Русский Национальный Костюм

Опубликованно: 20/01/2011 |Комментарии: 0 | Показы: 950 |

Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Праздничный и повседневный.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца.

Костюмы знати изготовлялись из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству. Фасон одежды не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён сначала после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех, въезжающих в город в русской одежде и бороде брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного[2].

Ещё менее популярным русский национальный костюм стал после революции. Тем не менее, в некоторых местах, особенно на Севере, многое используется по сей день.

Мужская одежда

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. У первых известных русских мужских рубах (XVI — XVII веков) под мышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Русская рубаха сшита из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырехугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5-4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Зепь — вид кармана.

Штаны. Гачи. Порты (одежда). Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Верхняя одежда

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свита (одежда). Обычное название для верхней одежды — свита. Она может быть и распашной (кафтан) и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8-12 пуговиц или завязок, с разговорами.

* Кожух (одежда) — зимний кафтан.
* Терлик
* Сермяга
* Вотола
* Корзно — парадный плащ.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом во внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.

Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.

Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья? — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Женская одежда

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8 — 10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом(ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

* Сарафан
* Понёва
* Запона
* Телогрея
* Приволока — безрукавная накидка.
* Шушпан

Верхняя одежда

Женская верхняя одежда не подпоясывались и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.
Головные уборы

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

* Кичка (головной убор)
* Сорока (головной убор)
* Кокошник (головной убор)
* Повойник

Обувь

Лапти, башмаки, чоботы, ичиги, валенки, онучи, поршни.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века, появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Ткани

Основные тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтерь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Цвета одежды

Применялись ткани ярких цветов: красные, синие, зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые и пестрые.

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красновишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудожёлтый, сахарный, серый, соломенный, светлозелёный, светлокирпичный, светлосерый, серогорячий, светлоценинный, таусинный (тёмнофиолетовый), тёмногвоздичный, тёмносерый, червчатый, шафранный, ценниный, чюбарый, тёмнолимонный, тёмнокрапивный, тёмнобагровый.

Позже появились ткани черного цвета. С конца XVII века черный цвет стал считаться траурным.

Украшения

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обоим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и т.д.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шелкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с 6 товарищи. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

Ожерелье

Ожерелье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Другие украшения

Височные кольца — колты. Шейная гривна.

Аксессуары

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.


* Русские народные головные уборы в живописи
* Форум по истории одежды
* Русский костюм IX—XII вв.
* Русские пуговки гирьки - классификация, история, материал, рисунки и их магический смысл.
* Статья по одежде для старообрядцев


1. Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 56
2. Г. П. Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 59-60


1. Древняя одежда народов Восточной Европы. М.,1996
2. Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. М., «Мысль», I999
3. Древняя Русь. Быт и культура. Археология. М.,"Наука",1997
4. Кудь Л. Н. Костюмъ И украшенія древнерусской женщины. Кіевъ, 1994
5. Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. Киев, «Наукова думка»,1995
6. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. М.,-Л., «Искусство»,1945
7. На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII—XX вв. М.: Наука, 1989. ISBN 5020099554
8. Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. М.: Наука, 1981.
9. Иван Забелин. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
10. А. Ф. Вельтман Московская оружейная палата. В Тип. И. Степанова, 1844

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник статьи: http://www.rusarticles.com/moda-statya/russkij-nacionalnyj-kostyum-4074815.html

Обсудить статью

Эволюция традиционного костюма проходила не толь­ко под влиянием внешних факторов, но и, как уже говорилось выше, вследствие внутреннего развития. На протяжении XIX — первой четверти XX века шла по­степенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники — повой­никами, повойники — платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны — поддевкам и т. д.

От: st0007l Шоппинг> Модаl 20/01/2011 lПоказы: 98

Одежда — это особый знак, своего рода пароль национальной культуры. Традиционный костюм - одна изглавных ценностей нации, служащая ей надежным идентификатором в полиэтническом пространстве Вселенной.

От: st0007l Культура> Народное творчествоl 02/03/2011 lПоказы: 6,778

Сари завоевывает как Европу, так и Россию: лучшие дома высокой моды создают коллекции традиционной индийской одежды. Знаменитости дефилируют в сари по красной ковровой дорожке. Теперь и Вы можете, его носить.

От: jayaradhal Товары и Услугиl 08/03/2009 lПоказы: 97

Европу начала накрывать волна популярности одежды и аксессуаров в стиле пэчворк. Толчком к очередному витку моды в этом направлении послужили еще прошлогодние показы летних коллекций D & G, Antonio Marras, Prada, Miu Miu, Bottega Veneta и некоторых других кузнецов модных трендов с мировым именем. Летом 2013 фантазиям на тему одежды в стиле пэчворк предались и многие другие модные дома. До России и Украины уже докатилось эхо ажиотажа. Пора знакомиться ближе с новыми тенденциями "лоскутной" моды!

От: Take-itl Шоппинг> Модаl 27/06/2013 lПоказы: 750

Все женщины любят обновлять свой гардероб, совмещая приятный отдых с покупкой стильных вещей, обуви, аксессуаров. Поход по магазинам в поисках обновок помогает женщине получить заряд положительной энергии, тем самым избавляя от депрессии и плохого настроения. Что может лучше снять стресс, чем покупка нового платья, юбки или стильного аксессуара?

