О Российском Образовании
Пожалуй, каждый человек, закончивший вуз, умышленно или невольно оглядывается назад, так или иначе испытывая потребность рефлексии и осознания весомости вклада университета в голову и душу. Время обучения в вузе для многих становится важным, пропитанным порывами молодости периодом. Такая значимость вузовского этапа в жизни каждого, кореллируясь с проведением реформы в сфере образования, в том числе и высшего, в современных условиях обращения внимания на мнение «снизу» априорно ставит вопросы: «А чем были годы учебы в университете?», «Были ли они стартовой площадкой для будущего или тысячи учебных часов «просижены» безрезультатно?», «Есть ли о чем жалеть?», «Какие проблемы и трудности существуют?».
Мы часто сравниваем себя с теми, кто нам кажется лучше, успешней, красивей. Но сейчас посмотрим на себя со стороны своими же глазами, измерим себя своей же линейкой. Не будем обращаться к уже традиционному эталону Запада. И хоть сегодня российское образование, похрамывая, вступает в болонский вакуум, пока интеграция не завершена, я умолчу о тех, кто сидит к западу от нас. Важно сказать о самих себе, дать голос «снизу», базируясь на личном опыте учебы в недалекой глубинке – в провинциальном российском государственном вузе, при всей разности российских регионов так похожем на остальных «провинциалов» единой системы образования. Но не буду писать за всех. Только за себя. И немного за тех, с кем довелось учиться на историка и у кого пришлось учиться истории в период второго пятилетия первого десятилетия двадцать первого столетия.
Глубина versus широта plus прочность
Один из первых критериев качественного образования – глубина и широта знаний. Если с последним проблем за время моего обучения в вузе не было, то с глубинами не все глубоко гладко. В университете дали возможность знать почти все, что хоть как-то можно рационально «приписать» к специальности или студенту как человеческой особи вообще. Так, мы, историки, изучали этнографию, психологию, логику, безопасность жизнедеятельности и медицину (причем последние - вдогонку за галочкой в списке – на старших курсах, а не тогда, когда, как кажется, они должны идти как и все общие дисциплины). Углубляться же в основной и бездонный предмет - историю, выбранную в качестве стези обучения, дело, как оказалось, было второстепенное. Оно и верно в какой-то мере: самообразование играет колоссальную роль, но вот и минимальный базис, увековеченный в образовательных программах был слишком поверхностен и скользок, и поскальзываться на неведении элементарного приходилось нередко.
Прочность знаний в значительной мере зависит от желания студента, тут уж, кто как учился. Но невольно всплывают лица тех преподавателей, что оставили не только свой анфас и профиль, но и фразы, обрывки фраз, словосочетания, слова, переинтерпретированные идеи и переваренные мнения. Другие прошли лишь профилем и анфасом. Осталось лишь то, о чем читал сам, слышал, писал, додумал.
«Зубры» versus «незубры» plus свободомыслие
Многих преподавателей устраивает «зубрежка», метод (или стратегия?), с которым постсоветское образование, как видится, постепенно начало неупорную борьбу. Но неуязвимы остаются слишком многие преподаватели, жаждущие пересказывания студентами параграфов учебников и зафиксированных в конспектах абзацев, видимо, для закрепления собственных преподавательских знаний. И результат оправдывает усилия, затраченные на сканирование материала, вот только силы для того чтобы быть аспидной средневековой табличкой «пиши-стирай» (поверхность которой после заполнения ее символами, зачищается, чтобы начать писать снова), верно, иссякают к выпуску. Таких бессильных у выхода из университета студентов немало. Поощрением или, как минимум, неотрицанием «зубров» грешит наш вуз сильно.
А, конечно, одна из главнейших ценностей сегодня – свободомыслие почти стопроцентно получает красный свет в мракобесии консерватизма. Не будет резким и зыбким заявление о закоснелости нашего провинциального университета. Прочитал, пересказал, получил «плюсик» – схема реальная. Свои слова не всегда востребованы. Они если и имеют право на бытие, то только как «Ты все сказал? Молодец. Точка». Странно и то, что многие новоиспеченные выпускники имеют своеобразное представление о «своем мнении». Помню, только что защитившие дипломную работу специалисты обсуждали критику рецензента о недостатке в работе личных высказываний, объясняя это примерно так: «Надоело везде ставить слова «по моему мнению» и «на мой взгляд». Я не говорю, что мнения у студентов нет вообще. Оно есть. Вот только правильно и разумно его высказывать возможности не было.
