Православная И Католическая Икона. Часть Iii (Окончание
(Окончание) Но есть католические иконы, которые близки и православным верующим, хотя даже в их изображении есть детали, которые позволяют определить, в какой традиции она писана. Пример – икона «Остробрамская (или «Островоротная»)». Она находится в католическом храме г. Вильнюса, но, как говорит сказание об этой иконе, привезена из Византии и, до появления в храме, имела название Корсунская Благовещенская, изображающая Благовещение православного письма, от которой сохранился только фрагмент: Дева Мария, смиренно принимающая Благую весть.
Давайте посмотрим на ее католический список и православный.
Православный список называется «Умиление Серафимо-Дивеевская». Икона глубоко почитаема во всем православном мире: перед ней молился Серафим Саровский, перед ней же он скончался. Но этот образ не относится к типу «Елеус» («Умиление»), скорее - к акафистному типу. Эта икона («Умиление Серафимо-Дивеевская») является списком с иконы Остробрамской, которая относится к византийской православной иконописной школе. Но многочисленные реставрации и списки привнесли в нее много католических элементов, хотя видно, что их основа – православная.
В католическом списке бросается в глаза неправославный жест скрещенных рук: левая лежит поверх правой, как и накладывание креста в католичестве происходит слева направо. В православии крест накладывается справа налево, руки скрещиваются также - правая поверх левой.
Обратим внимание на лик верхней (католической) и нижней (православной) икон: в католическом списке глаза выпученные, как бы удивленные; в православном – они смиренно прикрыты и весь лик полон вдохновенного смирения. Одеяние Богородицы в католическом списке имеет тройной цвет, как вообще в католической монашеской традиции: поверх белого плата, накидывается черная мантия. В православном варианте – одежды золотые, светящиеся, подчеркивающие достоинство Девы Марии. Нимбы отличаются немногим, но в православном списке он выпуклей, ярче, лучи исходят от головы Богородицы как от солнца.
Существуют и другие иконы, почитаемые в католичестве и в православии, но в основном это те, что имеют корни в византийской иконописной школе. В настоящее время католические и православные традиции написания икон настолько далеко разошлись, что вряд ли кто-то может их спутать.
Пути разошлись, прежде всего, духовно, что не могло не отразиться и на иконописи.
В статье речь идет об отличиях и особенностях православной и католической икон, их духовных традициях и школах.
Статья продолжает сравнительный анализ православной и католической иконы. Сравниваются пространственное и временное решение икон, цветовая гамма, изображение фигур, духовный смысл образов
В статье речь идет о таинственном мире православной иконы, который требует своего понимания, узнавания, молитвенной практики, знания истории православия и христианства. Без этого трудно приблизиться к распознаванию тайны иконы. Вводная статья дает обзор начальных шагов, которые требуется сделать, чтобы освоить икону хотя бы культурологически, не говоря уже о ее сакральном тайном смысле. Автор планирует серию статей по данной тематике
В статье рассказывается о первой иконе, созданной Самим Господом Иисусом Христом. О том, как она возникла, какие существуют версии на западе и востоке. О том, что привнесла в иконографию иконы "Спас нерукотворный" Русская школа иконописи.
В статье даётся отзыв на стихотворения современного христианского поэта - Л.Л.Ларкиной, а также, публикуются некоторые её стихотворения, иллюстрирующие основные положения статьи.
Обсуждение Государственной думой России и вот уже фактическое принятие законопроекта «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», явно и, я бы сказал, вызывающе означает правовой передел общенародной собственности в конституционно светском государстве в пользу религиозных институтов, что переполнило мою «чашу терпения» и свою безучастность к этому я посчитал некой сделкой со своей гражданской совестью.
В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас — «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет. Так что же это? Деноминация или секта, церковь или ...
Живописнейшее место в Черногории с очень интересной историей. Чудотворная икона, найденная на скале, закрытый францисканский монастырь и навигаторская школа, куда Петр I отправлял учиться своих придворных. И это все в крохотном местечке, протянувшемся вдоль одной из бухт Адриатики.
Сент-Женевьев-де-Буа – огромный памятник ушедшей навсегда в прошлое России Дома Романовых. Аристократы, доблестные генералы, казаки, юнкера, цвет интеллектуальной и культурной жизни. Чужие там, чужие здесь. Они – нигде. Русское кладбище мысли и воинской чести… Кладбище, настраивающее на философские размышления. И приходится констатировать: история нашей страны такова, что с каждым новым поворотом она падает все глубже в бездну, постепенно вымирая и теряя силу возрождения.
Нарядных витрин и низко опущенные плечи бедняка Бедняки — это не только пенсионеры. Это и веснушчатый мальчишка, который,
Благовещение – один из самых больших и почитаемых праздников. Особенно красиво, поэтично и богословски ясно праздник предстает в Богослужении. Оно построено на диалоге Архангела Гавриила и Девы Марии, постепенно разворачиваясь от смущения архангела тем, что он узнал тайну Боговоплощения и что должен ее донести Богородице, до смиренного согласия Отроковицы послужить делу спасения рода человеческого.
В первую очередь речь, конечно же, пойдет о преподобном Ниле. Нил Столобенский родился в конце XV века в древних Новгородских землях – в Деревской пятине, в Жабенском погосте Валдайского уезда. Кто были его родители, и как его звали в миру, неизвестно.
Удивительная духовная связь cложилаcь с озером Селигер – недаром все, кто хоть однажды посетил его, возвращаются сюда вновь и вновь. Великолепные пейзажи, превосходная рыбалка, познавательные экскурсии по великим святыням Селигерского края никого не оставляют равнодушными.
