Разговор о композиции

Опубликованно: 13/12/2006 |Комментарии: 0 | Показы: 30,087 |

Для многих начинающих художников композиция является понятием загадочным и не досягаемым.
Композиция в изобразительном искусстве играет далеко не последнюю, а скорее наоборот первостепенную роль. Именно композиция влияет в первую очередь на восприятие изображения и создает некую психологическую связь между художественным произведением и зрителем.
Давайте рассмотрим, что же такое композиция, что составляет ее основу. Лучше всего это сделать на примере живописного произведения, по сколько как правило именно в живописи понятие композиции отражается наиболее полно и многогранно.
Композицию как таковую условно можно разделить на несколько составляющих. Назовем их опять же условно "геометрическая композиция", которая плавно перетекает в "пространственную композицию", которая также плавно переходит в "цветовую".
Все три указанных выше раздела композиции неразрывно связаны между собой и в итоге образуют одно целое, что собственно и принято называть композицией.
Геометрическая композиция включает в себя непосредственно геометрию предметов, которые при размещении на плоскости холста, условно создают один общий контур и в то же время "читаются" самостоятельно т.к. каждый предмет имеет свою геометрическую форму, свой цвет, свои освещенные места, собственную и падающую тень.
Пространственная композиция представляет собой геометрическое расположение предметов в реальном пространстве переносимое непосредственно на плоскость холста с учетом перспективного удаления или приближения предметов, а так же искажения геометрической формы предметов при перспективном удалении, что в совокупности и связывает геометрическое и пространственное построение композиции.
И на конец цветовая композиция определяет расположение предметов по отношению друг к другу с учетом их цвета, формы, пространственного расположения, тоновой насыщенности и яркости цвета.
Все три составляющих образуют общую композицию произведения и неразрывно связанны между собой. Конечно в скульптуре или в некоторых графических произведениях, где изображение может быть одноцветным, учитываются только тоновые отношения предметов или их частей. В данных направлениях изобразительного искусства раздел цветовой композиции можно опустить. Именно по этой причине мы и рассматриваем композицию в произведениях живописи.