Защиты отчетных работ, как и конференции, являются важным двигателем науки, хоть и студенческой. Но консерватизм вуза простирается и сюда, замедляя научный прогресс. Отчитал, отслушал, пошел. Отвечать на вопросы доводится докладчикам редко: интерес со стороны студентов проявляется в отсутствии вопросов, компенсирующихся иногда вопросами преподавателей, бьющихся в страхе перед неловкой паузой молчания после слов отбарабанившего текст докладчика «Спасибо за внимание. Есть ли у вас вопросы?». Вопросов нет. Их не может быть, потому, что у студентов нет не только умения их задавать, но и интереса к темам вообще. Заразный нигилизм и пассивность учащихся сопровождали нас все пять лет учебы. Равнодушие, отсутствие не то, что фанатизма, но и тривиального обывательского интереса ужасало. После лекций преподаватели почти стабильно уходили с легкостью, не будучи истерзанными совсем нелюбопытствующими студентами.
В чем ключ: цель versus недра plus перемены
Почему студенты такие? Почему вопросы их сводятся лишь к «А что Вы сказали после фразы…?»?. Может, ключ в целях? В том, что многие учившиеся со мной поступали не потому, что сильно любили предмет или хотели связать с ним карьеру, но потому, что важным было высшее образование, любое, главное, не ниже высшего. Правдиво больно бьет факт того, что человек, изучавший историю на протяжении пяти лет и ставший дипломированным специалистом-историком, при слове «история» приходит в ужас.
Но, может, ключ в недрах системы преподавания? В том, что обучение ограничивалось «вливанием» знаний, статичных в критерии применимости их в меняющейся ситуации, но облаченных не в новую, позволяющую использовать накопленный багаж для адаптации, оболочку, а старый холщевый мешок, сшитый за 70 лет периода российской истории. С таким мешком не то, что в люди выйти стыдно, но самому неприятно. Отсюда, вероятно, и ужасающий эффект от режущего слух «гордого» наименования «историк». Потребности общества меняются, профессии становятся более или менее востребованными, а система трансформируется медленно. Но непоколебима и моя вера в то, что маховик перемен запущен: преподавательский стафф уверенно медлительно заполняется новыми лекторами, уходит в прошлое и нервно-истеричное хватание историков чего попало для заполнения пустоты, который оставил сошедший со сцены марксизм-ленинизм-сталинизм-хрущевизм-брежневизм-горбачевизм. Меняются и стены, пол, парты, техника и даже люстры. К лучшему, более современному и эстетичному. Меняются студенты. В какую сторону – смотри выше.
Железный versus занавес plus немобильные «старогвардейцы»
Да, меняются, конечно… Но вот трепетание и страх перед преподавателями остаются. Общение между теми, кто учит и теми, кто учится крайне затруднено. Все живое в вузе всегда ассоциировалось у меня с некой трехчленной иерархией: где-то сверху грозный железный ректорат и его приложения. Ниже – более доступные преподаватели. Еще ниже - за железным забором – студенты.
Особенно высок забор в общении с лекторами-«старогвардейцами». Таких много. Навеки запечатлели студенческие хроники моего поколения образ страннейшей пожилой леди, вещавший все лекции не про свой предмет, но про свою родню и личные проблемы, иногда по нескольку раз почти слово в слово. Вот уж кому не присуща мобильность.
Ну и само движение, циркуляция вращающихся в науке представителей застывших в моих воспоминаниях иерархий по кровеносным структурам научного пространства… почти отсутствует. Нет полноценной мобильности ни студентов, ни преподавателей. Редко кто куда-то ездит. Если ездит, то один и постоянно, а не все хотя бы раз. Да и в саму «провинцию» мою не каждый день заглядывают гости. Редко забегут иностранцы, скорее, из любопытства и уважения к нашему образованию, ну, и, конечно, потому, что они-то исполняют свой долг мобильности. Совсем редко посетят соотечественники. Да уж, ни мы - к ним, ни они - к нам.
Plus versus
Все вышенаписанное есть самая конкретная картина. Не все и не всё укладывается в описанные ниши. И это не есть критика в полном слове. Это легкий укор и совсем воздушное порицание с полным надежды порывом достижения прогресса. Ведь не растекание в эпитетах, но указание на проблемы и способы их решения есть залог для движения вперед. А продвижение – просто необходимо.
Обсудить статью
20 февраля 2014 г. отмечает два года успешной работы на территории России Международное Образовательное Агентство и Школа немецкого языка «Das Wissen» – первая в России профессиональная организация, оказывающая комплексное содействие российским студентам в получении бюджетных (бесплатных) мест в лучших университетах Германии. Официальный интернет портал компании GermanStudent.Ru.
В статье анализируются самые существенные элементы системы современного высшего образования Германии. Рассматриваются типы вузов и их специфика, особенности учебного процесса, важнейшие экономические проблемы.
