Из Истории Художественного Литья На Руси (Часть 2)

Опубликованно: 30/09/2010 |Комментарии: 0 | Показы: 22 |

Присоединение к Москве Тверского княжества и особенно Великого Новгорода со всеми их обширными владениями (1480) вызвало опасения у Тевтонского ордена, Швеции, хана Ахмата, Литвы в связи с изменением соотношения сил на границах с Московией. Московскому правительству приходилось решать вопрос, существовать ли образовавшемуся государству в качестве самостоятельной политической единицы, по-старому прозябать в роли данника татар или стать колонией западных соседей. В XV — XVII вв. на созданных заводах было отлито большое количество пушек. Опытные пушечные мастера весьма высоко ценились в Московском государстве. Пушки, помимо своего прямого назначения, являлись художественными произведениями с богатым декором, изящными лафетами (литейщики А. Чохов, Е. Данилов, А. Григорьев, М. Осипов, И. Моторин и др.). Одним из интересных образцов орудий является знаменитая Царь-пушка (1586), свидетельствующая о блестящем мастерстве литейщика Андрея Чохова. Имя этого русского пушечного и колокольного мастера впервые упоминается в 1568 г., а в последний раз в 1623 г. А. Чохов отлил множество пушек, которые отличаются большими размерами, великолепной отделкой и превосходным качеством работы. Он был придворным литейщиком и оставил после себя многочисленных учеников. Ему же принадлежит отливка стоствольной пушки-органа. Отливка колоколов со сложным декором (изображениями святых, портретами царей, затейливой вязью церковных текстов) немало способствовала совершенствованию художественного бронзового литья. Уже с первой половины XVIII в. отливались большие колокола массой от 130 до 160 т, в том числе знаменитый Царь-колокол массой 200 т. Бронза русских пушек содержала 7 — 11% олова, до 2% цинка и 0,4 — 1% свинца. Для колоколов применялась бронза с большим содержанием олова. Так, бронза Царь-колокола содержит 17,21% олова и 81,94% меди, остальное — примеси. Огромное значение для развития литья имело, в частности, создание Петергофских фонтанов с литыми свинцовыми фигурами, изготовленными голландскими и английскими мастерами. В конце первой четверти XVIII в. заказы на изготовление скульптуры за рубежом значительно сократились, так как в Петербурге стали отливать скульптуры из свинца в мастерских Б. К. Растрелли и Ф. Вассу, а также на Васильевском острове в Мастерских избах.

