Художники Башкирии - Ахмат Лутфуллин
А. Ф. ЛУТФУЛЛИН (1928-2007)
Член-корреспондент PAX, почетный член АН Башкортостана, народный художник СССР и РФ, лауреат Государственной премии РБ им. Салавата Юлаева
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин родился 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Абзелиловского района Башкирии.
В трудные годы войны Ахмат поступил учиться на токаря в Магнитогорске, там же пошел в изостудию при Дворце культуры металлургов. Живопись влекла и восхищала юношу, и потому он оказывается сначала в Ленинградском художественно-ремесленном училище, затем в Уфимском училище искусств. Основные знания живописного мастерства получил в Вильнюсском художественном институте, где он формировался как художник.
Круг творческих интересов А. Лутфуллина значителен и широк. Зная хорошо жизнь, он отразил в своих работах волновавшие его сердце темы. История башкирского народа, быт села, конкретные люди, природа родной земли — все воплотилось в полотнах одного из выдающихся мастеров живописи республики и России. Главный жанр его колоритных полотен — это портрет и тематическая композиция, где он с наибольшей полнотой раскрывает духовную сущность человека нашего нелегкого времени.
Впервые А. Лутфуллин выставляется на республиканской выставке в Уфе (1957), где экспонировался «Портрет матери». Именно с этой, тонко и мягко исполненной работы начинается летопись творчества художника. Один за другим создает он удивительно привлекательные портреты «Сафа» (1956), «Мустафа-ага» (1961), «Механизатор» (1972); современных представителей интеллигенции: дирижера Г. Муталова, писательницы X. Давлетшиной, народного артиста СССР А. Мубарякова, народного поэта республики М. Карима, писателя Г. Шафикова.
А. Лутфуллин — участник многих республиканских, зональных, всесоюзных, международных и российских выставок. Лучшие произведения художника находятся в Башкирском государственном художественном музее им. М. В. Нестерова, в Третьяковской галерее, Русском музее.
С наибольшей полнотой талант башкирского художника проявился в картинах, посвященных любимой родине, ее людям, особенно в таких сложных формах живописи, как триптих и композиционный портрет. К ним, прежде всего, относятся «Семья» (1963), «Золотая осень» (1968), «Три женщины» (1969), «Праздник в ауле. 30-е годы» (1969), «Ожидание. Год 1941-й» (1970), «Старуха у окна» (1974) и, безусловно, триптих «Семья колхозника Ражапа» (1974).
Надо отметить, что большинство тематических картин Лутфуллина посвящены истории башкирского народа. В его полотнах история живет не сама по себе, а тесно перекликается с сегодняшним днем. «Прошлое никогда не умирает, — говорит художник, — оно продолжает жить в настоящем. Нельзя понять современности, не думая об истории Родины».
А. Лутфуллин — один из немногих художников, картины которого наполнены вдохновенной любовью к своей Родине — Башкортостану. Их всегда отличает яркое национальное своеобразие. Он истинно башкирский художник.
Обсудить статью
Правление Павла I было скоротечным, за это время он успел сделать очень много, но также много у него появилось врагов. И дали они ему править всего четыре с небольшим года. Этот небольшой период царствования вместил в себя поход Суворова через Альпы, победу Ушакова в Средиземном море, создание новой и могучей русской армии, ограничение прав дворянства в пользу крестьян и многое другое, что вывело Россию на новый уровень развития и позволило ей в дальнейшем только укреплять свое могущество.
Гатчина для Павла I стала монастырем, местом размышлений, уединения, семейного счастья. За время ссылки на окраину Петербурга, Павел создал свой проект государственного устройства, из которого 38 пунктов успел реализовать. Здесь он создал совершенно новую, боеспособную, хорошо обученную и дисциплинированную армию, которая выстояла в войне с Наполеоном в 1799 и 1812 году. Здесь он выносил тот проект наследования престола, который раз и навсегда положил конец царским переворотам.
Самой противоречивой, малопонятной, трагической и несчастной фигурой в доме Романовых является Павел I. С младенчества обросший легендами и небылицами, с рождения не любимый матерью, обожаемый бабушкой и близкими ему людьми, воспитанный в лучших традициях своего времени и находившийся в фактической ссылке в Гатчине Павел Первый сумел вынести из всего не только негатив. Он сделал Гатчину своей экспериментальной площадкой, благодаря которой Россия выиграла войну 1812 г.
Один – идеалист, другой – практик, один дружил со словом, другой с делом. Два антипода. Но у одного, который для России сделал так много, не сохранилась даже могила, а про другого помнят, читают, к его могиле в Дублине водят экскурсии, монахи ухаживают за могилкой и гордятся им. Про одного помнят только в его родной Костроме, да и то только в тех училищах, что были основаны на его деньги, а про другого знают и и изучают на католическом западе и в православной России. Две судьбы, две истории
Чижов - полная противоположность Печёрина. Человек дела, ставший к концу жизни крупным промышленником и миллионером. Жил, однако, очень скромно. После смерти по завещанию, которое стал образцом для Нобеля, Чижов оставил почти десять миллионов на благотворительность: создание нескольких промышленных училищ и родовспомогательное учреждение. Русские миллионеры сегодня вызывают инстинктивное отторжение, а тогда он пользовался уважением безмерным и беспредельным.
Владимир Печерин. Многие и не слышали о нем, помня только школьного Григория Печорина. А между тем Владимир Печерин был его прообразом. Владимир Печерин – вечный странник и архетип русского интеллигента. Он был выходцем из дворянского рода, бежал от родителей как из Содома, поступил в Петербургский университет и, как блестящий знаток филологии, был направлен на стажировку в Берлин. По ее окончании его ждало блестящее профессорское будущее. Но он предпочел совсем другую жизнь.
Рихтер и Гульд остались в истории музыки и культуры как великие музыканты-исполнители, как личности, масштаб которых оказал огромное влияние на все музыкальное пространство. Но ни тот, ни другой не имели учеников и своей школы, они не были преподавателями, хотя Гульд много сделал, чтобы вновь открыть забытые имена. Но главное, что их объединяет, это совершенная самобытность каждого, умение оставаться собой во всех обстоятельствах, глубина проникновения в музыку и беззаветное ей служение.
Гленн Гульд - музыкальный исполнитель удивительный. О нем много сказано, наверное, больше, чем о ком-либо другом. О его эксцентричности, замкнутости, приверженности к студийным записям, абсолютном неприятии концертной деятельности в залах, где чувствовал себя как медведь в цирке. Но он был очень свободным, в отличие от Станислава Рихтера. Он мог позволить себе такую эксцентричность. Глядя на него, никак не скажешь, что это затворник. Просто ему так нравилось жить и творить.
Творчество художника заключается не в просиживании штанов в тесной мастерской и высасыванием сюжета из пальца, а тяжелый физический труд, который превращается в удовольствие, если делать его с любовью. С любовью к окружающему миру.