с приездом помещиков де Бальменов Линовица постепенно превращается в культурный островок  Прилукщины. В1819 г. украшением и духовным центром Линовицы стает каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Следует отметить, что в то время было большой проблемой построить новый храм в Линовице не через недостаток средств, а в следствии интриг между двумя владельцами Линовицы, а именно Иваном Стояновым и Марией Башиловой. Стоянов, на территории которого находился деревянный храм, в честь апостола Луки, всячески старался помешать строительству нового храма. Но, не смотря на все упреки и доносы, в1809 г. было дано разрешение епископом Полтавским Филиппом на строительство нового каменного храма.

Видной личностью в истории Линовици является Яков Петрович де Бальмен. 29 июля 1819 г., в день его крещения, в Линовице собралось много людей. Возможно такое собрание близких и дальних родственников, соседей де Бальменов стало началом превращения Линовици в культурный островок Левобережной Украины. Сюда приезжали такие известные личности как Т. Г. Шевченко, И. П. Котляревський, И. М. Муравьев – Апостол, Е. Гребинка, О. Чужбынський, Л. М. Жемчужников. Они приносили в домашнюю жизнь де  Бальменов литературную атмосферу. Известный художник и краевед Л. М. Жемчужников так описывает Линовицу XIХ ст.. «Вдоль широкой Пирятинской дороги, обсаженной вербами с обеих сторон, тянулись ровные поля пшеницы. С широкой дороги был поворот в Линовицу, куда вела абсолютно гладкая и прямая дорога. Слева виднелось в зелени село с белой каменной церковью, а прямо имение владельцев. Белый каменный дом с колонами и мезонином стоял по средине. Пирамидальные тополя и белая акация украшали ограду и въездные ворота».

Особенным украшением семьи де Бальменов были: домашняя библиотека, в которой находились первые издание практически всех классиков Европы. Картинная галерея в которой находились роботы Т. Г. Шевченко, Л. М. Жемчужникова и других известных художников того времени. Музей состоял из большого количества охотничьего оружия, а главным экспонатом музея был  личный письменный стол Наполеона Бонапарта.

Не жалели денег де Бальмены на парк который теперь носит имя  Т. Г. Шевченко. Здесь и по сегодня стоит четырехсотлетний дуб великан и камень, на котором любил седеть великий кобзарь, Т. Г. Шевченко. Особенным архитектурным украшением парка была сторожевая арка с въездными воротами. Гости де Бальменов любили подыматься на ее башню, чтобы следить через разноцветные стекла за тем как заходит солнце. В глубине парка было выкопано искусственное озеро, в самом центре которого был сооружен искусственный остров, туда де Бальмены плавали для чаепитий.

Особенные дружеские отношения Якова де Бальмена были с Т. Г. Шевченко. Именно его попросил Тарас Григорович нарисовать иллюстрации для поемы «Гайдамаки». Военная служба была неотъемлемой частью, традицией рода графов де Бальменев. Молодой Яков Петрович получив свободолюбивое воспитание, вдохновленный беседами с такими выдающимися деятелями культуры Украины как Т. Г. Шевченко, Е. Гребинка,  не мог терпеть лицемерия и подхалимства  в царской армии, поэтому не неоднократно получал взыскания от генералов. В1844 г. началась кавказская война, на которую отправляется и Яков Петрович, в чине адъютанта генерала Лидерса. Перед глазами Якова  де Бальмена открывается закулисная жизнь высшего командования армии, которое не жалеет жизни порученных им людей, сообщает о бессмысленных победах на кавказской войне. Именно с этих причин он рисует известную карикатуру под названием «сотое и последнее завоевание Кавказа».

В 1845 г., наступая на город Дарго, корпус генерала Лидерса был отрезан от основных частей армии генерала Воронцова, поэтому с депешей было выслано Якова де Бальмена. Но не удалось молодому графу доставить письмо – он был убит. Узнав о смерти своего друга, Шевченко пишет поэму «Кавказ» и посвящает ее Якову де Бальмену, в которой говорит такие слова «І тебе загнали мій друже єдиний, мій Якове добрий!».

Не менее знаменитые выходцы из Линовицы, были князья Жеваховы. Их давний род происходил от грузинских царей и владык Кавказа, которые в тяжелые годы покинули свою родину и нашли убежище у Российского императора. Семья князей Жеваховых купила имение на территории Линовицы в 70 г. ХІХ в. До этого они жили в имении в селе Лутайка. Жемчужников в своих воспоминаниях описывает один из эпизодов, когда князь Дмитрий Михайлович Жевахов поссорился  со своей матерью у дарил ее. Прейдя в себя, князь начал просить у нее прощения, приказал своим слугам немедленно привести священника, исповедался ему, причастился, а потом пошел на конюшню, позвал двенадцать слуг и приказал им, чтобы они розгами нанесли ему двести ударов. И припугнул, если кто из них откажется или будет бить в пол силы, то он того сам до смерти забьет. Еще долго поправлялся князь от своего наказания. После этого случая князь Дмитрий Жевахов никогда не подымал руку и не прекословил матери.