Отливки статуй золотились. В Летнем саду стояла свинцовая скульптурная композиция, изображающая Эзопа и различных животных — персонажей эзоповских басен. Свинцовые статуи Петергофских фонтанов прослужили до начала 30-х гг. XVIII в., к этому времени они обветшали и деформировались. В России начало развитию статуарного литья было положено в первой четверти XVIII в., в царствование Петра I. Тогда появились выдающиеся скульптурные произведения, отлитые в бронзе. Техника литья и в допетровское время была на сравнительно высоком уровне, но тогда она находила применение главным образом в отливке пушек, колоколов, в прикладном декоративном искусстве. В технике литья того времени в значительной мере преобладало влияние итальянских мастеров, но с XV в. начала создаваться московская школа художников, отличающаяся богатством сюжетов и орнаментировки, высокой техникой литья и тонкостью чеканки. Наиболее известный мастер скульп­туры первой половины XVIII в. — Бар-толомео Карло Растрелли (1675 — 1744). В 1716 г. он был приглашен Петром I из Франции и, переехав в Россию, остался в ней до самой смерти. Именно здесь Растрелли, не создавший ничего значительного до 1716 г., получил широкие возможности для творчества. Он создал ряд выдающихся произведений портретной монументальной и декоративной пластики. Большой известностью пользуется его бронзовый бюст — портрет Петра I (1724), в котором не только мастерски передано сходство, но и создан выразительный художественный образ, очень верно показаны властность и неукротимая энергия Петра I . Творчество Растрелли отличают монументальность и прекрасное знание литейного материала — бронзы. В 1741 г. им создана и отлита скульптурная группа "Императрица Анна Иоановна с арапчонком", одна из последних больших его работ. В этом произведении Растрелли необычайно ярко отразил пору азиатского деспотизма и немецкого засилья, нахлынувших на Россию в правление Анны Иоановны. "Это царствование — одна из порочных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица, — пишет В. О. Ключевский. — ... Ей было свойственно едкое чувство одиночества, отчуждения от своего Отечества, где она должна всего опасаться... Рослая и тучная, с лицом более мужским, чем женским, черствая по природе и еще более очерствевшая среди козней придворных в Кур-ляндии, она привезла в Москву злой и малообразованный ум с ожесточенной жаждой запоздалых удовольствий и грубых развлечений. Выбравшись случайно из бедной трущобы на широкий простор безотчетной русской власти, она отдалась празднествам и увеселениям, поражавшим иноземных наблюдателей мотовской роскошью и безвкусием". Растрелли изобразил императрицу на тронном помосте, устланном ковром. Она стоит, подняв голову и властно простирая руку, держащую скипетр. Неподвижность фигуры намеренно акцентирована контрастом с маленькой фигуркой арапчонка, представленного в легком, порывистом движении. Жизненность скульптуры достигается прежде всего разнообразием обработки поверхности бронзы, местами полированной, местами патинированной или прочеканенной с особой тщательностью проработки отдельных деталей, особенно драгоценностей, обильно украшающих прическу, шею и платье императрицы. Самое позднее произведение Растрелли стало его лучшим достижением. Творчество великого скульптора оборвалось на высшей точке. Первая работа литейщиков при Академии художеств датируется 1781 г. К их работам относятся произведения таких выдающихся скульпторов, как Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, П. П. Соколов, И. П. Прокофьев и др. Выдающимся событием в истории скульптуры во второй половине XVIII в. было открытие памятника Петру I в 1782 г., так называемого "Медного всадника" работы Этьенна Мориса Фальконе (1716 — 1791). В отличие от Растрелли Фальконе создал новый и гораздо более глубокий по содержанию образ Петра — законодателя и преобразователя России. За отливку колоссальной статуи (масса около 50 т, высота 5,3 м) взялся сам скульптор. Он изучил литературу по литейному делу. Трудность литья усугублялась тем, что Фальконе для большей устойчивости решил уменьшить первоначальную массу памятника, сведя к минимуму толщину стенок. Вычисления показали, что для того, чтобы сместить центр тяжести фигуры к задним ногам лошади для устойчивости всего памятника, необходимы следующие толщины стенок: головы, рук, ног и одежды всадника — 7,5 мм, туловища — 10 мм, крупа лошади — до 30 мм. Создание "Медного всадника" продолжалось с 1765 по 1782 г. Отливка производилась по восковой модели в 1775 г. и едва не закончилась катастрофой. Из-за сильного огня в плавильной печи в мастерской начался пожар, Фальконе был ранен и потерял сознание. Все убежали, кроме литейщика Хайлова. "Этот мужественный человек, — писал Фальконе императрице, — оставшись один, заставил бронзу течь из печи в форму до последней капли; вчера я обнял его и выразил свою признательность ... его храбрости мы обязаны успехом отливки". Однако верхняя часть скульптуры (голова и верхняя часть фигуры всадника) не залилась. Недостающие части отлили спустя два года. В 1777 г. Фальконе искусно спаял их и прочеканил. Памятник был открыт 7 августа 1782 г. в торжественной обстановке, при стечении массы народа, под орудийные выстрелы. Скульптору удалось в бронзовой отливке убедительно передать неудержимо стремительное движение всадника, огромную утверждающую силу его жеста. Установленный на берегу Невы в Петербурге "Медный всадник" стал необычайно популярной достопримечательностью города. Он был воспет в многочисленных произведениях художественной литературы.

Вопросы и Ответы

Спросить
200 Осталось символов:
Оценить
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 0 голос(ов)
    Источник статьи: http://www.rusarticles.com/arxitektura-statya/iz-istorii-xudozhestvennogo-litya-na-rusi-chast-2-3375537.html

    Метки:

    скульптура

    ,

    художественное литье

    ,

    колокола

    ,

    литейное производство

    Археологические исследования доказали широкое распространение и высокий уровень культуры литейного производства в средние века. В VI — VII вв. произошло выделение специалистов-ремесленников, занимающихся художественным литьем из бронзы и драгоценных металлов. Начиная с IX — Х вв. применяется литье по восковой модели. В XI в. появились каменные литейные формы.

    От: Сергейl Культура> Архитектураl 15/09/2010 lПоказы: 28

    Предлагаемая статья поможет читателям сайта более подробно ознакомиться с историей развития художественного литья из меди и бронзы на Урале.

    От: Михаилl Промышленность> Технологииl 13/01/2011 lПоказы: 141

    Неудивительно, что такая популярная тема как строительство деревянных домов, а также бань, ресторанов, коттеджей и т.п. всегда порождала и до сих пор вызывает огромное количество разнообразных вопросов и, что удивительно, мифов, которые возникали из-за всевозможных заблуждений. В настоящей статье мы коснемся этих заблуждений и выведем все мифы на «чистую воду».

    От: Dimonl Культура> Архитектураl 23/03/2012 lПоказы: 19
    Cotoed

    Мы продолжаем цикл бесед с экспертом в области дизайна, арт-директором архитектурного бюро IL Centro Nuovo Ольгой ВОЛОБАЕВОЙ. Если в прошлый раз речь шла о предметах восточного искусства в интерьере, то сегодня мы поговорим о родной для IL Centro Nuovo итальянской скульптуре. («IL Centro Nuovo» в переводе с итальянского — «Новый центр»).

