Структура Цивилизации (Социально-Политический Строй)
Социально-политический строй — очередной этаж пирамиды цивилизации — выражает сложную систему общественных отношений. К ним можно отнести следующие их основные виды:
а) социальные отношения между различными группами населения — половозрастными (мужчины и женщины, дети, взрослые и старики); занимающими разное место в общественном воспроизводстве и разделении труда (различные классы, работники физического и умственного труда, жители городов и деревень); различающимися по культурным и религиозным интересам (служители культа и верующие, относящиеся к разным религиям), уровню образования и т.п.;
б) этнические и национальные — между группами людей, живущих в одном регионе (стране) и обладающих общностью культуры, экономики, исторических традиций, языка и т.д.; между людьми, относящимся к разным расам, нациям, национальностям, национальным группам;
в) политические — между партиями, выражающими интересы отдельных социальных групп, классов, стран, этносов, отстаивающими эти интересы в содружестве или противоборстве с другими политическими силами, причем противоборство это может принимать крайние формы вооруженных столкновений, войн, колониальных захватов. Различают внутриполитические отношения (внутри одной страны, государства) и внешнеполитические (между различными странами);
г) государственно-правовые, отражающиеся в различных формах государственной власти, реализующих ее системах правовых норм, обеспечивающих их соблюдение государственных и правоохранительных органов. Государство осуществляет разнообразные функции как внутри страны (обеспечение условий воспроизводства, правопорядка, поддержка определенных слоев населения, подавление сил, стремящихся изменить государственный строй), так и во взаимоотношениях с другими странами (защита от нападений других государств или захват других стран, содержание для этого армий, регулирование внешнеэкономических отношений и т.п.); соответственно различаются сферы правового регулирования.
Каждой цивилизации свойственны свой строй и уровень развития социально-политических отношений. Общеисторической закономерностью является постепенное усиление этой сферы, появление все новых видов и типов отношений. Если в неолитической цивилизации преобладали отношения между половозрастными группами, первыми ступенями общественного разделения труда (скотоводы, земледельцы), соседними общинами, то уже на следующей стадии отношения многократно усложнились: возникли классы, политические группы, государства, правовые системы, выделился слой людей, занимающихся управлением государством, сбором налогов, службой в армии, правосудием, служением культуре. Это был огромный скачок в формировании общества, упорядочении общественных отношений. В каждой последующей цивилизации эти институты совершенствовались, дифференцировались. Они сохранятся и в дальнейшем: как показала историческая практика, время исчезновения классов и отмирания государства еще не пришло. Да и вообще вопрос — придет ли оно, поскольку эти ожидания вытекали из представлений о стирании классовых различий и чисто насильственной функции государства как машины для подавления одного класса другим, противопоставлявшейся самоорганизации равноправных членов общества. Между тем, функции государства разнообразнее, оно является неизбежно возникшей формой самоорганизации общества, противостоящей произволу и хаосу в общественных отношениях.
На разных фазах цивилизационного цикла уровень упорядоченности социально-политической сферы неодинаков. В переходные периоды резко обостряются социальные противоречия, борьба между различными классами, партиями, государствами доходит до крайних форм череды революций, гражданских и межгосударственных войн, происходит смена лидеров социально-политической сферы, сопровождающаяся ломкой части государственного аппарата, изменением правовой системы, политических институтов. В социально-политической сфере наблюдается хаос, нарастает беззаконие, усиливается преступность; в войнах, революциях и от рук преступников гибнет значительная часть населения. На следующих фазах цивилизационного цикла из хаоса переходного периода рождается новая упорядоченность социально-политической сферы, отвечающая происшедшим радикальным переменам в человеке, технологическом и экономическом способах производства.
(RusArticles SC #4236940)
Нажмите здесь, чтобы опубликовать эту статью на своем сайте или блоге, это бесплатно и просто!Расследуя структуру человечества последнего тысячелетия, Тойнби обнаружил пять живых цивилизаций
Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
Термин «цивилизация» введен сравнительно недавно — около двух столетий назад — французскими просветителями для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, право¬вой строй. Но вскоре этому быстро привившемуся понятию стали придавать совершенно раз-личное значение.