Давайте начнем с геометрического построения.
В первую очередь нужно сказать о том, что очень важно при построении композиции учитывать то, как различного рода геометрические фигуры оказывают на человека различное влияние. С помощью геометрии можно задать определенный ритм в восприятии композиции или наоборот придать статику изображению. С ее помощью можно задать зрителю определенные "пути просмотра" произведения или наоборот вызвать неприятные ощущения. Можно вызвать у зрителя поток эмоций, взбудоражить воображение или создать спокойствие и умиротворение в его душе .
Так на пример если долго рассматривать нарисованный на листе бумаги равнобедренный треугольник, то через некоторое время у человека начнет возникать некое чувство беспокойства. Это связано с тем, что любой угол зрительно задает направление взгляду, зритель подсознательно направляет взор в указанном углом направлении и чем острее угол, тем сильнее он заставляет нас посмотреть в его сторону.
Это явление можно назвать "эффектом указателя", именно по этому все указатели направления, как правило, всегда сопровождаются стрелкой, на конце которой острый угол. Когда же мы смотрим на равнобедренный треугольник, наше подсознание не может выбрать направления, поскольку все углы одинаковы и это вызывает беспокойство. Конечно, все люди в разной степени восприимчивы. От степени восприимчивости зависит лишь время, которое потребуется для начала беспокойства и силы этого беспокойства.
Круг наоборот приводит человека в состояние покоя. Именно круг заставит зрителя рассматривать изображение бесконечно. Зритель подсознательно будет рассматривать изображение, двигаясь взглядом по кругу, так как глазу абсолютно не за что "зацепиться". Это движение будет бесконечным, и не будет вызывать ни какого беспокойства.
Множество частых вертикальных линий зрительно сжимает изображение по горизонтали и вытягивает по вертикали. Такие же горизонтальные линии создадут обратное впечатление.
Все подобные моменты необходимо учитывать, так, как все они задают определенный ритм изображению, указывают зрителю "пути просмотра" и способны вызывать у него определенное психологическое состояние.
Возвращаясь к началу построения композиции нужно заметить, что в любой композиции должен быть центр и этот центр не обязательно должен находиться в геометрическом центре холста. Он может находиться в любом месте картины, при этом все остальные элементы композиции становятся второстепенными и подчиняются композиционному центру. Центр должен восприниматься главной частью картины, основой композиции. Не обязательно так же, что бы композиционный центр был самым крупным предметом. Это может быть маленькая деталь, на которую будет обращено основное внимание.
.
Посмотрите картину П.А Федотова "Завтрак аристократа". Несомненно, центром композиции в данной картине является не сам обедневший аристократ, а именно его завтрак, который он пытается спрятать от неожиданного посетителя. Автор картины не навязчиво направляет внимание зрителя к центру композиции, которым является скромный кусок черствого, черного хлеба. В данной композиции аристократ является фигурой второстепенной, но именно с помощью этой фигуры внимание зрителя направляется к главному, к композиционному центру которым является в данном случае завтрак аристократа.
Часто начинающие художники не учитывают всех аспектов композиции, но даже подобрав на пример в натюрморте боле - менее подходящие по цвету предметы, забывают о том, что фон в картине является окружающей средой этих предметов и так же является частью композиции.
Мало знать основы цветоведения и уметь составить из имеющегося набора красок нужный колер, нужно еще и положить его в нужное место. Очень часто получается так, что, подобрав красивые, яркие краски и положив их на холст, начинающий художник видит на холсте грязное пятно. Это происходит по причине тог, что не учитываются условия цветовой композиции. Зрение человека устроено так, что находящиеся рядом цветовые пятна, глаз автоматически смешивает и в результате краски которые сами по себе красивы, в восприятии зрителя смешиваются и получается грязь, которая получилась бы, если бы мы на самом деле смешали эти краски. Так же нужно помнить о том, что любой предмет обладает способностью отражения или поглощения цветовых оттенков, находящихся рядом предметов, что два разных по цвету предмета на одном фоне могут выглядеть по-разному. Все эти моменты необходимо учитывать при составлении цветовой композиции
Так же необходимо помнить, что вся картина в окончательном варианте, должна быть подчинено какому то общему колориту.
Конечно, многое зависит и от того какую задачу ставит перед собой художник, какие эмоции, чувства и ассоциации он хочет вызвать у зрителя. Иногда можно построить работу и на противоположности цвета, на контрасте тоновых отношений, но при этом все же не следует забывать о сочетании цветовых оттенков.
Пространственная композиция так же связана с цветовым решением, так как при удалении тоновая насыщенность и насыщенность цвета предметов становится менее выраженной. Находясь в пространстве предметы, могут частично загораживать друг друга, создавать тень, что так же влияет на изменение цвета предметов и в некоторых случаях может создаваться эффект "темных пятен".
При построении композиции в натюрморте у художника, несомненно, больше возможностей, чем при написании пейзажа, если конечно этот пейзаж не является вымышленным. Художник по желанию может вносить в постановку изменения, добавляя или убирая необходимые предметы, может менять их местами, подбирать по цвету и форме. Тоже касается и композиции в жанровых сценах и в портретной живописи.
В пейзаже задача сложнее и в тоже время проще. Сложность как правило заключается в том. что бы выбрать наиболее подходящую точку обзора, ведь художник будучи на пленэре не может изменить ландшафт местности, поменять местами деревья, дома и т.д. В то же время не всегда бывает возможность занять позицию, так как хотелось бы. Как же быть?
Прежде всего, нужно внимательно посмотреть, что именно мешает обзору. Иногда в поле зрения попадает, какой то предмет, который портит общий вид композиции. Это может быть на пример линия электропередач или не красивый куст. Такие предметы можно "пропустить", то есть просто не изображать в композиции, не красивый куст можно изменить придав ему более красивые контуры, ведь художник изображает не столько реальность- сколько свое отношение к ней и свое восприятие реальной действительности, свои эмоции вызванные тем или иным видом .
Часто начинающие художники так увлекаются изображением деталей, что, в общем, не плохая композиция превращается в набор предметов, которые "колют глаз", не дают увидеть главного.
При работе на пленэре, необходимо помнить, что освещение (особенно в солнечную погоду) быстро меняется, соответственно меняется направление теней, их насыщенность, цвет на предметах и т.д. по этому на пленэре нужно работать по возможности быстро, а значит, на многие детали просто не стоит тратить время.
Конечно, можно ходить на одно и то же место много раз с тем, что бы написать подробно и тщательно. Но при этом нужно не забывать, что чем дольше вы работаете над одним и тем же этюдом, тем более "замученным" он становится, а многообразие мелких деталей в большем количестве может только испортить композицию в целом, да и зрителю многие подробности просто не нужны. Хотя бывает и так, что какую то деталь напротив следует "подчеркнуть", обратить на нее внимание зрителя.
При работе над пейзажем, сразу необходимо определиться с общим колоритом. Наиболее распространенная ошибка это так называемая "зеленка". Когда художник при написании зелени (травы, крон деревьев и кустарников) использует много зеленой краски или пишет и траву и кроны деревьев одной краской и в результате вся "зелень" на картине получается одинаковой или слишком зеленой, вся композиция приобретает зеленый колорит и становится скучной и не интересной. Посмотрите внимательно и вы увидите , что трава и деревья имеют разный цвет и этот цвет не всегда именно зеленый. Цвет зелени может быть и коричневым и голубым и желтым и даже красным.


