Сады На Крышах В Древности И В Наши Дни (Продолжение)
Постепенно сады на крышах начинают продвигаться на север Европы. Висячий сад с виноградниками, фруктовыми деревьями и цветами был разбит в южной части Нюрнбергского замка германского императора Фридриха III (1487 г.). Получил известность и сад на крыше замка Карлсберг в Швеции. Позднее, в Германии, был создан двухуровневый сад на крыше дворца архиепископа Иоганна-Филиппа в Пассау. Окаймленный с трех сторон стенами, сад был открыт к югу, откуда раскрывался прекрасный вид на окрестности. В саду преобладали цветники, а деревья и кусты были высажены в кадки.
История садов на искусственных основаниях в России ведет свое начало с XVII в. Чаще всего они устраивались на крышах хозяйственных помещений — над погребами, зернохранилищами - и принадлежали царской фамилии либо высшему духовенству, позже — предпринимателям и купечеству.
В Московском Кремле «верховые» (висячие) сады были устроены на крышах и террасах дворца, при жилых комнатах, и были невелики по площади. Кроме них, в 1623 году были построены два больших Набережных сада (Верхний и Нижний).
Верхний, построенный садовником Назаром Ивановым, располагался на сводах Запасного двора, спускавшихся к подножию Кремлевского холма, и примыкал к внутренним покоям дворца. Простоял он со своими высокими деревьями, цветниками и прудами без малого 150 лет - до возведения на этом месте существующего поныне Кремлевского дворца. По утверждению историка И. Забелина, Верхний сад «был обнесен каменной оградой с частыми окнами, которые составляли собственно стены здания, где помещался сад площадью 2600 м 2 (62 сажени в длину и 8 саженей в ширину). Из этих окон, украшенных резными раскрашенными решетками, открывался обширный вид на Замоскворечье. В таком виде этот сад изображен на панораме Москвы, изданной в Голландии при Петре Великом. В саду имелся искусственный водоем глубиной 2 аршина (1,42 м), куда подавалась вода при помощи специального механизма, находившегося в существующей и поныне Водовзводной башне. Водоем украшали "водяные взводы" - фонтаны и две узорчатые резные беседки». Для устройства висячих садов на каменные своды укладывали свинцовые бруски и запаивали их, а сверху насыпали растительный грунт толщиной «на аршин с четвертью». При строительстве только Верхнего сада потребовалось, к примеру, более 10 т свинца.
Нижний сад располагался на склонах Кремлевского холма у Тайницких ворот и имел значительно меньшую площадь - 1500 м 2 . Плодовые деревья и кустарники были высажены в нем, как и в Верхнем саду, по квадратной сетке. Искусственный водоем, тоже со «взводом», использовался не только как декоративный элемент, но и для разведения рыбы. Кроме того, в саду были размещены теплицы. Стены, окружавшие сад, были украшены мастером Петром Энгелесом «першпективным письмом» — живописью по растительным мотивам, — зрительно расширявшим пространство сада.
Сочетаясь с классическими интерьерами домов, в то время планировка садов была строго регулярной — дорожки пересекались под прямым углом и участки между ними обрамлялись тонкими досками, поставленными на ребро. В образовавшиеся ящики высаживали растения. В кремлевских садах цвели и плодоносили яблони, груши, ягодные кустарники, виноград, а по некоторым сведениям, даже грецкий орех, называемый тогда «цареградским». На зиму теплолюбивые растения укрывали рогожами, а специальные помещения для них - «ранжерейные палаты» — начали строить в Кремле только в конце XVII в. Именно здесь, в бассейнах и прудах верховых садов, малолетний Петр I, плавая на своих потешных судах — «карбусах», пристрастился к навигационному делу.
Два сада (тоже верхний и нижний) были устроены в Кремле и при дворе патриарха Иоакима. Патриаршие палаты, занимавшие второй этаж, были по площади меньше подклетов, и поэтому на них оставалось место для сада. Верхний сад был заложен на крыше казенной палаты. Вместо дорогих свинцовых плит был устроен деревянный настил с бревенчатыми желобами для спуска воды. На этот помост была насыпана земля, в которую высаживались растения. «Верховые сады» стали одним из своеобразных типов русского городского сада в XVII в. и для своего времени были в России не меньшим «чудом света», чем Вавилонские сады.
В Москве славились «красные», т. е. красивые, сады бояр Голицыных и Ордын-Нащокиных, расположенные на уровне верхних этажей дома. Они сочетали красоту с практической пользой: прозрачная тень от любимых русских березок дополнялась в них ароматом цветов, плодов, душистых и целебных трав и пением птиц. Имеются сведения об устройстве по инициативе митрополита Ионы висячего сада и в Ростове Великом. Сад находился между корпусами дворца и занимал большое пространство, поддерживаемое сводами на уровне второго этажа.
