3D-Новости Из Украины
Мои собеседники: Однороженко Василий Борисович – директор Инженерного агентства AntenNet и Степанян Бениамин Гургенович – руководитель проекта StereoStep и темы SAF.
Справка:
Однороженко В.Б., 57 лет, физик, кандидат технических наук, преподавание, затем работа в оборонке, участник и мотор всех проектов Агентства, а с 2005 года – значительное время отводит теме визуального стерео и его коммерческому продвижению.
Степанян Б.Г., 63 года, математик, армия, затем почти непрерывная работа в оборонке, участник всех разработок Агентства и идеолог проекта StereoStep, с 2005 года полностью сконцентрирован на теме визуального стерео.
Оба являются авторами весомого пакета важных и перспективных патентов, опередивших конкурентные разработки и обозначившие бесспорный приоритет Украины в этой отрасли хайтек.
Корреспондент: Скажите, вот сейчас тема 3D очень модна. Тысячи людей в Днепропетровске успели посмотреть камероновский «Аватар»… А вы сами-то смотрели?
Однороженко В.Б.: Мы, конечно, просмотрели наиболее интересные фрагменты фильма – интересные с технологической стороны: стереоэффекты, операторская работа, монтаж…
Корреспондент: А вот говорят, что стерео – это вредно, а «Аватар» - так вообще смертельный. Даже какие-то медицинские основания приводятся… Вроде, даже Samsung от 3D предостерегает и некие специалисты по виртуальным технологиям… Что вы можете нам об этом рассказать?
Однороженко В.Б.: Я вас разочарую – такого рода «сенсаций» вы от нас не услышите. Дело в том, что у людей от природы два глаза, это – главное условие стереовидения. Т.е. едва научившись смотреть, мы сразу пользуемся этой врожденной способностью - определять близко-далеко, что-за-чем, или перед-чем… И вряд ли древний человек, и даже его более далекие предки, - смогли бы выжить, не умея этого… Насчет «Аватара» и его показа в кинотеатрах: знаете, когда фильм идет без перерыва три часа подряд, то, при всех его достоинствах, - это тяжко даже для крепкого человека. Это вам не домашняя обстановка, где вы можете пересесть поудобнее, встать, побродить перед экраном. А здесь вы «прибиты» к креслу… А если сеанс, к тому же, осложняется слабыми проекторами, да еще неудобными очками для просмотра… Результат, я думаю, предугадать несложно – вы будете испытывать выраженный дискомфорт, а так как «после этого, значит - вследствие этого»…
Степанян Б.Г.: …то вы легко поверите чьему-то мнению, что причиной дискомфорта стало 3D, а не нарушенные требования к кинопоказу! В «желтой» прессе с первыми же показами «Аватара» стала разворачиваться настоящая истерика, одни заголовки чего стоят: «Стерео смертельно!», «Посмотри «Аватар» и умри!», «Британские ученые предупреждают – стерео вредно!», «Китайцы мрут на сеансах стерео»… Первоисточников не ищите, их просто нет – используются путаные перекрестные ссылки… Из реального инсульта, который случился с единственным зрителем на Тайване, - сделали целую эпидемию… У внушаемых людей после этого появились разные стерео-фобии, и они даже стали «ощущать нечто»… Кстати, как заключили тайваньские медики, бедный китаец, был обречен еще до сеанса: инсульт случился бы с ним даже на просмотре детского мультика… при тех же нарушениях нормального показа кино… К примеру, в некоторых кинотеатрах даже не подумали о том, что немалая часть зрителей попросту близорука, т.е. носит, не снимая, вроде нас с Василием Борисовичем, очки с диоприями. Таким людям целесообразней выдавать стерео-пенсне, их, по крайней мере, можно приспособить к носимой оправе…
Корреспондент: Но ведь об этой вредности говорят и от известной клиники Бурденко, и наши украинские, и беларусские, и казахские медики…
Однороженко В.Б.: Опять вас разочарую – нет никакого официального мнения «от клиники Бурденко», - там берегут свою репутацию и не станут голословно оспаривать заключение вполне компетентных коллег из Тайваня… А вот некий доктор - как бы из этой клиники, на которого ссылаются любители «жаренного», чисто «телепатически» - без прямого участия в обследовании, поспешил не только поставить диагноз, но и «выявил», как ему кажется, причину - 3D! Во-первых, в этих публикациях подставили самого доктора: уверен, что он такого просто не говорил, в медицинском сообществе такие «заочные заключения» не приняты. Подставили и его бизнес: он совладелец профильной компании, и теперь пациент дважды подумает прежде, чем записаться на прием к «телепату»... Ну, а мнение других медиков… Вы сами-то читали эти интервью?
Корреспондент: Ну конечно!
