Культура, Жизнь И Человек В Понимании Шпенглера
Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) вслед за Ницше и другими представителями «философии жизни» вносит свой вклад в понимание жизни, рассматривая ее постоянное станов¬ление как истину, как реальность, свободу, дух, стремящийся к безграничному расширению, риску, игре. В соответствии с та¬ким пониманием жизни и человек трактуется как свободное, открытое, незавершенное существо, постоянно вопрошающее Бога и себя о смысле жизни, судьбе, смерти, ибо он, в отличие от животных, осознает свою смертность и испытывает страх не столько перед миром, сколько перед смертью. Благодаря куль¬туре, в которой заложено и завоевание мира, и защита от него человек уменьшает страх столкновения с миром и преодолевает страх собственной смерти. Оригинальная культурологическая и историческая концепция представлена в знаменитом произве¬дении Шпенглера «Закат Европы». По его мнению, культура от¬лична от природы, а значит, она нуждается в специфических методах изучения. Если природа — это мертвое, ставшее, веч¬ное, статичное, пространственно организованное, то культура — это живое, становящееся, органичное, подчиненное времени. По отношению к природе применимы принципы причинности, обратимости во времени, сохранения энергии, числа. Культура же постигается образной интуицией, аналогией, она уникальна, неповторима. Для ее описания необходимы такие понятия, как мгновение, продолжительность, цель, полнота и пустота жизни, Для Шпенглера культура — самоограничение коллективной сути народа. Она аналогична музыке, звучащей в созидающей сути. Как действительность культура выражает себя в многообразных, строго зафиксированных формах архитектуры, в языко¬вых, философских, художественных формах, в бездушном разу¬ме. Так трактуя культуру и высказывая недоверие разуму, Шпенглер напоминает, что уже Ницше доказал, что разум явля¬ется всего лишь орудием «воли к власти», а Маркс трактовал ра¬зум как инструмент «классовой воли». Поэтому культура отличается уникальностью. Шпенглер считает, что каждая культура изолирована, не имеет ничего об¬щего с другими культурами. Формулируя идею «взаимонепро¬ницаемости» культур, Шпенглер не отрицает отношений между культурами, но отмечает, что их смысл остается уникальным, их нельзя перенести из культуры в культуру, а если изменилась душа народа или символические формы одной культуры ис¬пользуются в другой, они становятся источником творчества новой культуры. Язык же мироощущения, запрограммирован¬ный в культуре, понятен только тому, чья форма принадлежит этой культуре. Шпенглер резко критикует основные постулаты традиционно-западной исторической науки, европоцентризма, согласно которому формирующей точкой исторического про¬цесса является Европа, панлогизм, отождествляющий культуру с разумом, с собственностью представленных идей, историзм «линейно-прогрессивной» направленности, трактующий исто¬рию как исторически восходящий линейный процесс. Шпенглер выделяет восемь культур: египетскую, китай¬скую, индийскую, вавилонскую, «аполлоновскую» (греко-рим¬скую), «фаустовскую» (западноевропейскую) и культуру майя. Это «завершенные» культуры, полностью исчерпавшие свои возможности. В дальнейшем Шпенглер предполагал сделать предметом анализа будущую русско-сибирскую культуру. Дви¬жение истории, ее логика — это процесс смены отдельных изоли¬рованных культур, проходящих в своем развитии определенный цикл (юность, расцвет, упадок). Понятие культуры используется Шпенглером и в ином плане: единая культура исторического целого (ему отводится тысячелетие) до той границы, которая отделяет ее от цивилизации — позднего этапа развития, резкого надлома всех творческих сил, перерождения культуры, ее зату¬хания.
(RusArticles SC #4222030)
Нажмите здесь, чтобы опубликовать эту статью на своем сайте или блоге, это бесплатно и просто!Смена мировых цивилизаций выражает последовательные ступени развития человеческого общества, определяемые по эпицентрам исторического прогресса. Но эти эпицентры периодически перемещаются, особенно при смене суперциклов.
В Перми находится самая большая в мире литая чугунная пушка, при этом являющаяся боевым орудием. Царь-пушка изготовлена в 1868 году по заказу Морского министерства на Мотовилихинском чугунопушечном заводе (предприятие, знаменитый завод артиллерийского вооружения, существует по сей день: с 1871 — Пермские пушечные заводы, с 1957 — машиностроительный завод им. В. И. Ленина, в настоящее время — ОАО «Мотовилихинские заводы»).
В апреле 1783 г. было принято решение о строительстве специального помещения для содержания правонарушителей в Перми – работного и смирительного дома. Здание планировалось обнести рвом с водою (каналом) и палисадом для предотвращения побегов и уменьшения численности охраны.
Битва при Гимерах – одна из самых важных битв между греками и Карфагеном в античной истории. Произошла она в 480 году до н.э. на острове Сицилия
Следует отметить и такую точку зрения, что история общества, содержание которой составляет борьба классов, началась с их появлением, созданием выражающего волю господствующего класса государства, т.е. примерно пять-шесть тысяч лет назад.
В 996 году к власти приходит третий фатимидский халиф, ал-Хаким, рожденный от матери-христианки (ее влияние на формирование правителя подчеркивают многие историки). В этот период ему было всего 11 лет. Регентом при Ал-Хакиме был Футух Барджаван. Приход к власти ал-Хакима сопровождался кровопролитным противостоянием магрибинцев и машрикитов, закончившееся временной победой магрибинцев (берберов).
Определив сущность и структуру цивилизаций, механизм их смены, впору примерить предложенные нами понятия и подходы к реальному историческому процессу. Первый вопрос, который при этом возникает: с ка¬кого момента начинать отсчет истории общества?
Агридженто в первую очередь популярна знаменитой Долиной Храмов – остатками греческих храмов на Сицилии.
Феномен цивилизации для человечества не является естественным состоянием и потому сам факт его существования вызывал вызывает споры и дискуссии.
Экономические исследования и программы различных философов помогали обществу объяснить законы формирования и существования рыночных и общественных отношений.
Специфика античной философии выделяло её определённым отношением к основным философским категориям, в том числе и сознанию. Статья о античной философии, особенностях, философах.
Наука философия изучает не только теорию литературы, иных предметов искусства, но и такую абстрактную сторону человеческих отношений как религию. Представляем особенности филосовского изучения феномена религии и основных теоретиков.
Принципы диалектики в философии средних веков, её сходство и отличие от философии античности и нового времени. Известные теоретики их идеи.
Статья об идеях, которые выдвигал Ницше, позже вследствии своей двоякости к пониманию, ставших прообразом шовинистских идеалов.
Основные черты классической философии, выделившие её в отдельную категорию, особенности и характеристики.
Филосовские взгляды Гегеля, их исходные принципы, сравнение с теориями иных философов.