В Первом послании к Коринфянам 10:11 говорится: «Все это происходило с ними, как образы». Библия дает историю израильтян как пример для нас в целях нашего назидания. Существует внешнее различие между работой Бога в Ветхом Завете и Его работой в Новом Завете, но в принципе они одинаковы. Сегодня принцип работы Бога тот же, что и в прошлом.Бог избрал израильтян, чтобы они стали Его народом; Он же избрал и кого-то из язычников, чтобы они тоже стали Его народом (Деян. 15:14).
Каждый из нас, несомненно каждый обладает драгоценностью, которую носим в своем сердце. Кто-то отдает это сокровище без остатка, кто-то иногда делится крупицами, а кто-то вовсе забыл и даже не делает попыток вспомнить о том, чем обладает. Это сокровище – безусловная любовь.
Я изложил своё мнение о религии, религиозности и нравственности в книжке «Принципы Природной этики в трех эссе…». В ней изложил и свои ответы на ряд, интересовавших меня вопросов, в частности, такой: все ли религии имеют нравственную базу? Естественно, рассматривал лишь мировые религии – иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм. И только у христианства, к полному своему изумлению, нравственной базы не обнаружил...
Мы – православные христиане веруем в Единого Бога, во Св. Троице славимого: в Отца, Сына и Св. Духа, в Троицу Единосущную и Нераздельную. Бог-Отец «так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного» за спасение мира (Иоанн. 3: 16); а Сын Божий – Господь Иисус Христос по той же божественной любви «Себя предал за Церковь» (Ефес. 5: 25), т.е. пострадал за всех верующих, «да будет Церковь свята и непорочна».
Иеронимус Босх – очень необычный художник и мало кто из современников может понять его диковинные символы, изображенные в виде животных – кошек, жаб, змей. Но в его картинах есть что-то завораживающее и проникающее в подсознание, даже если не всегда понимаешь изображенное. Его триптих «Страшный суд» - не исключение. Особенно интересно сравнивать его с православной иконой Страшного суда. У Босха движение идет по горизонтали, а не вертикали, и чем выше – тем мрачнее.
Можно ли жить готовыми рецептами, выработанными человечеством, но не пропущенными через собственное сердце, через собственный опыт? Мне очень близко то, как решил этот вопрос Рембрандт в картине «Возвращение блудного сына». Великий мастер, великая судьба и великая философская картина, звучащая как слова Господа «Свершилось». Последняя точка и последнее слово того, кто познал в жизни все и сумевший выразить это в одной единственной - последней - работе – «Возвращение блудного сына»...
В год четырехсотлетия дома Романовых те места, в которых побывала давным-давно, окрашиваются сегодня другой значимостью и другими смыслами, более нагруженными русской историей и русским взглядом. Юная шестнадцатилетняя принцесса из маленького Французского городка, а по сути – немецкого княжества с небольшим городком Монбельяр в центре, решает судьбу России на долгие сто лет. Решает своей ментальностью, духом и воспитанием. Но Россия все-таки берет свое...
Новый творческий подъем у Пикассо опять связан с женщиной – молодой и амбициозной Франсуазой Жило. Сильная, независимая и неординарная она оказалась единственной, которую Пикассо не разрушил. С детства приученная отцом покорять вершины, союз с Пикассо она восприняла как соперничество. Но силы оказались слишком неравны. Его вернула к жизни Жаклин Рок, седьмая муза художника. К тому времени ему было уже за 70. Она сгладила его старость и одиночество.
Во второй части - рассказ о следующих двух периодах художника. Пикассо постепенно отходит от Ольги, выстраивая свой новый мир вдалеке, в новом замке, купленном специально для новой пассии – Мари-Терез Вальтер. От угловатых фигур мастер переходит к мягким округлым формам, которые словно плывут в невесомости. Но после разрыва с женой все рухнуло: он также неожиданно охладевает к своей пассии, как когда-то неожиданно ею пленился. Теперь рядом с ним умная и независимая Дора Маар.
Музей Пикассо, сегодня закрытый на реставрацию, тогда, 1993 году, произвел огромное впечатление, не меньшее, чем музей Орсе. И самое большое удивление было от того, как менялся стиль Пикассо от периода к периоду, от женщины к женщине. Женщина помогала ему разобраться в себе, в понимании внутреннего мира женщины, которая тогда была рядом с ним, обрести новое дыхание. В первой части речь идет о трех музах художника: Фернандо Оливье, Марсель Умбер (Еве Гуэль) и Ольги Хохловой.
Сент-Женевьев-де-Буа – огромный памятник ушедшей навсегда в прошлое России Дома Романовых. Аристократы, доблестные генералы, казаки, юнкера, цвет интеллектуальной и культурной жизни. Чужие там, чужие здесь. Они – нигде. Русское кладбище мысли и воинской чести… Кладбище, настраивающее на философские размышления. И приходится констатировать: история нашей страны такова, что с каждым новым поворотом она падает все глубже в бездну, постепенно вымирая и теряя силу возрождения.
Уникальный музей, собравший все шедевры искусства Франции конца XIX- начала XX века, музей – промежуточный между Лувром и музеем Современного искусства в центре Жоржа Помпиду. Им восхищаются, в него возвращаются, подолгу стоят перед великими полотнами Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Гогена, Писсарро, Анри Руссо, Эдуарда Мане и Клода Моне и многих-многих других величайших художников мира, чьи полотна сегодня стоят миллионы на аукционах.