Позднее, уже в XVIII в., прием устройства висячих садов при жилых помещениях был использован В.В. Растрелли в архитектуре Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Садик в Малом Эрмитаже, размещенный на каменных сводах дворцовых конюшен, протянулся вдоль двух галерей — Петровской и Романовской - и напоминает галерею под открытым небом. Фонтан и мраморные статуи белеют здесь среди кустарников, цветов и деревьев. Он сохранился и до наших дней, хотя в тяжкие годы блокады Ленинграда так же, как и весь Зимний дворец, служил мишенью для фашистской артиллерии, а сотрудники Эрмитажа разбивали в нем огородные грядки. Висячие сады были созданы и в загородной царской резиденции — Царском Селе, у Агатовых комнат Камероновой галереи.
Известен и небольшой сад на открытой террасе, созданный по приказу Петра Великого в 1717 г. в Риге, во дворце на берегу реки Даугавы. Он занимал ограниченное пространство на массивных опорах в уровне второго этажа и отличался обилием цветов. Во второй половине XVIII в. в России свирепствовали пожары, порой лишавшие крова целые деревни и поместья. Наряду с огнестойкими «землебитными» конструкциями, предложенными архитектором H.A. Львовым, внимание домовладельцев было привлечено и к утилитарному назначению травяных, или «дерновых», кровель деревянных строений, защищавших их от огня. Устройству таких крыш был посвящен специальный трактат, изданный С.Ф. Ушаковым в 1772 г. Что же касается садов на крышах зданий, то они еще долгое время оставались прерогативой знати и богатых людей. И только в XIX в. появление новых строительных материалов и конструкций дало первый толчок массовому строительству таких объектов в Европе, которые начали встраиваться во внутренние интерьеры квартир и загородных домов, а также возводится на крышах зданий.
Настоящей сенсацией стал сад, построенный Карлом Рабитцем, известным строителем и изобретателем, и описанный им в брошюре «Цементные крыши, или Новые висячие сады, стойкие, превосходные, долговечные и более дешевые, чем всякий другой вид покрытия». После демонстрации модели сада на Всемирной выставке 1867 г. в Париже и публикации его фотографии лейпцигские газеты поместили восторженные отклики: «...Эта конструкция не намного дороже крыши, покрытой толем или рубероидом, и намного дешевле черепичных, шиферных и железных крыш... Крыши, которые раньше использовались только кошками и имели только серый цвет, будут заменены газонами, создадут дополнительную площадь для отдыха и общения между людьми... Мы ждем, когда архитекторы начнут применять в строительстве это украшение жилья. Несомненно, что парящие в высоте сады найдут практическое применение в современном и будущем строительстве». В немецком журнале «Гартенклаубе» говорилось об опытах К. Рабитца, вырастившего виноград на крыше своего дома в Берлине, как о перспективе будущего массового строительства таких садов в городах.
В России в конце XIX в. садами украсились крыши многих зданий, преимущественно доходных домов в Москве и Петербурге. Одним из первых был доходный дом Зайцевой на Фурштадтской улице северной столицы, построенный в 1877 г. Строительным «садовым бумом» было охвачено и купеческое сословие в Москве. Это и крыша дома купца Перлова на Мясницкой с китайской беседкой над чайным магазином, и небольшой садик над особняком Морозова на Воздвиженке (соответственно 1893 и 1898 гг.). Особой популярностью пользовались сад на крыше Купеческого клуба на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком), построенный по проекту архитектора И. Иванова-Шица в 1908 г., и доходный дом на Кузнецком мосту с террасой- садом. Владелец ресторана на Дорогомиловской улице Д. Розанов открыл в 1912г. просторный сад на его крыше, а год спустя еще более богатый сад с гротами и фонтанами был устроен над кафе на Долгоруковской улице.
Знаменитым стал и десятиэтажный дом в Большом Гнездниковском переулке с садом и кинотеатром на крыше - первый «небоскреб» Москвы, построенный в 1912—1916 гг. Это здание до сих пор поражает как внутренним убранством, удивительным дизайном интерьера квартир, так и конструкцией крыши. Плоская крыша этого и поныне сохранившегося жилого дома (архитектор Э.Р. Нирнзее) была обрамлена высоким парапетом с арочными проемами, через которые раскрывалась широкая панорама Москвы. Вдоль парапета, с внутренней его стороны размещались ящики с цветами и высокие кустарники в кадках. Сад использовался по-разному: вначале для съемок видовых и художественных фильмов (одно время там в надстройке размещался павильон киностудии). Затем, когда киностудия уступила свое место кафе под названием «Крыша», он был занят столиками для посетителей и служил летним открытым залом кафе. Какое-то время здесь была оборудована площадка для катания на роликах. Любопытно, что при сооружении кровли этого здания было использовано то же древнее покрытие, что и в «верховых садах» Кремля - свинцовые пластины, служившие идеальной, но чрезвычайно дорогой гидроизоляцией. Во время Б - план: 1 - входы на крышу с лестниц; 2 - лифты; 3 - чайный павильон; 4 - пейзажный «английский» сад с водоемами и ручьем; 5 - викторианский садик; 6 - «испанский» садик; 7 - оранжерея ремонта в 1960-х гг. их заменили обычным рулонным покрытием.