Однороженко В.Б.: Они совершенно, как говорится, «не в теме»: один такой медэксперт, забыв о предмете беседы, рассуждает о стерео… звуке, другой – просто рекомендует воздерживаться от эмоциональных фильмов, третий – вообще не к месту рассказывает о каких-то «цветных очках», не имеющих никакого отношения к «Аватару»…
Степанян Б.Г.: … т.е. они не о визуальном стерео говорят, не про 3D, а так… вообще. Кстати о «цветных очках» и «докторе из Бурденко»: как-то мы тоже вляпались – не проверив редакторскую «правку» своей статьи. И в результате получилось, что уже на нас ссылаются в поддержке бородатого мифа о том, что дальтоники не могут смотреть стерео в анаглифическом формате - в тех самых «цветных очках». Пользуясь случаем, заявляю, что это, конечно же, чушь!
Корреспондент: Т.е. как чушь? Ведь у дальтоника спутано цветовое восприятие!
Степанян Б.Г.: …А его восприятие здесь не при чем: выделение ракурсов производится фильтрами очков, дальтоник не может «заразить» их своей болячкой – они совершенно правильно и независимо от его дальтонизма формируют в нужные глазки – нужные ракурсы, в результате чего даже со спутанным цветовосприятием возникает стерео-эффект… Зато «эксперты по вредности» повалялись в этом мифе от души…
Корреспондент: …А вот было еще мнение о вредности от специалиста по виртуальности…
Однороженко В.Б.: На эту тему выступил лишь один такой специалист… да и то по программированию: т.е. не оптик, не медик, не конструктор визуальных средств и т.д. Скажите вы станете доверять свои деньги банковскому дворнику только за то, что он «банковский»? Конечно – нет! Так же и здесь: программирование – важная часть компьютерной поддержки виртуальности, но к визуальным эффектам виртуальности программисты отношения не имеют, там работают другие спецы… Да и сам г-н Mark Pesce – так зовут этого дядю, - давно отошел от инженерной деятельности, он расстался со своими штатовскими коллегами по прежним разработкам (шлема виртуальной реальности) и вовсе переехал в Австралию в качестве почетного лектора по языку VRML… Комментарии о внезапной активности «почетного лектора» среди кенгуру нужны?
Корреспондент: Да, нет, кажется, дело ясное…
Степанян Б.Г.: Могу дополнить Василия Борисовича: эти «левые» эксперты не только лихо фантазируют о вредности, они даже выдумывают новые болячки, которые вы не встретите ни в одном медицинском справочнике… Как вам «конфликт convergence-accommodation»? Или «хроническая бинокулярная дисфория»? Или, к примеру, такое утверждение: «5% населения в силу плохой координации зрения правого и левого глаз вообще не способны воспринимать трехмерное изображение» - это приписывается некоему «доктору наук, офтальмологу Джеймсу Сальцу из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе». Попробуйте отыскать этого гуру на официальном сайте USC – обышитесь, нет там такого доктора! Но зато он «приговорил» 5% населения: они никогда не сядут за руль автомобиля, велосипеда, самоката, не смогут переходить улицу, пользоваться лестницами, перешагивать через препятствия, даже поесть нормально – ложкой-вилкой, или поздороваться за руку эти 5% не смогут – без стерео-ощущения все дистанции неуловимы и действия затруднительны (так, люди, лишившиеся одного глаза, с трудом привыкают к этому состоянию и вынуждены использовать для самых обыденных задач резервно-компенсаторные механизмы зрения)… Или еще перл – о стерео-очках для «Аватара»: «Длительное пребывание в поляризационных очках на самом деле может вызывать …недомогание и головную боль", - этот спикер даже не знает, что немалая часть продаваемых солнцезащитных очков (а также "рыбацких", а также противобликовых "шоферских" и т.п.) это - именно поляризационные очки – сертифицированный товар, давно прошедший медицинскую экспертизу! Короче – кроме «жетушной» мути, во всем этом нет ни грана истины.
Корреспондент: Так, …с этим вопросом выяснили: 3D не составляет вреда здоровью. А как вообще возникает ощущение зрительной объемности?
Однороженко В.Б.: «Элементарно, Ватсон!»… Про школьные луч света, хрусталик-линзу, про палочки-колбочки и нейроны, - помните? Между нашими зрачками примерно 6,5 сантиметров, т.е., осматривая какой-нибудь предмет, мы, как разнесенными фотографическими объективами, скрещиваем взглядом «зрительные оси» глаз на видимой точке. А раз скрещиваем, то между этими осями образуется какой-то угол: для дальней точки угол маленький, для близкой – больше. Мускульные ощущения от ориентирования глаз становятся как бы полярными координатами наблюдаемых точек в нашем «бортовом компьютере». Кроме того, если один глаз видит под углом относительно другого, то и видимые картинки обоих глаз будут различаться. Эти различия в «картинках» от левого и от правого глаза (они называются ракурсами), вызванные взаимным смещением «осей», как раз и позволяют нашему мозгу «построить» видимую сцену и дать нам ощущение ее объемности. Это, если всерьез, сложный психофизиологический процесс, но человеческие детеныши успешно обучаются ему в первые же недели от рождения… Кстати, наш «бортовой компьютер» несложно обмануть: в секции детских игрушек вы можете приобрести китайские стереоскопы с набором слайдов. В них оптика устроена так, что ваш левый глаз видит левый ракурс на слайде, а правый – правый ракурс, и тогда перед вами – по-настоящему объемное изображение, как если бы вы увидели снятое в натуре!
