Двойники: Печёрин-Чижов. Посмертные Судьбы. Окончание
Посмертные судьбы друзей сложились по-разному: патриота, неутомимого труженика, волевого, сильного и властного миллионера Чижова помнят только в связи с кем-то или с чем-то:
с западником Печериным, славянофилами Аксаковым, Хомяковым и Киреевским, воспитанником Саввой Мамонтовым, художниками Ивановым и Поленовым, писателем Гоголем. Помнят в связи с развитием русской промышленности, банков, северного пароходства и благотворительностью.
А то и вовсе не знают и не помнят, хотя сделал он очень много и для России и для своего города - Костромы.
Загадочного русского западника Печерина, бежавшего из России и прожившего за границей без малого 50 лет, сменившего православную веру на католическую, талантливого проповедника, аскета, подлинного монаха и любимого бедняками священника помнят не только в России, но и за границей.
О нем пишут исследования, статьи, книги. И интерес к нему не спадает. Могила Печерина - место паломничества в Дублине, могила Чижова в Москве - уничтожена: ее сравняли с землей в 1931 г...
Загадка: почему, за что, только ли по извечной русской беспамятности? Или все-таки есть закономерность? Известно, что в памяти оседает только самое важное, самое значимое, самое знаковое. Остались в памяти первые русские святые Борис и Глеб, в подражание Христу добровольно принявшие смерть от брата;
остался в памяти Нил Сорский, живший по строгому афонскому Уставу в глухом лесу всего лишь с несколькими преданными учениками и канонизированный только 500 лет спустя;
помнят Максима Грека, двадцать лет без вины гнившего в подвалах и заточении, тоже канонизированного только через 500 лет, но канонизированного. Потому что помнили…
Печерина не зря помнят больше и дольше Чижова. Он – знаковая фигура и национальный русский архетип вечного странника и эмигранта, распятого на кресте свободы и независимости, человека Слова. Он шел своим путем, делая, пусть часто ошибочный, но свой выбор.
Шел за своей идеей, своей мыслью, своей мечтой, становясь личностью, вырастая и становясь вровень с Россией. Он творил свою жизнь и свою историю, историю подлинно русского человека, всегда неудовлетворенного, мятущегося, ищущего совершенства и справедливости, взыскующего Царства Небесного.
Печерин - Вечный подросток, мечтающий умереть на кресте. В конце пути обязательно должна была быть, как восклицательный знак и заключительная точка, трагедия. Счастье было обморочным сном, от которого бежал как от чумы: «…чума никого не щадит – особенно людей слабого сложения.
А я предчувствовал, предвидел, я был уверен, что если б я остался в России, то с моим слабым и мягким характером я бы непременно сделался подлейшим верноподданным чиновником или попал бы в Сибирь ни за что ни про что. Я бежал не оглядываясь для того, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство».
Трагическая судьба и всю жизнь длившийся духовный кризис – иначе жизнь Печерина исследователи не описывают.
Чижов - полная противоположность Печерина. Он не был мечтателем, хотя друзья его называют идеалистом, он был практиком, человеком Дела и Цифры, прагматиком, как сказали бы сегодня.
Убежденный славянофил, увлекавшийся славянскими идеями и панславянизмом, за что даже сидел в Петропавловской крепости и был сослан в ссылку, правда не в Сибирь, а на Украину. Чижов со своей предпринимательской жилкой и деловой хваткой хорошо бы вписался в сегодняшнюю реальность.
Хотя нет. Потому что был кристально честным, любил Родину, стремился сделать ее процветающей и независимой от иностранного капитала, не любил деньги, вкладывая их либо в новое дело, либо отдавая на благотворительность.
Жил очень скромно, включая в контракт слова о покрытии убытков предприятия из собственных средств, а жалованье оговаривал только процентами от капитала.
Умевший приспосабливаться к обществу и людям, дипломатичный, любивший жизнь, принимавший ее со всем несовершенством, Чижов к концу жизни стал миллионером, оставив завещание: все деньги перевести на благотворительные цели. Позднее его примеру последует известный всему миру Нобель.