От: kamradl Шоппинг> Модаl 21/06/2013 lПоказы: 181

Проблема, которая изнуряет многих женщин, содержится лишь в одном — что все-таки брать с собой на курорт? Коль скоро вы намерены не только загорать круглосуточно на пляже, но и заниматься интенсивным отдыхом, одежда спортивного стиля вам нужна! Вот несколько стильных новинок сезона, которые необходимо непременно взять в багаж.

От: александрl Шоппинг> Модаl 21/06/2013 lПоказы: 200
Sergey Horoshilov

модная одежда для девушек модная одежда 2013 фото Какие же новшества в моде произошли в 2013г? В этом году мода удивит всех своим цветным колоритом. В моде будут неординарные цветовые гаммы! Смелые решения цветовой палитры поразят такими оттенками, как малиновый, синий, золотой! Это всё можно увидеть в альбомах модная одежда 2013 фото

От: Sergey Horoshilovl Шоппинг> Модаl 18/06/2013 lПоказы: 205

Настало время ясной погоды, неплохого настроения, отдыха и загорания на пляже. Скорее всего, вы уже успели приобрести немного новейших комплектов одежды. Сейчас наступила очередь аксессуаров. Выберите к платьицам, топам, юбочкам и шортикам наряженные и популярные сумочки,а какие образцы более востребованы в данном периоде можно узнать из этой статьи.

От: александрl Шоппинг> Модаl 18/06/2013 lПоказы: 110

Лето, море, пляж. Купальник есть, но чего-то явно не хватает. Особенно, если речь идет о том, чтобы посидеть у моря с мохито в руках на террасе прибрежного бара в компании спутника со взором горящим. Ах, да! Конечно же туники! Шелковой прозрачной, вязаной ажурной или же вышитой хлопковой в этностиле — какую выбрать? Давайте взглянем, что предложили нам для этого лета уважаемые кутюрье, а там уж и решим.

От: Take-itl Шоппинг> Модаl 17/06/2013 lПоказы: 260

Сезон весна-лето 2013 радует нас большим разнообразием ярких цветов и оттенков. Здесь нет какой-то одной, четко выраженной тенденции. На подиумах была представлена целая палитра пастельных, неоновых и насыщенных оттенков. Кроме этого дизайнеры не обошли вниманием и классические монохромные сочетания черного и белого. Тренд 1. Цвет мяты и изумрудный оттенок Свежий и элегантный оттенок мяты, который прекрасно сочетается с другими пастельными и нейтральными оттенками, придавая образу необычайную

От: Еленаl Шоппинг> Модаl 14/06/2013 lПоказы: 98

Для каждого современного человека солнцезащитные очки – это не только средство защиты от ультрафиолета, но и модный аксессуар, присутствующий в сезонных коллекциях именитых дизайнеров.

От: postupl Шоппинг> Модаl 13/06/2013 lПоказы: 89

Что нужно скейтеру? То же, что и любому прочему индивидууму, предпочитающему не ходить пешком по земной поверхности, а летать, ездить, порхать, катиться и т. д.: средство передвижения. Машинисту подавай паровоз, дельтапланеристу — дельтаплан, кайтсерферу — кайт. Скейтеру, соответственно, требуется скейтборд — доска, говоря попросту.

От: st0007l Спорт> Спортивные товарыl 07/04/2011 lПоказы: 181

Одежда — это особый знак, своего рода пароль национальной культуры. Традиционный костюм - одна изглавных ценностей нации, служащая ей надежным идентификатором в полиэтническом пространстве Вселенной.

От: st0007l Культура> Народное творчествоl 02/03/2011 lПоказы: 6,778

Печать на сумках логотипов используется и для того, чтобы преподнести их в подарок коллегам и партнерам. Этот оригинальный и стильный аксессуар всегда вызовет радость и приятные эмоции. Уважение и признательность за эффективное сотрудничество – вот что вы можете изящно продемонстрировать своим деловым партнерам, подарив им сумки с логотипом.

От: st0007l Товары и Услуги> Советыl 02/03/2011 lПоказы: 243

Если Вам нужно хорошо зарекомендовать и разрекламировать свою компанию перед будущими потребителями, сумка прекрасно подойдет для решения этой задачи. Сумки с логотипом являются простым и качественным способом рекламы для компании.

От: st0007l Товары и Услугиl 28/02/2011 lПоказы: 279

Эти летние сумки отличает яркая стойкая печать и легкий летний дизайн. Они идеальны для выставок, промо-акций, в качестве подарка или просто как красивая практичная вещь на память.

От: st0007l Товары и Услуги> Советыl 28/02/2011 lПоказы: 325

Стиль Готик Лолита - это инфантильный стиль, имитирующий поведение, украшения, одежду наивной, невинной, благовоспитанной, непосредственной девочки, если бы эта девочка выросла на кладбище и читала всю жизнь романы о вампирах.

От: st0007l Шоппинг> Модаl 10/02/2011 lПоказы: 282

Мода на вампиров, эльфов, оборотней и других мистических персонажей уже давно охватила коммьюнити западных художников-кукольников и взрослых коллекционеров кукол, а в BJD-сообществе эти существа встречаются чуть ли не чаще, чем "простые смертные". Производители популярных fashion-кукол, оценив масштаб явления, решили не отставать.

От: st0007l Хобби и Увлечения> Коллекционированиеl 09/02/2011 lПоказы: 1,297

Технология сублимационной печати позволяет переносить полноцветные изображения на практически любую синтетическую или полимерную поверхность. Слово "сублимация" означает "испарение".

От: st0007l Хобби и Увлечения> Коллекционированиеl 07/02/2011 lПоказы: 216
Блок автора
Категории статей
Quantcast