Корреспондент: А в «Аватаре» такой же «стереоскоп»?
Однороженко В.Б.: Почти: фактически этот фильм состоит из двух – для левого и правого глаза отдельно; причем кадры обоих этих «ракурсных» каналов синхронизированы и проецируются «в пакете»… Для этого используются две технологии показа. В одной - оба «ракурсных фильма» одновременно проецируются от разных проекторов, а перед их объективами стоят сдвинутые друг относительно друга поляризаторы. Свет, отразившись от специального экрана, сохраняющего поляризацию, попадает в поляроидные очки зрителя, в которых фильтры сдвинуты точно так же. В результате, «правый» фильм виден только правому глазу, а «левый» - левому… Наш мозг это складывает покадрово - на лету, и мы визуально ощущаем объемность показанного, - как в стереоскопе… По второй технологии левый и правый ракурсы каждого кадра показываются по очереди, а перед объективом также быстро меняется ориентация поляризатора… Снова – отражение от спецэкрана, попадание в очки, и эффект стерео…
Корреспондент: Погодите, но тогда получается, что каждый глаз видит на экране только через кадр? …Четные изображения одним глазом, а нечетные – другим? Это как в «25-м кадре»»? А разве такое мелькание не вредно?
Однороженко В.Б.: Во-первых, при таком показе кадры проецируются с удвоенной частотой, т.е. каждому глазу достается все тот же киношный стандарт в 24 кадра. А про остальное вам скажет Бен Гургенович, он когда-то занимался любительской киносъемкой…
Степанян Б.Г.: …Да, отличная была камера – «Кварц». Снимал на 8-миллиметровую пленку, 16 кадров в секунду…
Корреспондент: Как 16? А мелькание?!
Степанян Б.Г.: Заметность мелькания кончается выше 8-10 кадров в секунду, поверьте… Вы можете прочесть об этом в любом справочнике по НОТ – научной организации труда. Инженеры научились мерить эту незаметность и даже сравнивать такие же незаметные глазу разные частоты, используя стробоскопические приборы. Кстати, «заметность» мелькания на некоторых экранах с заведомо высокой частотой – как раз стробоскопический эффект… К вашему сведению, на частоте «любительских» 16 кадров вы смотрите фильм без малейших напрягов, слитно, как самый обычный приличный ролик. Инерционность нашего зрения (а оно очень инерционно – это же медленные биохимические процессы) скрадывает чередование кадров, и мозгом мы «видим» цельное действие, динамику… Поэтому, когда снова прочтете в малограмотных публикациях, что «…из-за раздельного чередования кадров для левого и правого глаза вызываются неприятные ощущения, мозгу непривычно и неудобно воспринимать сигналы от нервов таким образом» (это еще один «эксперт» в интернете вещает на тему вредности 3D), - помните: на принятых частотах показа стерео-фильмов никакого мелькания нет, «неприятые ощущения» только от внушения таких глупостей!
Корреспондент: А как же 25-й кадр?
Однороженко В.Б.: А тут совсем другой механизм: в отличие от динамически меняющегося «живого» кино, вы вставляете в видеоряд один и тот же кадр с некоторым как бы неощутимым интервалом, но много раз. И здесь эта же инерционность зрения, за счет повторения, обеспечивает некое как бы «накопление образа», оно происходит в подсознании и проявляется только в определенных условиях… Если, к примеру, таким «кадром» является снимок кружки пива, то вблизи полки с пивом вам, скорее всего, как-то сильнее обычного захочется его выпить (не факт, что купить!). Но если вместо этой полки вы оказались на своем рабочем месте, то о пиве и не вспомните… К тому же это внушение – одноразовое, без внешнего закрепления оно быстро рассеивается… А вообще-то, это обоснование - от психологов, работающих на рекламу, т.е. «делите на двадцать»!
Корреспондент: Так, с мельканием и 25-м кадром разобрались… А что вы расскажите о своих разработках по 3D?
Однороженко В.Б.: Могу определенно и ответственно заявить: у нас замечательные результаты, и мы по-прежнему на полкорпуса опережаем конкурентов…
Корреспондент: Стоп-стоп-стоп! …Как это опережаете, если европейские, японские и корейские 3D-телевизоры уже поступили в продажу, а вашей продукции там как не было, так и нет!