Часто встречающаяся ошибка это разделение картины как бы на две части. Такая ошибка, как правило, встречается в натюрмортах, когда автор изображает край стола, на котором находится вся постановка. Ровная линия от одного края картины до другого визуально отделяет нижнюю часть изображения от верхней, что неизбежно приводит к разделению композиции на две части. Что бы этого избежать, можно "перебить" эту линию, на пример, положив на край стола свисающую гроздь винограда, веточку смородины и т.д.
Можно избавиться от такого разделения в изображении с помощью складок скатерти или свисающего куска драпировки. Так же можно при построении композиции выбрать такую точку обзора, когда край стола будет проходить не параллельно горизонтальной линии холста, а в перспективном удалении, но тут может возникнуть другая распространенная ошибка, когда угол стола направлен прямо на зрителя. В этом случае, угол неизбежно будет отвлекать внимание и зрительно "уводить" взгляд в нижний край картины. В таких случаях происходит "эффект указателя", который создает любой угол в композиции. Такой ошибки так же можно избежать с помощью свисающей драпировки или кладки скатерти на краю стола, которая, как правило, образует встречный угол и возвращает внимание зрителя обратно. При этом обратите внимание, что если соединение этих углов будет очень явным или ярко выраженным, то это соединение углов может сосредоточить на себе внимание и отвлечь зрителя от основной композиции. Подобные ошибки могут случиться не только в натюрмортах, но и в других жанрах живописи. Постарайтесь внимательнее следить и обдумывать композицию еще на стадии построения, что бы не приходилось вносить исправления в процессе работы с красками, особенно если вы собираетесь работать акварелью, ведь в акварели уже ни чего нельзя будет исправить, если в процессе работы, особенно на заключительных стадиях вдруг обнаружатся подобные композиционные ошибки.

В композиции пейзажей часто встречаются и другие ошибки. Такие на пример, как изображение заборов или линии кустарников на переднем плане картины. Такая композиция тоже делит картину как бы на две зоны. Кроме того, подсознательно такой забор или ряд кустарников воспринимается человеком как преграда, которую нужно преодолевать и останавливает на себе взгляд зрителя. Такая же остановка осмотра изображения происходит, если такое препятствие встречается на других планах композиции.
Наилучшей для восприятия является такая композиция, когда зритель может ╚гулять╩ по картине взглядом и желательно, что бы он не бегал хаотично и рассеянно, не имея возможности остановить ни на чем свой взгляд, а так что бы движение взгляда происходило в каком то направлении, желательно по кругу. Такую картину можно осматривать долго и внимательно.
Очень важным моментом для композиции, является выбор формата будущего произведения. Если формат окажется слишком большой для композиции, то в картине может оказаться слишком много необоснованного пространства. При чем очень часто этим ╚ лишним╩ пространством оказывается небо в пейзаже. Большой кусок неба конечно можно допустить, но он должен быть обоснован композиционно. Тоже касается и переднего плана.
Если формат холста слишком маленький, то может возникнуть ощущение, "фрагментарности" изображения, когда композиция не воспринимается целой картиной, а выглядит "куском", какого то произведения.
Прежде чем начинать рисунок композиции на большом формате полезно делать не большие наброски, размером чуть больше спичечного коробка. Это помогает увидеть будущую композицию в целом, определить ее геометрические контуры, не дает отвлекаться на детали.