Магнат, финансист, крупный промышленник и буржуа – таким закончил жизнь Чижов. Но русский народ мало помнит сильных, богатых и успешных, всегда оставаясь на стороне страждущих, слабых, но сильных духом.
Так из одного кружка времен студенчества тридцатых годов XIX века, вышли совершенно разные люди: мыслитель и деятель, хотя оба были истинно русскими - Обломов и Штольц.
Они дружили, даже любили друг друга, хотя Чижов долго не мог простить Печерину «измену» православию и бегство из России. Но в последние годы он стал единственным проводником Печерина в будущее и в память грядущего поколения.
И, как ни странно, что каким бы славянофилом ни был Чижов, в нем мало русского томления и взыскания Царства не от мира сего. Он весь здесь и сейчас, весь в делах и многотомных финансовых отчетах. Даже свой дневник называл «расходной книгой трудов и времени».
И каким бы западником ни был Печерин, он весь Там, в жажде Иного, услышавший однажды свое пророчество, как некогда Авраам глас своего Бога: «Что ты тут делаешь? Здесь нет будущего! Встань! Покинь страну своих отцов! Возьми Мое святое знамя! Возьми Мой тяжкий крест и неси его, если нужно, до Голгофы! Ты падешь, но имя твое будет записано в книге живота между именами величайших мучеников человечества!».
И кто из них, в конечном счете, выиграл, а кто проиграл? Вопрос, ответ на который каждый дает свой…
Обсудить статью
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Гатчина для Павла I стала монастырем, местом размышлений, уединения, семейного счастья. За время ссылки на окраину Петербурга, Павел создал свой проект государственного устройства, из которого 38 пунктов успел реализовать. Здесь он создал совершенно новую, боеспособную, хорошо обученную и дисциплинированную армию, которая выстояла в войне с Наполеоном в 1799 и 1812 году. Здесь он выносил тот проект наследования престола, который раз и навсегда положил конец царским переворотам.
Самой противоречивой, малопонятной, трагической и несчастной фигурой в доме Романовых является Павел I. С младенчества обросший легендами и небылицами, с рождения не любимый матерью, обожаемый бабушкой и близкими ему людьми, воспитанный в лучших традициях своего времени и находившийся в фактической ссылке в Гатчине Павел Первый сумел вынести из всего не только негатив. Он сделал Гатчину своей экспериментальной площадкой, благодаря которой Россия выиграла войну 1812 г.
Чижов - полная противоположность Печёрина. Человек дела, ставший к концу жизни крупным промышленником и миллионером. Жил, однако, очень скромно. После смерти по завещанию, которое стал образцом для Нобеля, Чижов оставил почти десять миллионов на благотворительность: создание нескольких промышленных училищ и родовспомогательное учреждение. Русские миллионеры сегодня вызывают инстинктивное отторжение, а тогда он пользовался уважением безмерным и беспредельным.
Владимир Печерин. Многие и не слышали о нем, помня только школьного Григория Печорина. А между тем Владимир Печерин был его прообразом. Владимир Печерин – вечный странник и архетип русского интеллигента. Он был выходцем из дворянского рода, бежал от родителей как из Содома, поступил в Петербургский университет и, как блестящий знаток филологии, был направлен на стажировку в Берлин. По ее окончании его ждало блестящее профессорское будущее. Но он предпочел совсем другую жизнь.
Рихтер и Гульд остались в истории музыки и культуры как великие музыканты-исполнители, как личности, масштаб которых оказал огромное влияние на все музыкальное пространство. Но ни тот, ни другой не имели учеников и своей школы, они не были преподавателями, хотя Гульд много сделал, чтобы вновь открыть забытые имена. Но главное, что их объединяет, это совершенная самобытность каждого, умение оставаться собой во всех обстоятельствах, глубина проникновения в музыку и беззаветное ей служение.
Гленн Гульд - музыкальный исполнитель удивительный. О нем много сказано, наверное, больше, чем о ком-либо другом. О его эксцентричности, замкнутости, приверженности к студийным записям, абсолютном неприятии концертной деятельности в залах, где чувствовал себя как медведь в цирке. Но он был очень свободным, в отличие от Станислава Рихтера. Он мог позволить себе такую эксцентричность. Глядя на него, никак не скажешь, что это затворник. Просто ему так нравилось жить и творить.