Однороженко В.Б.: Ну, будь у нас возможности хоть одного из конкурентов, - наша продукция давно была в каждом доме, на каждой мобилке и на любом компьютере… Просто, кроме идей, исследований и конструирования, надо иметь возможность хотя бы ограниченного производства, структуру поддержки: должна быть подготовлена торговля, надо широко оповестить о новом товаре, нужно располагать финансовой «подушкой» для ценовых маневров… К вашему сведению, и сегодняшние 3D-товары отнюдь не новинки: эти конструкции примерно из 2002-2005 годов, когда ряд вендоров, отказавшись от чересстрочной развертки стереопары (с поляроидной маской и пассивными очками), решился, наконец, выпустить беспроводные стерео-очки затворного типа, основываясь на проверенной успешности Bluetooth, Wi-Fi или ИК-каналов для передачи управляющих синхро-сигналов от телевизора – к очкам… Это была просто замена проводов, которые прежде использовались с очками: никакой революции! Кстати, а сами «очки со шнурками» к тому времени уже успешно поработали в большинстве наиболее известных дизайн-центров: автомобильных, авиационных, судостроительных, архитектурных и т.п. Именно они вытеснили из компьютерного обихода и игр некогда популярные шлемы виртуальной реальности… Сейчас шлемы - всего лишь экзотика для ограниченных спецприменений…
Степанян Б.Г.: …Это Василий Борисович деликатно подводит вас к мысли о том, что на плечах раскрученного «Аватара» и на волне прорвавшейся за ним модности 3D, - в торговле много чего может появиться, а, при неосведомленности обывателя, впарить ему «вчерашний день» - не бог весть какая проблема, были бы возможности… А по поводу нашего «тормоза»: учтите, что даже такие монстры, как Samsung, Panasonic, Philips, Sharp, Sony и т.д., несмотря на всю свою техно-финансовую самодостаточность, все это время просидели со своими наработками «в засаде», ожидая, что придет еще более «мощный дядя» и разбудит, наконец, долгоспящее 2D-царство. Чего уж про нас-то говорить… Таким «дядей» для всего мира стал Голливуд со своей витриной - Джеймсом Камероном, за плечами которого «Терминатор» и «Титаник»… Надо сказать, что Камерон – как фронтмен 3D-катаклизма, сделал даже больше, чем ожидали от него спецы: он жестко встряхнул все ведущие киностудии и прокатчиков – «Хватит спать в оглоблях, мечтать о совершенных инструментах и ждать успеха у конкурентов! Пора делать дело!». Он заставил говорить о своем фильме все мало-мальски значимые СМИ, он получил «Оскара» и добился рекордного коммерческого успеха не на благоприятной коньюнктуре, а вопреки глобальному финансовому кризису – «Аватар» обогнал даже докризисные достижения проката! …И вот, только после этой всесторонней очевидности, после такого подвига и массированного PR, - на выставках и на торговых витринах появились известные вам «новинки»…
Корреспондент: И вы действительно настаиваете на своих кавычках в «новинках»?
Однороженко В.Б.: Давайте, для ясности, мы вас убедим по-другому: в начале 2005-го года мы небольшой командой поехали на ежегодную московскую выставку «Кино-Фото» и, между прочим познакомившись там с коллегами, получили от них адрес компании, где спокойненько приобрели примерно за 75 баксов – затворные очки «на шнурках», блок управления их синхронизацией, еще десяток стерео-очков разного типа, 4 диска с готовым 3D-контентом, с профильными пособиями и конверторами для синтеза 3D-картинок… Как вам наша спонтанная покупка?! Подчеркиваю – спонтанная; будь у нас побольше времени искать и торговаться – нашли бы подешевле! Про реальную стоимость простого блочка Bluetooth для беспроводного управления мы справились уже дома – на местном радиорынке, у ребят, занятых ремонтом мобилок: две «встречные» сборки за 19-25 баксов! Вам это что-нибудь говорит? Мне – радиоинженеру говорит, что уже тогда – в 2005-м красная цена «отвязных» (беспроводных) затворных очков с батарейным питанием должна быть вблизи 50-70 баксов…
Корреспондент: Погодите-погодите, Василий Борисович, не пойму о чем вы… ведь их сейчас продают по 150-220 долларов за штуку? А к фирменным 3D-телевизорам придаются только одни очки, так что «для-дома-для-семьи» придется прикупать, как минимум, еще 2-3 штуки, иначе увлечение 3D в массах не пройдет... Ничего себе перспектива!
Степанян Б.Г.: А это – как в известной сказке о том, как хитрец коня задешево продавал. Помните такую? Цена коня (здесь – телевизора) – объявлялась копеечной, но продавался коник только «в пакете» с супер-дорогой уздечкой (а здесь – очки)… И вот, если ты западал на коня, то все равно покупал весь «пакет» по цене, установленной тем сказочным маркетологом…
Корреспондент: Т.е. опять лохотрон для обывателя?