С каждым годом все больше украинских абитуриентов выбирают вузы Чехии для получения высшего образования. Планируете пополнить ряды чешских студентов уже в следующем учебном году? Специально для Вас на популярные вопросы об обучении в Чехии отвечает партнер «Гольфстрим» в Чехии - директор филиала Паневропейского института в Остраве Александр Ключников...
Хочешь учиться за границей? Обрати внимание на вузы Польши: стоимость обучения 800-1200 евро в семестр, возможность учебы на английском или польском языке и диплом, который признается вот всем мире. Попасть на учебу в Польшу - не только интересно и перспективно, но и довольно легко. Ты еще успеваешь - документы для поступления принимаются до 1 июля. Обо всех нюансах и важных деталях поступления в польский вуз - наша статья…
В статье раскрываются проблемы и перспективы организации системы дистанционного образования в региональном вузе
Если кто помнит, в стране под названием СССР высшее образование было абсолютно бесплатным! То есть, заходишь с улицы в любой ВУЗ и прямо начинаешь учиться... Это великое достижение социализма до сих пор приводят в пример «постсоветской» интеллигенции – вот, мол, неблагодарные: государство дало им высшее образование, а они еще смеют критиковать свое прошлое…

Развитие общественных и гуманитарных наук без математического моделирования и точных количественных методов исследования, широкого использования современных вычислительных средств, представляется затруднительным. Использование математических методов и моделей в экономике имеет огромное значение при анализе и моделировании экономических явлений и процессов, прогнозировании. Математическая компетентность играет в дальнейшем образовании студентов-экономистов все более важную роль
Поступление ребенка в чешский вуз - повод для волнения родителей. На что имеет право иностранный студент в чужой стране? Куда обращаться за помощью в сложных ситуациях? На эти и другие вопросы отвечает партнер "Гольфстрим" в Чехии - директор филиала Паневропейского института в Остраве Александр Ключников...
Как сообщает компания Студентур (Studentur) многие из высших учебных заведений в Германии финансируются государством, поэтому у них обычно обучение бесплатно или с фиксированной платой.
Студенты других стран могут приехать в Украину, чтобы стать специалистом в желаемом направлении. Это не только возможность получить образование, но и устроиться на работу.
Как выдаётся аттестация по электробезопасности? Кому нужно оформлять допуск? С какой целью с нас настаивают власти получать переаттестацию? Об этом сможете определить с настоящей публикации.
В последние годы, сберегающие технологии стали предметом серьезных инвестиций в энергетических компаниях. Они рассматриваются, как основное средство повышения эффективности производства, улучшения функционирования и управляемости организации, являясь решающим фактором успеха в современном динамичном бизнесе. Тем не менее, вряд ли можно ожидать быстрой отдачи от инвестиций в новое оборудование и технологический процесс без подготовки профессионалов, способных эти технологии использовать.
Наверное, выбор высшего учебного заведения это один из самых главных решений в жизни. Все-таки от этого зависит ваша работа, которая займет львиную долю вашей жизни. Эта статья для тех, кто уже определился с будущей профессией, но стоит перед выбором самого ВУЗА, ведь выбрать все-таки есть из чего. Далее постараюсь привести несколько советов, которые надеюсь, будут полезны вам.
18 июня 2013 года в 18.30 Факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В. Ломоносова открывает свои двери для будущих студентов магистратуры. Преподаватели и сотрудники университета подробно расскажут о современных направлениях подготовки, включая одну из самых востребованных на рынке труда специальностей «Информационные системы управления предприятием».
Характеристика особенностей выбора специализаций по специальности радиоинженер, общее описание профессии, критерии выбора мест обучения.
Сегодня многие ВУЗы предлагают подобные услуги. Но, лишь единицы способны грамотно организовать учебный процесс и гарантировать высокое качество профессиональной переподготовки.
В статье рассказывается об условиях поступления и обучения в Латвийских университетах, описываются преимущества образования и выделяются лучшие университеты для иностранных студентов.
Дело в том, что часть людей очень часто попросту не хочет учиться и просиживает в универе, это в конечно итоге влияет на их заработок как в хорошую так и в плохую сторону. Но, что делать тем, кто усердно учится на протяжении нескольких лет и в конце-концов это все впустую, так как работу попросту нельзя найти. Но можно найти более правильное решение. Если вам нравится какая-то определенная специальность вы можете её изучать и без университета, а достаточно изучив попросту купить диплом
Мы живем в эпоху информатизации, научного прогресса, цель которого - сделать нас ближе друг к другу. Однако по мере развития упрощенных коммуникаций мы становимся все дальше друг от друга. Самое страшное заключается в подмене понятия "дружба". Присмотритесь, быть может, у вас вовсе нет друзей. Статья, приглашая к диалогу, подтолкнет к размышлению.
О так и не отмененном поезда № 47 - 48