    От: Cotoedl Культура> Архитектураl 20/01/2012 lПоказы: 15

    В последнее время популярность строительства деревянных домов заметно возросла. Обусловлено это, прежде всего, низкой теплотворностью дерева, меньшей стоимостью и удобством обработки древесины. Различают несколько типов деревянных домов: - каркасные - из оцилиндрованного бревна - из бруса - из профилированного клееного бруса - бревенчатые дома ручной рубким

    От: Dimonl Культура> Архитектураl 20/12/2011 lПоказы: 13

    Первое место в ряду проявлений кризиса застройки Краснодара занимает дисгармония новых построенных зданий с окружающим архитектурным пространством, выражающейся в полной утрате десятилетиями складывавшегося силуэта города Краснодара, несогласованности пластики фасадов.

    От: davinl Культура> Архитектураl 13/09/2011 lПоказы: 16

    История художественной ковки берет свое начало с древних времен и раньше кованая мебель и другие кованые изделия (Одесса) были доступны лишь богатым людям. Но сегодня у вас есть возможность обставить свой дом удобной кованой мебелью и подчеркнуть свою индивидуальность и прекрасный вкус. Кованая мебель выражает вашу индивидуальность и безупречный вкус и достаток.

    От: Alex Chernevl Культура> Архитектураl 08/09/2011 lПоказы: 63

    Статья рассказывает об особенностях строительства сооружений в странах Древнего Мира. Описаны строительные методики и достижения Древней Греции, Вавилона и Персии.

    От: Максимl Культура> Архитектураl 07/08/2011 lПоказы: 42

    Наиболее оптимальное время посадки растений - весна и осень, когда растения находятся в естественном обезлиственном состоянии (листопадные виды) или в состоянии пониженной активности физиологических процессов растительного организма.

    От: Олегl Культура> Архитектураl 27/05/2011 lПоказы: 22

    Весна и лето – пора отпусков, пора путешествий и открытия новых, приятных для отдыха мест. Кто-то предпочитает нежиться на солнышке за границей под пальмой и пить прохладительные напитки. Кто-то предпочитает активный отдых в горах на велосипедах. Кто-то стремиться к спокойствию и едет в пансионат или лечебницу, чтобы не только дать отдых своему телу, но и восстановить здоровье.

    От: Полинаl Культура> Архитектураl 05/05/2011 lПоказы: 24

    Казалось бы — чугун... Какое сразу же возникает пред­ставление о предметах, сделанных из чугуна? Чугун или чугу­нок — металлический горшок, кухонная принадлежность, ничего общего не имеющая с произведением искусства по метал­лу, чугунные канализационные трубы. А ведь еще полтора сто­летия назад на Всемирной выставке в Париже художественные изделия именно из чугуна удивляли своим изяществом и кра­сотой — цепочка для часов, весящая всего-то 20 граммов, браслет, состоящий из 100 звеньев.

    От: Сергейl Промышленность> Технологииl 11/01/2011 lПоказы: 20

    В основе литейного процесса по выплавляемым моде­лям лежит использование легкоплавких материалов: модель отливки и ее литниковая система делается из воска, парафи­на или стеарина. Любой из этих легкоплавких материалов в горячем режиме заливают в пресс-форму, а после затвер­дения получают восковую модель и покрывают ее специаль­ным составом.

    От: Сергейl Промышленность> Технологииl 13/12/2010 lПоказы: 71

    Художественное литье по моделям в земляные формы - это простейший способ получения отливок. Вкратце техно­логии такова: по нужному шаблону (модели) из формовочной земли изготавливают форму для заливки расплавленным металлом. Форма, сделанная по тому или иному шаблону,— одноразовая: при выемке отливки она разрушается, поскольку создана из смеси песка и глины (25% содержания в смеси глины, 75% — песок). Но саму смесь для получения литейной формы можно использовать многократно.

    От: Сергейl Промышленность> Технологииl 10/12/2010

    Вершин русской реалистической скульптуры XVIII в. достигло творчество Федота Ивановича Шубина (1740 — 1805), отличающегося большим упорством в достижении цели, настойчивостью, огромным трудолюбием. Этими чертами характера он напоминает своего знаменитого земляка — М. В. Ломоносова.

    От: Сергейl Культура> Архитектураl 12/10/2010 lПоказы: 13

    Археологические исследования доказали широкое распространение и высокий уровень культуры литейного производства в средние века. В VI — VII вв. произошло выделение специалистов-ремесленников, занимающихся художественным литьем из бронзы и драгоценных металлов. Начиная с IX — Х вв. применяется литье по восковой модели. В XI в. появились каменные литейные формы.

    От: Сергейl Культура> Архитектураl 15/09/2010 lПоказы: 28

    Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру, которая свободно размещается в пространстве, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

    От: Сергейl Культура> Архитектураl 13/09/2010 lПоказы: 47

    В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме, человек как бы преодолевает безжизненность камня, дерева или глины, покоряет материал, создает из него полный жизни художественный образ. Важным качеством скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, аллегорических, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени.

    От: Сергейl Культура> Архитектураl 28/05/2010 lПоказы: 58

    Обсудить статью

    Блок автора
    Категории статей
    Все категории
    Quantcast