Степанян Б.Г.: Ну, почему лохотрон? Есть в торговле и вполне экономные решения, только не с затворными очками, а с пассивными поляроидами. Мы недавно как раз тестировали такой дисплей от ноутбука Aсer: приличная машинка, к ней придаются поляроидное пенсне (это для близоруких – цеплять на обычную оправу) и одни очки в пластиковой оправе. Прикупить к такому дисплею дополнительных т.н. одноразовых поляроидов обойдется не более 2-5 баксов за штуку, т.е. на порядок дешевле затворных гаджетов…
Корреспондент: А этот Aсer лучше ваших конструкций, которые …все-таки не появились в торговле?
Степанян Б.Г.: А вы посмотрите на это не с позиции производителя и торговли, а от покупателя, - тогда ваш вопрос прозвучит не провокативно, а по-житейски… Ведь что означает купить новый 3D-телевизор или тот же ноутбук Aсer? Если вы вообще без телевизора, или он дышит на ладан, - тогда все ясно: его и так придется заменить новой машиной, и не исключено, что вы купите какую-нибудь 3D-новинку. А если ваш 2D-телик недавно куплен, вполне в порядке и готов служить дальше… Вот вы, в этих условиях, легко решитесь на замещающую покупку 3D-аппарата? Ведь он дороже, к нему-таки нужны еще и дополнительные очки, и 3D-видео пока не так, чтобы на каждом шагу, не говоря уже о 3D-ТВ-вещании… А ведь есть еще один тщательно замалчиваемый продавцами факт: купить-то вы, положим, купите, а где гарантия, что ваша покупка будет совместима с завтрашними 3D-стандартами? Они-то еще в процессе согласования-утверждения…
Корреспондент: Ну, тогда лучше забыть про 3D и остаться с родным 2D-телевизором до лучших времен…
Однороженко В.Б.: А вот, и ошибаетесь! Мы-то как раз придерживаемся альтернативной позиции: давайте смотреть 3D прямо сейчас - на самых обычных 2D-аппаратах! Не в неопределенном «завтра», а прямо сегодня, и не с запредельными ценами на «спецновинки», а по вполне доступным стоимостям за простенькие приставки… Улавливаете? Не завтра - а сегодня, не взамен – а как дополнение, не разорение при покупке – а вполне доступная цена! И тогда не страшен вопрос о будущих стандартах: отказаться от дешевой приставки проще, чем от дорогого, но в одночасье ставшего нестандартным 3D-телевизора… И ведь знаете, скорее всего, тогда к этим 3D-«мутантам» будут предлагаться какие-то модули согласования с введенными 3D-стандартами, вероятней всего – опять-таки за немалые деньги... Это ж обычная инженерная практика: зачем ломать (т.е. замещать), когда можно достроить?
Корреспондент: Но ведь про новые 3D-телевизоры в рекламе говорят, что они принципиально инновационные, т.е. нарастить их чем-то, или дорасти до них, - проблематично…
Однороженко В.Б.: Опять ошибаетесь! По крайней мере относительно аппаратов с затворными очками: это самые обыкновенные 2D-телевизоры, там нечего «наращивать»… Повторить? От ваших реально-прошлогодних и даже 5-летней давности 2D-покупок они принципиально отличаются только одним – в них встроен блок передачи наружу (на очки) сигналов смены кадров на экране. Все остальное – из «вчера»!
Корреспондент: Но ведь вчера 3D не было, а с ними стало!
Однороженко В.Б.: Так ведь это – не заслуга «новых» телевизоров, так синтезирован формат передачи на телестудии! Куда ж денется это 3D, если вы гоните в эфир или по кабелю именно два ракурса под очки? Вдумайтесь: передатчик на телестудии это позволяет, ему без разницы – был бы отформатированный для этого контент… При этом, никаких ограничений на эфир или кабель: технически это – самая обычная трансляция… А в качестве приемника - я же рассказал вам о нашей покупке 2005-го года: все отличие – только в «шнурках» для очков, вы понимаете? Если в этом неизменном режиме вы транслируете по ТВ киношку в формате «ракурс-за-ракурсом», то хоть со шнурками, хоть без них, - ваши затворные очки покажут стерео на любом телевизоре, независимо от его рекламной «специализации»… Так что, «новые» аппараты – просто текущая возможность использования интереса к 3D, хотя это и заведомо временное решение с ограниченным сроком пользования – до появления реально перспективных аппаратов… Скажу больше: это даже перезревшая возможность: о грядущем «Аватаре», о его безусловном успехе и о необходимости подготовки к новому 3D-бизнесу, - мы говорили еще 3 года назад, впервые широко знакомя публику с идеями и результатами своего проекта. рассказывая о нем менеджерам крупнейших в СНГ компаний мобильной связи…
Корреспондент: А чего же они не ухватились за эту возможность?