Конечно, в одной статье невозможно рассказать обо всех тонкостях построения композиции, тем более, что работа над композицией процесс творческий. Каждый художник должен самостоятельно развивать чувство композиции, понятие о красоте. Другие могут лишь дать полезные советы и обратить внимание на недостатки, в целом же композиция вещь индивидуальная. При всей грамотности и отсутствии недостатков композиция может оказаться не интересной и в то же время другая картина при наличии недостатков в композиции может быть интересна и привлекательна.
Очень полезно для любого художника, время от времени просматривать свои старые работы, с тем, что бы найти допущенные ошибки, сравнить с новыми работами и с работами других художников. К стати сказать художник, как правило, в чужих работах, лучше замечает ошибки, нежели в работах собственных. Это происходит по тому, что на чужие работы он смотрит "другими" глазами, а к своим картинам глаз привыкает и ошибки труднее заметить, особенно когда долго работаешь над одним и тем же произведением. По этой причине полезно временно откладывать работу и смотреть на нее через какое то время, когда глаз от нее отвыкнет. Но не стоит откладывать работу очень на долго т.к. эмоциональное состояние любого человека постоянно меняется, меняется настроение. Подойдя к работе через большой промежуток времени, может возникнуть желание полностью переписать уже почти готовую картину. Тут нужно помнить и понимать, что это будет уже другая картина. Не увлекайтесь переписыванием. Как правило, постоянное переписывание одной и той же картины к хорошим результатам не приводит. Работа теряет свежесть, становится замученной и тяжелой для восприятия. Постарайтесь просто исправить допущенные недостатки.
Не расстраивайтесь если у вас, не сразу будут получаться хорошие композиции. Работайте чаще и со временем вы заметите, что вам все меньше приходится задумываться над проблемами создания композиции, многие моменты у вас станут получаться на уровне подсознания, на уровне профессиональной памяти.

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/kultura-i-iskusstvo-statya/razgovor-o-kompozicii-81713.html

Обсудить статью

Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Философско-эстетическим основанием абстрактного экспрессионизма во многом явилась популярная в послевоенный период философия экзистенциализма.

От: Вечеслав Белыхl Культура> Живописьl 20/12/2006 lПоказы: 970

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.

От: Вечеслав Белыхl Культура> Живописьl 05/01/2007 lПоказы: 70,558

Название стиля произошло от итальянского барокко -странный, вычурный, замысловатый. Этот стиль распространился в Европе и в Латинсской Америке в 17в - первой половине 18в. Архитектурные формы величественные, динамичные, свободные. Линии плана зданий и экстерьер более кривые, волнистые. В нарядных интерьерах много декоративных архитектурных форм, скульптур и произведений живописи. В искусстве характерна игра света и теней. Родина архитектуры стиля барокко - Рим. Новый стиль прежде всего утвердилс

От: Вечеслав Белыхl Культура> Живописьl 06/01/2007 lПоказы: 150,770 lКомментарии: 1

В статье описывается развитие пейзажного жанра в историческом плане и его современное состояние, производится сравнительный анализ живого пейзажного творчества и картин изготовленных принтером.

От: Евгений Ивановl Культураl 08/10/2009 lПоказы: 779

Имея многолетний опыт работы с дикой природой в ее естественной среде, Ян Дави сейчас обращает это в глубину знаний при создании необычайно красивых картин. Английский художник использует уникальный холст для своих произведений - лебединые перья.

От: Veronical Культура> Живописьl 03/06/2009 lПоказы: 203

Здравствуйте! Спасибо за то, что посетили наш сайт ~Vintage Parfums~! Вы можете пролистать Альбомы в поисках вещей для дома и для души. Любите ли Вы винтаж так, как любим его мы? Даже если Вы не являетесь поклонником винтажных вещей, надеемся, что Вам все равно приглянется какая-нибудь милая вещица! Все, что Вы найдете в Альбомах – есть в наличии. В разделе «Как купить» Вы найдете подробную информацию. Добро пожаловать!!