(RusArticles SC #3832296)
Нажмите здесь, чтобы опубликовать эту статью на своем сайте или блоге, это бесплатно и просто!Для сада на искусственном основании требуется, как правило, значительно больше внимания, чем обычному саду. Свои особенности имеют все проходящие в нем работы — от посадки растений, системы и сроков их полива и удобрения, крепления в грунте и т. д. до приемов обрезки и способов борьбы с болезнями и вредными насекомыми. О том, в чем хитрости такого ухода мы и поведаем.
Создать все необходимые условия для развития растений на крыше значительно труднее, чем в интерьере дома, и главная трудность состоит в ограниченном объеме питательного грунта и особенностях климатических условий высоко над землей. Однако существует несколько способов преодоления этих препятствий. Об этом и речь в данной статье.
Строительство любого объекта начинается с разработки архитектурного проекта дома или коттеджа. Надежность, долговечность и безопасность Вашего дома или коттеджа закладываются именно на этапе архитектурного проектирования. Это очень важный и, пожалуй, самый ответственный этап в создании дома Вашей мечты.
Основные характеристики будущего жилья закладываются в архитектурном проекте. Во время возведения дома квалифицированные строители смогут внести изменения в процесс строительства, но чтобы избежать последующих непредвиденных затрат, стоит очень обдуманно подойти к процессу создания проекта коттеджа или дома, и, особенно, к выбору компании, которой Вы поручите строительство жилья
Сегодня я напишу о способе декоративной покраски - мраморировании. Способ позволяет быстро, легко и дешево добиться имитации приближенной к совершенной поверхности мрамора.
Ознакомьтесь с главными правилами и рекомендациями по устройству освещения Вашего жилища. Мы расскажем Вам о том, как располагать осветительные приборы во всех комнатах Вашей квартиры
Обзор стилей, используемых при строительстве частных домов, коттеджей. Проекты домов, разработанных на заказ, дают возможность избежать применения редких, устаревших, дорогостоящих материалов и элементов при строительстве дома. Только совместная работа заказчика и архитектора даст результат в виде экономической выгоды и оптимальной стоимости строительства дома или коттеджа.
Время от времени хочется кардинально поменять всю свою жизнь. Но, поскольку сделать это практически нереально, приходится довольствоваться сменой обстановки. Чаше всего это отражается на замене предметов интерьера и мебели на более новую и современную.
Решили освежить декор Вашего дома? В этом нам помогут растения и цветы!
На рынке сейф дверей большой выбор продукции. Для потенциального покупателя сложно выбрать оптимальный вариант. Большое количество фирм и компаний, предлагают продукцию зарубежного, российского и конечно, собственного производства.
Термин «стальная дверь» - это наиболее правильное определение, употребляемое в применении к современным защитным входным дверям.
В современном мире много ошибочной информации, предоставляемой потребителю из интернета, рекламы в газетах, журналах и на телевидение. Рассмотрим наиболее распространённые заблуждения об окнах ПВХ:
Этот материал в основном посвящен горизонтальным и вертикальным облицовкам при выполнении ремонта в жилых домах, зданиях, предназначенных для отдыха, а также в общественных зданиях
Этот обзор посвящен особенностям встраиваемых автомобильных мультимедийных центров, оснащенных встроенными возможностями GPS-навигации.
В чём легенда Phoenix Gold и в каком смысле легенда? На этот раз — не в мифическом. Перейдя от производства простых проводов и «голды» к широкому спектру продукции car audio, Phoenix Gold спустя несколько лет, к концу 90х, заняла неоспоримо лидирующие позиции в сфере автозвука. Что же имеем теперь, после возрождения?
Мы живем в мире, где автомобили везде, в огромном количестве, самые разные. И часто их владельцы со значительно бОльшим трепетом и заботой относятся к четырехколесному другу, чем к своей говорливой подруге. Именно таких чудаков логично называют автолюбителями. Вот о них, точнее о подарках для них и пойдет речь в статье.
Если бы вам пришлось побывать на выставке Moscow Tuning Show, вы так бы и не увидели примеров автотюнинга и так и не поняли бы, что это такое. Поскольку большинство экспонатов не имело к тюнингу никакого отношения, за редким исключением. Некоторые впечатления от посетителя выставки.
После весеннего обострения, когда каждый уважающий себя автопрофессионал бросает все силы на то, чтобы успеть закончить свой многострадальный проект по тюнингу авто к новому сезону, наступает та самая знойная пора, когда можно наконец-то убрать весь инструмент подальше и наслаждаться теплыми вечерами, сухим асфальтом, ласковой подругой и высокооктановым бензином. Однако к этому тоже нужно подготовиться...
Автомобильный тюнинг в полной мере отражает стремление человека к собственной уникальности и неповторимости. И проявляется это стремление разными, порой совершенно причудливыми способами. И в этом его ценность, особенно в наш век унификации всего, чего только можно и конвейерного производства. Тюнинг предоставляют человеку огромные возможности для самовыражения и творчества. Каждый из нас старается реализовать себя в них в меру своих способностей. Из чего же состоит тюнинг автомобиля?
Трудно найти человека, который не хотел бы обустроить свой дом настоящим дровяным камином. Однако на деле все упирается в размышления о нереальности этого желания. Мы думаем иначе, поэтому решили дать пищу для ума, ответив на самые популярные вопросы.