Стресс и психологическая помощь
Каждый профессионально практикующий психолог, психотерапевт или психоаналитик, прежде чем принять решение о возможности оказания психологической помощи, должен задать себе самому и обсудить с потенциальным клиентом несколько вопросов принципиальной важности, от оценки которых напрямую зависит эффективность дальнейшей работы. Основной вопрос здесь следующий. Как оценивать просьбу о предоставлении психологической помощи,психотерапии или психоанализа?
На наш взгляд, имеется несколько основных условий, позволяющих психологу или психотерапевту принять положительное решение о предоставлении помощи. К сожалению не все из этих условий очевидны сразу, во время первичной беседы с клиентом. Рассмотрим эти условия.
Насколько человек осознает свое психическое страдание?
Может казаться самоочевидным, что клиент психологически страдает; иначе, зачем бы он обратился к специалисту? Но это условие не всегда присутствует. Вот несколько наиболее распространенных примеров.
Некоторые люди обращаются за психологической помощью исключительно по настоянию других. Например, партнер по отношениям может сказать, что не будет продолжать отношения, если другой не предпримет «чего-то» для решения своих проблем.
Или же лечащий врач может посоветовать обратиться к психологу или психотерапевту. Это может случиться, когда человек страдает от заболевания, которое имеет психосоматическое происхождение. Некоторые из людей, страдающих от психосоматических симптомов, пребывают в полном неведении о какой-либо психической боли и могут отрицать любой намек на взаимосвязь между физическим страданием и неприятными психологическими переживаниями. В большинстве случаев совместное исследование симптомов психотерапевтом и клиентом значительно продвигает последнего в понимании феноменов своей внутренней жизни и сокращает риск психосоматической уязвимости. Но иногда (в случае достаточного отчуждения человека от своих психических и телесных процессов) психотерапия или психоанализ могут оказаться не только бесполезными, но и даже опасными. Речь идет о потенциальном риске психоза.
То же самое можно сказать о людях, зависимых от алкоголя или наркотиков. Проблема зависимости не разрешается на уровне избавления от химической стимуляции. Психолог или психоаналитик должен предложить человеку подумать о своих, возможно, невыносимых переживаниях и мыслях, от которых он бежит в зависимое поведение. Только в таком случае работа с зависимостями приобретает смысл.
Резюмируя, хочется подчеркнуть, что не зависимо от причины обращения к психотерапевту, самым важным является желание клиента предпринять попытку изменить себя – т.е. пройти психотерапию или психоанализ для себя самого. Когда человек не признает психологических страданий, его не следует рассматривать в качестве кандидата для прохождения курса психотерапии или любого другого вида психокоррекции, хотя другие люди из его окружения могут настаивать на том, что ему необходима психологическая помощь. Отнюдь не каждый, кому нужна помощь (и кто объективно нуждается в психотерапии или психоанализе) способен эту помощь принять. Вне зависимости от тяжести симптомов психолог или психоаналитик, несмотря на все свои старания и профессионализм, не сможет помочь тому клиенту, у которого отсутствует собственное желание работать над своими проблемами, перерабатывая их психологически. Поэтому, наше первое требование к будущим клиентам состоит в том, чтобы они признавали, что переживают нечто - испытывают тревогу или депрессию, разочарованы или пребывают в замешательстве - в связи с ситуацией, в которой они оказались. В ситуации, когда они не видят выхода, не понимают значение своих симптомов и пр. или обнаружили, что один и тот же негативный опыт повторяется в их жизни бесчисленное количество раз.
Таким образом, когда потенциальный клиент обращается за психологической помощью, что своими действиями он заставляет страдать других людей, или потому, что другие люди требуют от него изменений, нам может понадобиться несколько первичных встреч, чтобы определить, чем мотивирован человек, насколько он стремиться к самопознанию и реальному изменению своей ситуации. Это приводит нас ко второму важному требованию к потенциальному клиенту.
Стремление к самопознанию.
Предположим, что клиент осознает свое психическое страдание, не обращается к психотерапевту с просьбой назначить ему лекарства (понимая, что в основе его проблемной ситуации лежит психологическое состояние) и не действует от чьего-то имени. Однако это еще не означает, что он понимает, что его страдания возникли вследствие его собственных скрытых мотивов.