Особенное место в истории села Линовицы и Православной Церкви получили Владимир и Николай князья Жеваховы. Они родились и выросли в Линовице. Здесь, на земле своего отца Давида Дмитриевича Жевахова, они работали на ровне с простыми селянами, вкладывая все свои силы в труд.

Получив юридическое образование в Киевском Университете Св. Владимира (теперь Университет им. Шевченко) они получают разные назначения Владимир остается в Киеве, Николай едет в Санкт - Петербург, где получает вступает в должность советника Священного Синода. Владимир на свои средства проводит археологические раскопки звиринецкого монастыря и стает старшим советником Киевского Генерал-губернатора.

С приходом к власти большевиков, аристократия, интеллигенция и Церковь попадают в черный список силовых структур. Николай Давыдович Жевахов уезжает в эмиграцию, где пишет1930 г. книгу «Мои воспоминания». Эта работа стала важным историческим материалом и переводилась, на несколько языков. Она рассказывает о настоящих целях большевицкого переворота, о жестокости, которую не видел мир, о безумствах атеистической власти в которую трудно было поверить. О том как большевики истрибляли цвет нации, как глумились над святынями, разрушали храмы, расстреливали священников и простых людей.

Его родной брат Владимир Давыдович не оставил свою родину. Он борется за ее спасение в молитвах перед Богом.

В1924 г. Владимир Давыдович принимает монашеский постриг с именем Иоасаф а1926 г. его возводят в сан епископа Дмитриевского викария Курской епархии. Дальше был арест и ссылка в Нарымский округ Северно-Сибирский округ. В1937 г. епископ Иоасафа был осужден тройкой НКВД по Курской области. Его обвинили в контрреволюционном заговоре фашистских церковников и приговорили к расстрелу. За свою отважную пасторскую деятельность Православная Церковь в2002 г. зачислила Епископа Иоасафа в лик святых мучеников.

Также нам известно, что Николай Давыдович перед революцией приблизительно в 1916-1917 годах начал строительство монастыря возле села Линовица, в местности Росош. В своих мемуарах Николай Жевахов пишет: «Приехав на место, отведенное мною под строительство монастыря, я увидел только высокого столба, который стоял на месте будущего престола Божьего. Сюда как мне стало известно приходили люди с соседних сел, обливаясь возле него слезами, моля Бога о как можно быстром строительстве монастыря. А теперь и тропинка к этому месту заросла вокруг воцарилось запустенье, грянувший смерч революции опустошил крестьянские души и, почти, в каждом доме велись ссоры и шла война между детьми и родителями. О монастыре уже никто и не вспоминал».

На территории имения князей Жевахових с 1918 по 1924 годы жил известный писатель автор книги «Протоколы сионских мудрецов» Сергей Александрович Нилус. В то время основная часть имения была конфискована большевиками под зернохранилище. Только чудом остался не тронутым домик в глубине парка, где укрылся С. А. Нилус, схимник архимандрит, Иоасаф вместе с монахами изгнанными большевиками из монастырей. Именно в то время на территории нынешнего парка Жевахова случилось чудо. В одну из осенних ночей, группа из десяти большевиков-бандитов, вооруженная ножами и топорами, продвигалась в глубь парка, чтобы совершить разбойное нападение на жителей княжеского домика. Вдруг группа разбойников увидела старенького сторожа с седой бородой, который делал обход вокруг домика и громко стучал в деревянную колотушку. Главарь разбойников приказал убить старого сторожа. Один из разбойников бросился на сторожа, замахнулся топором, чтобы нанести смертельный удар, как вдруг сторож исчез. В тот же миг замертво упал главарь разбойников, а человек, который хотел убить топором сторожа, стал парализованным. Остальные бандиты перепугались похватали тела свих товарищей и бросились бежать. Никто бы не узнал об этом случае, если бы жена парализованного разбойника не пошла просить прощения в тот самый домик у старца Иоасафа. Когда принесли туда на покаяние парализованного и поднесли к нему икону с изображением святого Серафима Саровского, то в образе, написанном на иконе, разбойник узнал сторожа и перепугано прокричал: «это он, тот сторож».  Так совершилось спасение Нилуса и других людей, которые укрылись от большевицкого террора, с помощью св. Серафима Саровского.