Однороженко В.Б.: Ну, положим, кое-за-что они все-таки ухватились - из розданных для ознакомления 18 образцов своей пленки (мы их пустили по рядам) ничего кроме ножниц обратно не вернулось, т.е. в личном плане присутствовавший народ шустро сориентировался в своей пользе и «оприходовал» нашу 3D-пленку для мобилок как надо! Другое дело, что этот «порыв» никак не распространился на интересы компаний…
Степанян Б.Г.: …А им в то время и без нас было комфортно: мобильный рынок рос как на дрожжах, тарифы в СНГ – круче чем во всем мире, - доходность сумасшедшая, хоть чучело в кресло управленца посади – хуже бизнесу не станет! В точности как в отлаженном банке… Понадобился глобальный кризис, чтобы эти манагеры, или хотя бы какая-то их продвинутая часть, - поняли, что в зарубежных ПТУ, где они обучались, не было и нет антикризисных спецов и рецептов (иначе и кризис не состоялся бы), что не стоит «ждать милостей от природы» - скорее дождешься увольнения по кризисному сокращению штатов… И вот только теперь – после двух кризисных лет этот народ потихоньку начинает вспоминать о своем стартовом инженерном или ином образовании и пытается в меру своего остаточного кругозора нащупать хоть что-то из хайтека, применимого в бизнесе, и хоть с оговорками о рисках, но делает это без оглядки на разных гуру с запада-востока… А тут еще «Аватар» подоспел – живая подсказка даже для клинических тупиц: прокатная выручка, превысившая докризисный рекорд! А ведь мы еще в январе 2007-го им же говорили: эффективность стерео-показов на 40-44% выше традиционных… Т.е. у многих кризисных банкротов могла бы быть совсем иная бизнес-история, воспользуйся они тогда нашими предложениями…
Корреспондент: Я пытаюсь понять: почему это не произошло… Давайте потренируемся на мне: уговорите меня стать вашим спонсором…
Однороженко В.Б.: Ну, спонсировать нас незачем, а в партнеры – уговорим... Приходилось передавать или скачивать картинки или ролики на свой мобильник?
Корреспондент: …mms-кой что ли? Конечно приходилось!
Однороженко В.Б.: Картинки-ролики были цветные?
Корреспондент: …разумеется…
Однороженко В.Б.: А телевизор дома тоже цветной?
Корреспондент: …а как же иначе, даже два; который поменьше - на кухне, всегда в деле!
Однороженко В.Б.: Т.е. вы сейчас внятно и ответственно заявили, что имеете по крайней мере не один приемник цветного изображения и умеете с ним управляться. Уверен, что вы понимаете, что сами цветные картинки-ролики кто-то уже сформировал, «заправил» в передатчик телестудии или на спецресурс для мобилок, откуда сигнал прилетает на ваш приемник по эфиру… Так?
Корреспондент: …ну, очевидно ж!
Однороженко В.Б.: А теперь давайте вернемся к началу нашего разговора: помните – вы тогда упомянули про цветные стерео-очки, и мы еще порассуждали про дальтоников? Те очки это - элементы очень простой и даже древней стерео-технологии: один ракурс кодируется красным цветом, а другой – бирюзовым (по-английски: red-blue – красный-голубой), потом они складываются в общую картинку, которая мало чем отличается от самой обычной… Но стоит одеть на себя те самые стерео-очки… и вы сразу увидите первозданный объемный вид! Повторю для закрепления: та суммарная синтетическая стерео-картинка (она называется анаглифической) или стерео-ролик, составленный из них, - ничем, кроме малозаметных деталей, не отличаются от самых обычных цветных изображений… А теперь задайте себе вопрос: если эти анаглифы – это просто цветные изображения или ролики, то что мешает организовать 3D-ТВ-вещание прямо сегодня? Или натолкать их на любой мобильный ресурс? Пусть народ пользуется!
Корреспондент: Погодите, вы хотите сказать, что все это можно было сделать давным-давно?!
Однороженко В.Б.: Ну, разумеется! Вы ведь со своим цветным приемником – телевизором или мобилкой, - справитесь, не подведете? А на студийной стороне – тоже грамотные люди, для них это - самая рядовая цветная трансляция: грузи себе с диска на передачу в эфир - и все! Сигнал без затей (он-то не знает, что в нем спрятана кодировка) попадает в итоге на ваш приемник и демонстрируется на его экране – будь то телевизор или мобилка. Ну, картинка и картинка, ничего особенного… Но стоит вам снова посмотреть в те самые цветные стерео-очечки, как экран проваливается в третье измерение: картинка-кадр перестает быть плоской, она – объемна! И заметьте - ничего же изменилось: студия – та же, тракт – без перемен, приемник – тоже… Только на одном конце – анаглифический контент (картинка или ролик), а на другом – зритель со стерео-очками…
Корреспондент: Так чего же не показывают стерео, если все так и есть?! Это же было бы замечательно!