Многие из тех, кто обращается к психологу или психотерапевту, зачастую винят в своих бедах внешние обстоятельства, ссылаясь на неблагоприятную обстановку в обществе, в семье, плохую наследственность, свой биологический пол и т. д.
Несмотря на то, что любой из этих факторов действительно может способствовать возникновению текущих проблем, если клиент не заинтересован узнать, почему он продолжает переживать подобные внешние, объективные и зачастую неизменные факторы травматически (что делает его жизнь невыносимой), то такое отношение можно расценивать как скрытый отказ брать на себя ответственность за свою жизнь.
Желание более глубокого понимания, прояснение скрытого значения неудовлетворяющих жизненных ситуаций или необъяснимых симптомов предполагает принятие факта, что, в конечном счете, причины психологических симптомов лежат внутри самого человека.
Готов ли человек получать психологическую помощь?
Наконец, последнее условие, которое следует учитывать психологу, психотерапевту - это готовность клиента получать психологическую помощь. Многие потенциальные клиенты проецируют на психотерапевта всезнание, как будто он ведает все то, чего они не знают о самих себе (и, соответственно, ожидают, что он и будет их «лечить», отчуждаясь, тем самым, от своих собственных усилий). Другие демонстрируют определенное высокомерие (вызванное страхом, завистью или иным скрытым чувством). Третьи стремятся контролировать специалиста тем или иным образом (например, становясь псевдо «сотрудничающими» и развивая «дежурное» понимание, или, заняв позицию «эксперта», не позволяют психотерапевту по-настоящему соприкоснуться с их внутренней жизнью). Такая установка может означать, что любые открытия, которые они не сделали исключительно самостоятельно, скорее нанесут рану их самооценке, нежели помогут, что вызовет с их стороны негативную реакцию в отношении психотерапевта и психотерапии. Подобная позиция является противопоказанием к прохождению курса психотерапии.
В реальности, любое желание освободиться от психологических симптомов всегда противоречиво, поскольку эти симптомы представляют собой детские бессознательные попытки самолечения и были сформированы как способ избавления от невыносимой психической боли. Таким образом, помимо сознательного желания клиента избавиться от своих симптомов, невроза или депрессии существует внутренняя сила, которая «боится» эти симптомы утратить, несмотря на все те страдания, которые они причиняют. Эта сила создает серьезное и иногда непреодолимое сопротивление психотерапевтическому процессу. Настрой на исцеление и сопротивление оздоровительному процессу - существуют параллельно. Но сопротивление – естественный компонент психотерапевтической работы, в отличие от не неготовности изменять себя и не способности получать помощь от другого человека.
Обсудить статью
Иногда трудно самостоятельно разобраться в сложившейся жизненной ситуации. Поэтому обращение за консультацией к психологу или психотерапевту гипнологу бывает очень полезным. Несколько консультаций у специалиста поможет решить множество проблем.
Есть несколько ситуаций, когда семье требуется психологическая помощь. Во-первых, это симптомы у ребенка: будь то психосоматические заболевания или психологические проблемы. Кроме этого, семья собирается целиком на встречу, когда помощь требуется взрослому члену семьи и предполагается психологическая природа его симптомов: депрессия, алкоголизм, пищевая зависимость, и тем более психологические трудности. В таких ситуациях психолог психотерапевт выступает в роли семейного консультанта.
Центр психологической помощи представляет собой специальным образом организованную работу психоаналитиков, психологов и психотерапевтов, с различной специализацией.
Песочная терапия – это психологическая помощь взрослым и детям, при которой полноправными участниками процесса наряду с клиентом и психотерапевтом являются ящик с песком и коллекция фигурок, воспроизводящая мир вокруг нас. Это фигурки людей, животных, деревья, дома, мосты, автомобили, домашняя утварь, мебель и многое другое.
В трудные минуты жизни обращение за поддержкой к близким людям очень часто не приносит должного эффекта. Такая ситуация возникает в виду того, что одного желания оказать помощь не достаточно, а простые советы родственников, друзей или знакомых не устраняют проблему. В подобных случаях требуется профессиональный подход, психологические знания и навыки оказания психологической помощи.
Из за чего происходят разводы? Нужен ли при разводе психолог? Чем психолого может помочь в пред разводной ситуации? Эффективна ли помощь психолога при разводе? Эта статья ответит на эти и многие другие вопросы.