Исполнителей много, и даже самых выдающихся. Но мало тех, кто не только исполнитель, но еще и мощная личность. Сочетание того и другого с умением до тонкостей и самых глубин входить в произведение исполняемого автора – таким был единственный - Святослав Рихтер. Но мало кто, любя исполнительское мастерство Рихтера, знают о его внутренней сложной жизни, кто понимает его трагедию. Говорят, он был очень жизнерадостным, любил жизнь, но все-таки на родине он был скорее чужестранцем, чем своим.
Творчество любого поэта всегда уникально, особенно гениального. Марина Ивановна Цветаева, безусловно, относится к числу последних. Как и под чьим влиянием сформировался ее талант, что было главным в ее поэзии, какая философия лежит в основе ее творчества? Цветаева очень глубокий поэт, сложный и многоплановый. Ее стихи сразу можно узнать по тому, как поэт обращается с языком: она слушает его, проговаривает один и тот же смысл разными словами и звуками, всматривается и вчитывается в каждое слово
Семнадцатое июля – день памяти расстрела царской семьи Романовых. Царственная семья, хоть и прославлена, но только в лике страстотерпцев. Страстотерпцы – те, кто принял мученическую кончину не за веру, как мученики первых веков, а за непротивление злу насилием, за добровольное терпение страстей и мучений от единоверцев. Этот подвиг в древней Руси почитался равным подвигу подражания Христу, Его вольным страстям, добровольной смерти и жертвенности.
Самое трудное в жизни человека понять и принять свободу. Для меня свобода тоже загадочна, трудна и труднообъяснима, но к ней стремятся и о ней говорят говорят все. Так можно ли самому, добровольно, избрать свободу или лучше смотреть на нее со стороны? Почему за нее идут на каторгу и в тюрьму? Что завораживает в ней и что неотвратимо притягивает, как притягивает к себе бездна? И каждый ответит на эти вопросы по-своему. Но я понимаю и тех, кто не выбирает свободу.
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Сложно объяснять то, что надо самому пережить. Праздник музыки в Париже относится к таким - необъяснимым и вселенским событиям, разворачивающимся на маленьком кусочке земного шара, но, по сути, являющимся моделью всемирного единения человечества. Праздник музыки в Париже, проходящий раз в году в день летнего солнцестояния, сам по себе имеет глубокий философский смысл, не только и не столько музыкальный, хотя и это тоже есть, но только как повод. Мне посчастливилось быть на этом празднике.
Есть художники-концептуалисты, есть реалисты и моренисты, а есть художники-философы, которых сложно понять, а тем более принять. Такими были Сезанн, Пикассо, Климт, Мунк…На русской почве когда-то их тоже было немало: Малевич, Шагал, Кандинский, Филонов. Советская власть с годами выкосила всех. Но постепенно вновь народилось поколение художников, которых активно коллекционируют. К числу таких удивительных русских художников перестроечной волны принадлежит и Василий Шульженко.
У Кнута Гамсуна была долгая жизнь: родившись в 1859, умер он только в 1952 году. На его глазах Норвегия превращалась из аграрной страны в промышленный регион, рушился сельскохозяйственный уклад, гибла интеллигенция, мелкий предприниматель, разорялся патриархальный строй, близкий Гамсуну с детства, гибла природа. Человек постепенно превращался в винтик огромной машины. Что чувствует человек, попадая в этот беспощадный мир, как ему выжить, не потеряв достоинства? Об этом книги Гамсуна.
Кнута Гамсуна называют норвежским Достоевским. Это не случайно: Гамсун очень похож на русского писателя не только проблемами, но и стилем, и проникновением в тонкий душевный мир человека, и каким-то своеобразным тонким юродством… Эту схожесть отмечают все специалисты и неспециалисты. Гамсун – импрессионист в описании природы; тонкий психолог - в описании отношений между мужчиной и женщиной; глубокий философ – в постановке вечных вопросов о смысле жизни и свободе.