Степанян Б.Г.: О, надо полагать - вы уже в партнерах? Т.е. вам, в принципе, ясно, что это может стать доходным бизнесом и что он вполне может быть реализован прямо сегодня? Мы ведь точно так и подумали, начав заниматься своим стерео-проектом! Придумали – как обойтись без цветных стерео-очков: как бы «спрятали» их в специальную пластинку-конвертор, которая накладывается на любой мини- или микро-экран… Например, на вашей мобилке: закачал mms-кой анаглифическую картинку или ролик, приложил пластинку и смотри себе в объеме безо всяких очков…
Корреспондент: …и-и-и…
Степанян Б.Г.: А никаких «и-и», партнер: коллеги-технари, к примеру, оценили – предмет стал дипломантом выставки HiTech-2007, пользователи тоже оценили – толпа фанатов возле нашего стенда клубилась до самого закрытия той выставки, об этом даже сделали специальный телерепортаж и транслировали его в новостях и на специальном телеканале для продвинутой молодежи…
Корреспондент: Прикольно! И что дальше?
Однороженко В.Б.: А давайте-ка вы сами свои предложения для «дальше»: вот что бы вы стали делать на нашем месте, если бы как мы - не имели своей маркетинговой службы, без свободных денег для опытного производства, без финансовых и торговых партнеров?
Корреспондент: Ну, для начала я бы подготовил ознакомительно-рекламный текст и разослал бы его во все потенциально-заинтересованные адреса…
Однороженко В.Б.: …вот и мы составили представительный реестр адресов потенциального интереса, подготовили сразу несколько вариантов такого текста – в зависимости от адресатов, и стали рассылать готовые тексты, главным образом, после упомянутой выставки HiTech-2007. Кроме того, об этой разработке, о целях проекта и будущем 3D было опережающее сообщено в нескольких статьях и на лекциях, которые были организованы сторонниками проекта и фанатами 3D… Добавлю: рассылка, лекции и статьи продолжаются и по сей день…
Корреспондент: И какой оказалась эффективность этого «моего» предложения?
Однороженко В.Б.: От рассылки: практически - ноль! А от статей-лекций – шквал писем от энтузиастов стерео, которые увидели, наконец, реальное решение для безочкового 3D… Реального в смысле распространенности формата (анаглиф), дешевизны и доступности материалов, а также простоты изготовления наших пластин… Причем, никто из наших корреспондентов, как и вы, ни капельки не сомневался в быстром и заинтересованном отклике от бизнеса…
Корреспондент: Вы хотите сказать, что «реестровые» адресаты так и не отреагировали?!
Степанян Б.Г.: Свыше 90%-ов наших сообщений были удалены без прочтения – как спам, повторные – тоже… Правда, у нас завязалась специфическая переписка с некоторыми известными разработчиками 3D-технологий, но она была недолгой и разведочной – нас спрашивали «что-как-почему», мы в ответ проясняли использованные технические принципы и отличия своего решения от прочих. Т.е. как обычный обмен между специалистами… Заодно узнали, что мы первыми за почти 200 лет добились прогресса в просмотре анаглифов без очков – до того нигде и ни у кого не получалось… Стартовые бизнес-контакты завязались у нас не в Украине и не в России, а в Англии и в Канаде… К сожалению, эти интересанты восприняли наши извещающие тексты - как предложение поставок готовой продукции. Им в благополучных краях и в той докризисной обстановке даже в голову не пришло, что где-то есть проблемы с венчурным финансированием, что наши производственники-полиграфисты не работают в кредит, что какие-то наши партнеры не готовы к отсрочкам оплаты и т.д. и т.п… Кстати, самая феерическая переписка состоялась у нас с Microsoft – еще до патента и «реестра», аж в конце 2005-го: сначала Редмонд (это место размещения штаб-квартиры Microsoft в США) захотел приобрести небольшую партию наших стерео-пластин для отработки использования их с Windows Vista на небольших ноутбуках и развития стерео-режимов в этой ОС, с последующим расширением поставок в случае успеха. Потом, кое-как усвоив наши обстоятельства, маркетологи Vista сделали нам беспрецедентное предложение: они были готовы на ресурсах Microsoft рекламировать Vista совместно с нашими SSA-пластинками… когда мы сможем наладить их массовый выпуск! Нас и фанатов проекта это конечно же ободрило, но ни один украинский или российский банк, до которого нам удалось дотянуться, - «не снизошел» к порыву Microsoft… Ну Microsoft, ну и что, - не «тот размерчик» для них, понимаешь ли! Завтрашние банкроты в этих же банках деньги получали, а мы – нет: у нас не было «кредитной истории», свободных собственных средств «в консолидацию кредита» и ничего кроме патентов в качестве залога. А патент для банковских умов это – просто иероглиф «не понимаю»…