От: oks_2000l Уход за собойl 30/12/2014

Знатоки называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Именно поэтому одухотворенность готического стиля, его устремленность ввысь, его дематериализация даже через 5 веков продолжает занимать умы и волновать сердца.

От: Минаев Андрейl Обустройство быта> Дизайн и интерьерl 11/01/2010 lПоказы: 889

Статья посвящена состоянию культуры и искусства, как дня сегодняшнего, так и завтрашнего. Автор ставит острые, нелицеприятные вопросы и отвечает на них. Во второй части статьи представлено новое направление в живописи.

От: Андрейl Культура> Живописьl 12/10/2007 lПоказы: 218

Юлдашев Мубарак Сайдакулович родился в 1934 году в городе Чимкенте республики Казахстан. В семье девяносто четырех летнего духовного служителя, из уважаемого в мусульманском мире рода Саидов, Юлдашходжи ибн Сайдакилхана.

От: Нигинаl Культура> Живописьl 09/11/2013

Что главное для современного искусства? Эпатаж? Протест? Почему искусство сегодня превратилось в протестную акцию и отказалось от функции воспитывать в людях прекрасное? Стоит ли ставить крест на всем современном искусстве?

От: Здорик Анастасияl Культураl 17/06/2013 lПоказы: 98
Open Austria

В Тироле появляется все больше и больше буддистов. В субботу 25.05 все буддисты мира отмечали праздник Весак, день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Гаутама. Встреча буддистов земли Тироль и праздник просветления Будды прошли в новом храме, открытом в этот же день, сообщает информационное агентство ORF.

От: Open Austrial Культураl 26/05/2013 lПоказы: 27

Вегетарианство - это система питания , полностью исключающая потребление мяса любого вида. Также существует так называемое строгое вегетарианство, или веганство, когда отказываются от всех продуктов животного происхождения, таких как молоко, яйца, мех, мед, кожа и т.д., также отказываются от продукции , которая тестирование на животных.

От: Александр Дестроевl Культураl 16/02/2013 lПоказы: 29

Кино, кино, кино.… С самого момента появления кинематографа кино приобрело бурную популярность у населения всего мира, и до сих пор представляется лидером среди развлечений.

От: Павелl Культураl 25/01/2013 lПоказы: 73

Мы то, что мы читаем, смотрим в кино, слушаем в плеере, но как нас воспринимают окружающие? Действительно ли это так? Проверим!

От: Анатолийl Культураl 23/01/2013 lПоказы: 59

Первое, что необходимо понимать при выборе нательного креста – это то, что нательный крест не является украшением

От: Еленаl Культураl 17/01/2013 lПоказы: 140

Алкоголь - современная беда человечества, особенно среди молодежи! Что лучше - перейти к Здоровому Образу Жизни или остаться рабом вредной привычки?!

От: мерилиндаl Культураl 09/01/2013 lПоказы: 144

Хотя Рождество в Украине еще не скоро, и мы находимся в большем предвкушение от предстоящего Нового Года, Европа и Америка полным ходом готовится к празднику. Люди закупают подарки, ставят елку, пишут письма Санта Клаусу, готовят блюда и украшают дома разноцветными новогодними украшениями.

От: Natalial Культураl 24/12/2012 lПоказы: 262

Важным для художника живописца является и владение познаниями в области цветоведения и навык применения этих познаний. Именно благодаря цвету, зритель имеет возможность ощутить всю красоту живописного произведения и воспринять реалистичность изображения.

От: Александр Авринl Культура> Живописьl 24/12/2009 lПоказы: 4,335

Микеланджело, который был одновременно и живописцем, и скульптором, и архитектором, говорил, что «рисунок, есть источник и корень всякой науки».

От: Александр Авринl Культураl 04/04/2008 lПоказы: 250,135 lКомментарии: 1

Начинающим художникам и тем , кто просто хочет научиться рисовать, эта статья поможет освоить основные принципы и подходы к рисованию, поможет выявить свои таланты в изобразительном искусстве, а так же просто преодалеть барьера и комплексы, которые мешают заняться творчеством.

От: Александр Авринl Культураl 13/12/2006 lПоказы: 46,017
Блок автора
Категории статей
Quantcast