В1924 г. большевики выселили с паркового домика С. А. Нилуса и монахов. Известно, что этот домик использовался как общежитие, а в 1960-х годах его было разрушено.

С приходом советской власти культурное, религиозное и архитектурное наследие Линовицы было разрушено и уничтожено.  В 1918 г. первой от рук большевиков пострадала каплица в честь апостола Луки.1932 г. Линовицкая Успенская церковь была полностью разграблена. Грабители-большевики даже не постыдились ворваться в церковный склеп, и поглумится над останками покойных. Так с гроба Дмитрия Давыдовича Жевахова были похищены драгоценности, а остатки князя разбросаны по церковному двору.

Имение графов де Бальменов было разобрано на камни, с которых построили на хуторе Павловка воловню. Библиотека, картинная галерея и музей были раскрадены и уничтожены.

Основную территорию имения было переделано под машино – тракторную станцию, которая на сегодняшний день находится в аренде одного из частных предприятий. Парк со временем запустел. Уже нет здесь чайного острова, сторожевая арка превратилась в руины, а Успенская церковь, украшение села, была разрушена. На базе двух имений было образовано четыре колхоза.

Во время советской власти хозяйственным и социальным центром Линовицы стал сахарный завод «Красный», построенный братьями бельгийцами Адольфом и Павлом Стевенарами в 1899 г. Выгодное местонахождения села Линовица, а именно наличие железнодорожного сообщения и реки давали большие возможности для производства сахара.  Завод давал большую прибыль и в1915 г. его было продано Корюковскому обществу сахарозаводчиков за три миллиона рублей, астрономическую сумму в то время.

Но уже через три года завод был бесплатно национализирован, а бывшие владельцы уничтожены. В  30-тые годы именно сахарный завод спасал жителей Линовицы от голодомора, который навис над Украиной.  Вот что говорят строки стиха, который был написан свидетелем тех страшных лет Марухненко Владимиром Петровичем,1921 г. рождения.

 

Як згадаю серце болить

Тридцять треті годи

Як вмирали від голоду

Вкраїнські народи.

 

Пішли вони шукать хліба

Пішли на край світу

Бо згорали як свіченька

Від голоду діти.

 

Ішли вони чорним шляхам

Вкритим бур'янами

Ой як важко землю мірять

Пухлими ногами.

 

Ішли вони щоб дістатись

спасенного міста

та ще хоч раз у останнє

крихту хліба з'їсти.

 

Та не всім тоді судилось

До міста дістатись

Лиш на чорному шляху тім

Полином остатись.

 

Ой довгенько їм прийшлося

При межі лежати

Бо не було уже кому

І ями копати.

 

Прийняла їх земля – ненька

Без всякого гробу

Загорнули всіх без сліду

 

немов ту худобу.

 

Загорнули й не спитали

Якого ж він роду

І хто ж винен в важкій смерті

Сталін – кат народу.

 

Нас усіх тоді лякали

Щоб Сталіна величали

Щоб ми того людожера

Своїм батьком звали.

 

Він наказав забирати

хліб весь до зернини

прирікаючи на голод

на смерть селянина.

 

Я був тоді малим

Та все пам'ятаю

як на село налетіла

комуністів зграя.

 

Вивертали мамі руки

Нам малим кишені

Вимітали вигрібали

зернятка до жмені.

 

Я згадую, як шукали

у маминій скрині

знайшли, знайшли - прокричали

горох у торбині.

 

 

Як матуся не просила

Плакала, благала

Не зважали на сердечну

Непритомна впала.

 

Ой горошок у торбині

якій то наїдок

а без тебе вже померло

троє малих діток.

 

Пам'ятаю як матуся

Своїми руками

Мов колиску сповивала

На цвинтарі яму.

 

Із не струганих дощечок

Їм труни збивала

І крізь сльози колискову

В останнє співала.

 

Щоб люди знали й пам'ятали

Голодну смерть,

Дитячий плач

У всьому винні

комуністи й Сталін

Цей людожерний звір – палач.

 

Як згадаю серце болить

Тридцять треті годи

Не збудь же їх ніколи  

Вкраїнський народе

 

 

В послевоенные годы в Линовице начинается возрождение. При сахарном заводе появляются театральные, хоровые и спортивные коллективы создается сельский музей.

Первым кто начал изучение истории села был Власенко Алексей Семенович. Важным вкладом в изучении прошлого истории Линовицы стала его рукопись «Исторические заметки о селе Линовица».