Если у Вас бывают приступы страха, во время которых Вам кажется, что Вы умираете или сходите с ума, если во время этих приступов Ваше сердце готово «выскочить из груди», и Вам не хватает воздуха, у Вас дрожь и головокружение, значит, Вы столкнулись с такой психологической проблемой как паническое расстройство.
Центр психологической помощи – это доступный способ решить сложные семейные проблемы, найти гармонию с окружающими и близкими людьми, избавиться от зависимости и начать жить по новым правилам.
Современное развитие психологической науки, в рамках психологического консультирования и психологической помощи, идет в нескольких направлениях. Наиболее актуальными из них являются разработка целостной концепции, позволяющей охватить все сферы психологической работы, создание техник, которые быстро и эффективно решают поставленные задачи. На сегодняшний день, существует несколько методов работы психолога, отвечающих этим требованиям, одним из которых является использование дыхания.
Известно, что в кишечнике здорового человека обитает более 300 видов различных микроорганизмов: бифидобактерии, лактобактерии, непатогенная кишечная палочка и многие другие. Численность этой популяции различается в различных отделах желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и достигает максимальных значений в толстой кишке (примерно 1012 микробов в 1 г содержимого) [9]. Состав кишечной микрофлоры достаточно индивидуален и формируется в первые дни жизни ребенка.
Особенностью заболеваний желчного пузыря является хронизация. Холецистит – это всегда медленно развивающийся недуг, он никогда не возникает спонтанно, часто протекает скрыто, но периодически, на этапе обострения, дает о себе знать.
Факторами, которые могут способствовать появлению стоматита могут быть: - ребенок может поцарапать десну, потом взять в рот грязные руки и вот результат; - ребенок может заразиться от других детей (стоматит заразное заболевание); - стоматит может быть следствием кишечных заболеваний; - стоматит может быть побочным эффектом принятия лекарственных препаратов; - причиной возникновения стоматита может быть некачественная гигиена полости рта, некачественное питание; Порылась в интернете и узнала, что
Не для кого не секрет, что среди онкологических заболеваний меланома отличается большим коварством. Поэтому если вы обнаружили, что с родинкой совершились изменения, срочно пойдите к врачу.
По мнению специалистов, с опухолью любого вида нужно бороться, и сделать это можно при помощи грибных препаратов. Некоторые пациенты переживают довольно неприятные минуты, когда нащупывают у себя на теле, все равно в каком месте, небольшое уплотнение - опухоль!
Ваш ребенок страдает сезонной аллергией? Давайте разбираться вместе. Если с наступлением весны, ваш малыш начал тереть нос и глазки, чихать чаще чем обычно, можно не сомневаться - это поллиноз, или просто, аллергия на цветущие растения.
Булимия - расстройство пищевого поведения, которое характеризуется эпизодами переедания с последующим компенсационным поведением – вызыванием рвоты, голоданием, использованием диуретиков, слабительных, клизм, упражнениями, чрезмерными нагрузками. Она является относительно новым отдельным психическим расстройством.
Носовая солевая ирригация (промывание носа), как показывает практика, очень эффективная терапия, в лечении и профилактике инфекций носовых пазух, а так же аллергического ринита.
Для настоящего честолюбца женитьба/замужетво – это не любовь, а политическое мероприятие. Удачная партия может стать одним из самых надёжных трамплинов не только через множество социальных ступеней, но и даже в Большую жизнь.
Невероятно трудно оторвать задницу от дивана и заставить себя размахивать руками. Особенно зная, что халявы не будет и что усилия придётся прикладывать каждый день без надежды на скорый результат.
Человеческий ум логичен, и эта логика базируется на полярностях. Это, как если бы вы стояли на одном берегу реки, не видя при этом другого берега – всё, что вы можете сказать, принадлежит только этому берегу...
Нет сомнений в том, как выглядит клиническая депрессия. Кроме того, многие из нас имели несчастье страдать от депрессивного состояния.
Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно невротики склонны испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие. Несомненно, что проблема страха - центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии.
В кабинет к психологу достаточно часто приходят люди, страдающие от любви. Несмотря на тенденцию нашей культуры облагораживать любовное чувство, в обычной жизни любовь может оказаться переживанием весьма мучительным и деструктивным. Муки ревности, страх потери, отчаяние неразделенной любви, боль предательства – часть невыносимых переживаний влюбленных