Корреспондент: Ну, от наших банков трудно ожидать чего-то другого… А скажите: и мобильщики тоже никак не реагировали? Я бы сделал ставку на них - ведь именно у них и в интернете самая активная клиентура…
Однороженко В.Б.: Клиентура-то активная, а вот руководство, как бы помягче, - пассивно… Вот, скажем, приходит к нам официальное приглашение для обсуждения приложимости тех самых SSA-пластин к мобильному бизнесу, - от очень крупной компании мобильной связи… Мы берем свои демонстрационные образцы, разъяснительные бумаги – для технарей и маркетологов, кучу занимательных аналиглифических картинок и роликов – на все вкусы, чтобы потенциальный партнер реально увидел масштаб и разнообразие приложений… Приезжаем, встречаемся… не с инициатором встречи (его накануне переместили в другой регион и «посадили» на иные задачи, - такая, в общем-то, полезная практика в этой компании), а с местным шефом по инновациям и развитию и с его девчушкой-сотрудницей… Все 50 минут встречи (а мы, чтобы не сорвать ее из-за тогдашних проблем с ж/д и успеть к назначенному часу, - поехали своим ходом, сам пол-смены за рулем…) сидит перед нами этакий немногословный молодой человечек с оловянными глазками, который «не технарь», «не разработчик сервисов», «не создатель контента» (с его же слов; и явно - чтобы не слушать нас, не смотреть бумаги/образцы и не воспринимать аргументы), который «не понимает» интерес к теме у своего уже смещенного шефа и не видит ее связи с задачами своего «департамента». За эти 50 минут (это после нашего-то авторалли!) он дважды сообщил нам о том, что его время и время других сотрудников этого департамента очень дорого (наверное, ожидал, что мы ринемся в кассу заплатить компании за понесенные ею «неудобства» от согласованного визита), что «они», в общем-то, готовы к партнерству из расчета 15:85 («ну, 15% за ваш патент и инициативу»), если …мы (Агентство) найдем заказчиков под эти свои предложения и выберем технических соисполнителей из числа «проверенных компаний, с которыми сотрудничает наш департамент»… Ваши действия, партнер, как вы поступите в финале встречи?
Корреспондент: Да послал бы…!
Однороженко В.Б.: …и было бы совсем не толерантно! А вот мы, в интересах дела, попросили срочно выслать по электронке список «проверенных компаний» для «определения общей платформы действий» и, вежливо (не грохая дверьми) попрощавшись, поехали восвояси… Кстати, списка, даже после напоминаний, мы так и не получили. Зато, некоторое время спустя, узнали, что этот «и<
Вопросы и Ответы
Весной 1869 года, 23 апреля, в Петербурге, в семье обычного чиновника Льва Розинга родился мальчик. Назвали сына Борисом. 24 сентября 1931-го года инженером Семеном Катаевым была подана заявка на изобретение «Устройства для электрической телескопии в натуральных цветах»
Я делал курсовые студентам на своём потоке. Когда выпустился, то пришла идея создать сайт для этого.
Интерактивная трибуна представляет собой единое интерактивное решение, позволяющее проводить презентации, доклады, лекции в самой удобной, облегченной и доступной форме для выступающего.
В сновидениях черпали вдохновение многие ученые и музыканты. Периодическая система элементов явилась Дмитрию Менделееву в общих чертах именно во сне. Во сне без преувеличения творили Моцарт, Бетховен, Вагнер, Сен-Санс Шуман, Толстой, По Ван Гог, Гейне, Вольтер, Лафонтен и другие. Утверждают также, что знаменитый игрок в гольф Джек Никлос сделал во сне открытие, сократившее время прохождения дистанции на 10 ударов!
Интересным примером проявлений "креативного" мышления в условиях кризиса является случай с одним украинцем, который летом 2010 г. заявил об окончательном изобретении вечного двигателя. Тема эта - всем известная, но давно не эксплуатируемая, тем и интересней стратегия и тактика ее применения в этом случае...
Как немецкие технологии завоевали не только дороги России, но и подпольное пространство в квартирах.
Стекла, зеркала и окна есть в каждом доме. Но и сегодня мало кто задумывается над тем, что изготовления стекла это очень трудоемкий процесс, требующий большого мастерства.
Еще не так давно, обычное телевидение вызывало восторг. Детей было не оторвать от экранов, пожилые люди сетовали на «вред» для здоровья от излучения. Но и на сегодняшний день телевидение не утратило свою актуальность, возникло множество телеканалов, появилось спутниковое телевидение.
Комментарии к этой статье