Не менее известный исследователь, краевед, хранитель Прилукского краеведческого музея Георгий Федорович Гайдай (1935-2004 гг.), уроженец Линовицы, приложил большие усилия в изучении истории Линовицы и всего Прилукского района.

5 мая2007 г. в Линовице было создано историко – краеведческое  общество имени Г. Ф. Гайдая. В состав которого входят местные краеведы, которым не безразлично прошлое и будущее своего села. Председатель общества Латуиль Владимир Владимирович большой энтузиаст, который приложил значительные усилия в исследовании истории Линовицы. Николай Петрович Туркивский, известный поэт и художник, написавший книгу «Навіки рідна книга про Линовицю».

В2007 г. с поддержки краеведческого товарищества было  установлено памятного креста жертвам голодомора и политических репрессий. Установлено возле школы бюст Тарасу Григоровичу Шевченко. Стараниями товарищества село Линовица в2008 г. включено в туристическое кольцо Черниговской области.

 

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/istoriya-statya/selo-linovica-5141625.html

Обсудить статью

Венеция – самый необычный и привлекательный из городов мира. Его узкие улицы, каналы и дворцы хранят много тайн и загадок. Здесь жили известные и могущественные люди, творили гениальные художники и скульптуры, масоны и алхимики оставили свой след и послания будущим поколениям. Среди этого пестрого калейдоскопа, на протяжении нескольких веков незаметно, но мудро и решительно правили балом красивые женщины, которых называли куртизанками.

От: biancolotol Культура> Историяl 23/06/2013 lПоказы: 228
Amaplace.ru

Время скрывает от нас множество загадок прошлого. Не нужно придумывать фантастические истории, когда столько удивительных вещей сохранилось от наших предков. Так, например, дольмены. Огромные каменные глыбы, соединенные в причудливом виде, являются предметом споров ученых. Для чего делались эти нагромождения? Многие считают, что это – древние захоронения. Или акустические установки, или места силы, или что-то иное.

От: Amaplace.rul Культура> Историяl 21/06/2013 lПоказы: 42
Amaplace.ru

Тексты мифов славян в отличии от мифологии античности и Восточных стран, известных нам по произведениям искусства и литературе, не дожили до настоящего времени, потому что в те времена у славян еще не было письменности.

От: Amaplace.rul Культура> Историяl 21/06/2013 lПоказы: 36

Ким Чен Ир(1942-2011 гг.) начал работать в аппарате ЦК Трудово партии Кореи в день 19 июня 1964 г. Ему, ведшему за собой ТПК почти полвека, принадлежат выдающиеся заслуги в партийном строительстве. Самая большая из них – это превращение ТПК в идеологически чистейшее единое целое, успешное осуществление прочного единства и сплочённости ее рядов.

От: Лихачёвl Культура> Историяl 20/06/2013 lПоказы: 19
Hazic

Все мы знаем, что такое ночная сорочка. Однако не многие догадываются откуда она появилась, и что когда-то ее могли носить только очень богатые люди.

От: Hazicl Культура> Историяl 16/06/2013 lПоказы: 1,483
Darya Darmokrik

Все о роли музея в современном обществе. Интересно! Важно! каую роль музей играет в жизни современного человека?

От: Darya Darmokrikl Культура> Историяl 08/06/2013 lПоказы: 290
Hazic

Трудно представить современный мир без нижнего белья, ведь нижнее белье это не только элемент одежды сохраняющий тепло и дарящий нам комфорт, это и оружие для соблазнения партнера. Трудно представить, что некогда мы обматывались в тряпки и в жесткие материи. Когда же появились пижамы.

От: Hazicl Культура> Историяl 24/05/2013 lПоказы: 209
Open Austria

В воскресение 5 мая президент Австрийской Республики Хайнц Фишер открыл новый мемориал и две постоянные выставки на территории бывшего концентрационного лагеря Маутхаузен. Как сообщает новостное агентство ORF, на церемонии открытия принимало участие около 500 делегатов и представителей из различных стран.

От: Open Austrial Культура> Историяl 05/05/2013 lПоказы: 39

натуральная косметика. Стремление быть здоровым и красивым является одной из самых основных потребностей человека. С древнейших времен люди мечтали о бессмертии и вечной молодости. Как только человек появился на земле, он занялся поисками всевозможных чудодейственных рецептов для сохранения здоровья и красоты. Красивых людей считали воплощением богов и поклонялись им.

От: Andreyl Уход за собой> Косметикаl 20/09/2010 lПоказы: 46

Член національної спілки художників України, Заслужений художник України.

От: Andreyl Культура> Живописьl 27/02/2009 lПоказы: 104
Блок автора
Категории статей
Quantcast