Почему происходит смена цивилизаций? В самой общей форме ответ будет таков: потому что господствующая цивилизация отжила отведенный ей историей срок, исчерпала свой потенциал, подошла к последней фазе своего жизненного цикла.
Третий этап переходного периода можно характеризовать как патовую ситуацию, сравнительно недолгий период равновесия сил старого и нового мира.
Ответим теперь на третий и последний вопрос: каковы содержание, этапы и итоги переходного периода к новой цивилизации?
Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм.
Структуру цивилизации можно представить в виде усеченной пирамиды, которая делится по вертикали на пять этажей, каждый из которых, в свою очередь, включает ряд взаимодополняемых элементов.
Для объяснения причин вымирания динозавров выдвигалось множество гипотез. Но один факт оставался почти совершенно не замеченным: гибель динозавров совпала с появлением...
В статье дана критика советского принципа распределения по труду – принципа равной оплаты за равный труд – и обоснована необходимость перехода к новому принципу распределения при социализме. Без которого этот социальный строй не может превзойти капитализм. По эффективности экономики и качеству жизни людей.
Привлечение и удержание целевой аудитории – это два кита, на которых держится коммерческое радио. Чем больше людей слушают радиостанцию, тем большая вероятность выгодной продажи рекламного времени. Для FM-станций одним из главных инструментов привлечения слушателя является музыкальный материал. Однако не менее важна и его подача, ведь большинство радиостанций имеет практически одну и ту же фонотеку (но успешны далеко не все). В статье описана новая методика музыкального программировании эфира.
Резюмируется информация, данная в исследовательской работе, проводится сравнение задействованных личных материалов и источников. В завершении демонстрируется решение определенной исследованием задачи.
Особенности аудита текущих биологических активов животноводства в связи с внедрением П(с)БУ 30 «Биологические активы». В результате этого возник ряд вопросов, связанных с первоначальным признанием и оценкой текущих биологических активов, а также с порядком учета доходов и расходов от их признания.
Рассматривая многие формулы, у нас возник вопрос: а возможно ли обобщить их, сформулировать единый закон, универсальную формулу? Мы бы назвали ее Формулой Мира, то есть формулой, описывающей все известные нам явления в мире.
Каждый студент по-разному подходит к выполнению этой работы. Одни с удовольствием изучают литературу, проводя недели в библиотеках и читальных залах, пишут план работы, проводят...
Феномен цивилизации для человечества не является естественным состоянием и потому сам факт его существования вызывал вызывает споры и дискуссии.
Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
Следует отметить и такую точку зрения, что история общества, содержание которой составляет борьба классов, началась с их появлением, созданием выражающего волю господствующего класса государства, т.е. примерно пять-шесть тысяч лет назад.
Определив сущность и структуру цивилизаций, механизм их смены, впору примерить предложенные нами понятия и подходы к реальному историческому процессу. Первый вопрос, который при этом возникает: с ка¬кого момента начинать отсчет истории общества?
Третий этап переходного периода можно характеризовать как патовую ситуацию, сравнительно недолгий период равновесия сил старого и нового мира.
Ответим теперь на третий и последний вопрос: каковы содержание, этапы и итоги переходного периода к новой цивилизации?
Каждая цивилизация вносит качественные изменения в систему производственных отношений — формы и способы присвоения (собственности), распределения, обмена. Эти перемены имеют своим первоисточником человека, необходимость создать оптимальный при данных технологических и организационных условиях производства экономический интерес, мотивационный механизм.
Последствия кризиса потребностей неоднозначны. С одной стороны, «вымываются» неоправданно высокие, паразитические потребности, не подкрепленные возможностями и ресурсами (как это произошло в США, других развитых странах в конце 70-х — начале 80-х годов).
Перейдем теперь к ответу на второй вопрос — как происходит смена цивилизаций, каковы последовательность и механизм этой смены по разным этажам цивилизационной пирамиды. Первоисточник перемен следует искать в фундаменте пирамиды, в человеке, в динамике его потребностей и способностей, знаний, навыков, интересов.